РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 ноября 2011 г. г. Уфа Калининский районный суд г. Уфа Республики Башкортостан в составе: судьи Фаршатовой И.И. единолично, при секретаре Ибрагимовой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4822/2011 по иску прокурора Калининского района г. Уфа в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 70», Администрации ГО г. Уфа об обязании выделить денежные средства на ограждение территории школы, обязании устранить выявленные нарушения законодательства о противодействию терроризму, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Калининского района г. Уфа обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой Калининского района г. Уфа по заданию прокуратуры РБ в связи с совершением взрыва в детском саду г. Комсомольск-на-Амуре с привлечением специалистов инспектора ОНД г. Уфы УНД ГУ МЧС России по РБ, специалиста УГЗ по Калининскому району ГО г. Уфа РБ, специалиста отдела образования Администрации района, ведущего специалиста ПЦО № 2 УВО при УВД по г. Уфа проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений района. Проверка МОУ «СОШ № 70» показала, что территория учреждения имеет разрушенные ограждения по всему периметру, ворота с тыльной стороны и калитки по периметру отсутствуют, автотранспорт беспрепятственно проезжает по территории учреждения. Посторонние лица на территории распивают спиртные напитки. Наличие свободного доступа на территорию, отсутствие ограждений влекут доступ посторонних лиц, бесконтрольное нахождение их на территории и возможное совершение террористических актов и других преступных посягательств в отношении учащихся (несовершеннолетних), работников учреждения, а также имущества учреждения. В связи с чем, прокурор просит суд обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ выделить денежные средства на ограждение территории МОУ «СОШ № 70» и обязать МОУ «СОШ № 70» устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму. В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Уфа Шамиева А.Ф. иск поддержала и просила суд его удовлетворить по указанным в нем основаниям. Представитель ответчика СОШ № 70 по доверенности Канбекова Н.А. иск не признала и просила суд в его удовлетворении отказать по основаниям, указанным в отзыве на иск. Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа по доверенности Басенко И.Ю. иск не признала и просила суд в его удовлетворении отказать. Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, обсудив их доводы и возражения, суд пришел к следующему выводу. Из искового заявления следует, что Прокуратурой Калининского района г. Уфа по заданию прокуратуры Республики Башкортостан в связи с совершением взрыва в детском саду г. Комсомольск-на-Амуре с привлечением специалистов инспектора ОНД г. Уфы УНД ГУ МЧС России по РБ, специалиста УГЗ по Калининскому району ГО г. Уфа РБ, специалиста отдела образования Администрации района, ведущего специалиста ПЦО № 2 УВО при УВД по г. Уфа проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности, антитеррористической защищенности образовательных учреждений района. Проверка в 18.00 ч. ДД.ММ.ГГГГ г. МОУ «СОШ № 70», расположенного по адресу: <адрес>. Прокурор в иске указывает, что территория учреждения имеет разрушенные ограждения по всему периметру, ворота с тыльной стороны и калитки по периметру отсутствуют, автотранспорт беспрепятственно проезжает по территории учреждения. Посторонние лица на территории распивают спиртные напитки (л.д. 5), что имело место обследование здания школы № 70 с января по март 2009 г. научно-исследовательским, проектно-конструкторским и производственным институтом строительного комплекса РБ Башниистрой. Директор СОШ № 70 К обращалась с ходатайством к Начальнику отдела образования администрации Калининского района ГО г. Уфа П о проведении мероприятий, в том числе: п. 14 Металлический забор по периметру территории школы, ворота в количестве 3 шт., калитки в количестве 5 шт. восстановить в целях обеспечения сохранности внешней стороны здания (л.д. 23-26). Суду представлена дефектная ведомость на капитальный ремонт на 2010-2011 уч. г., утвержденная директором СОШ № 70, в которой в п. 11 предусмотрено: восстановить металлический забор по периметру территории школы, ворота в количестве 3 шт. (л.д. 21). На обращение Заместителя главы Администрации Калининского района ГО г. Уфа Х. к Заместителю главы Администрации ГО г. Уфа РБ Б о выделении денежных средств на устранение нарушений пожарной безопасности в образовательных учреждениях Калининского района было сообщено: выделение денежных средств образовательным учреждениям Калининского района на устранение основных нарушений требований пожарной безопасности будет рассматриваться при распределении средств на реализацию целевой программы «Пожарная безопасность образовательных учреждений ГО г. Уфа РБ на 2011-2015 г.г » (л.д. 20). Аналогичный ответ дан и на обращение Заместителя главы по гуманитарным и социальным вопросам Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ А (л.д. 19). ДД.ММ.ГГГГ г. за № № директор МОУ «СОШ № 70» К. обратилась к Начальнику отдела образования Администрации Калининского района ГО г. Уфа Л. с ходатайством о выделении 285 000 рублей для восстановления ограждения территории школы, ворот в количестве 3 штук, калиток в количестве 5 штук, 115 000 рублей для оборудования системой видеоконтроля за посетителями и прилегающей территории с круглосуточной записью на видеоноситель (л.д. 18). ДД.ММ.ГГГГ г. за №№ Заместитель главы Администрации по гуманитарным и социальным вопросам А обратилась к Заместителю главы Администрации ГО г. Уфа РБ Б с ходатайством о выделении МОУ «СОШ № 70» финансовых средств в объеме 285000 рублей для восстановления ограждения территории школы по периметру, установки ворот в количестве 3 штук и калиток в количестве 5 штук (л.д. 17). На указанное обращение был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ г. за № № согласно которому: в 2011 г. согласно титульному списку на капитальный ремонт образовательных учреждений ГО г. Уфа РБ в МОУ СОШ № 70 проведен капитальный ремонт кровли на сумму 1 001 055 руб. На сегодняшний день источники для дополнительного выделения денежных средств по капитальному ремонту отсутствуют. Данный вопрос будет рассмотрении в ходе исполнения бюджета (л.д. 22). Прокурором к иску приложен акт о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ г., из которого не следует, что осмотр проведен с привлечением специалистов инспектора ОНД г. Уфы УНД ГУ МЧС России по РБ, специалиста УГЗ по Калининскому району ГО г. Уфа РБ, специалиста отдела образования Администрации района, ведущего специалиста ПЦО № 2 УВО при УВД по г. Уфа, подписей указанных лиц в акте не имеется. Иных доказательств в подтверждение доводов о нарушении ответчиками закона истцом не представлено. Концепция противодействия терроризму в РФ, на которую ссылается прокурор, определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации, а пп. е) п. 21 к мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относит - организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму). Программы в городском округе город Уфа разработана и принята (постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № № но говоря про технические средства защищенности чаще всего имеют ввиду системы видеонаблюдения, тревожные кнопки, автоматические сигнализации и т.д. Норм об обязательном наличии калиток и ворот в образовательном учреждении в концепции нет. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников Приказа Минобрнауки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 не содержит норм по обязательной установке в образовательном учреждении калиток и ворот; предусмотрено соответствие состояния территории требованиям санитарных правил, требований пожарной безопасности, требованиям безопасности дорожного движения, но не накладывается обязательство на образовательное учреждение по установке ворот и (или) калиток. Письма вышестоящих органов носят рекомендательный характер, не относятся к законодательным актам, те письма Министерства образования РФ, на которые ссылается истец, не содержат обязательств по установке ворот или калиток в образовательном учреждении. Ссылка прокурора на то, что денежные средства на установку калиток и ворот Администрацией ГО г. Уфа не выделялись, документально не подтверждена. Сведений о том, что Администрация города и руководство СОШ № 70 были ознакомлены надлежащим образом под расписку с актом от ДД.ММ.ГГГГ г. и с результатами проверки, проведенной прокуратурой, или что им были вручены копии этих документов, в деле не имеется. Поскольку доводы истца о несоблюдении ответчиками правовых норм о противодействии терроризму, нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ни чем не обоснованы и не подтверждены доказательствами, оснований для удовлетворении иска прокурора Калининского района г. Уфа к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 70», Администрации ГО г. Уфа об обязании выделить денежные средства на ограждение территории школы, обязании устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии терроризму нет. Тем более, что из документов, представленных представителем школы № 70, следует, что руководство муниципального учреждения предпринимало все необходимые и возможные меры по восстановлению разрушенной ограды школы и калитки в виде направления писем, заявлений о предоставлении денежных средств в адрес администрации города. Руководствуясь ст. ст. 196-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении иска прокурора Калининского района г. Уфа в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 70», Администрации ГО г. Уфа об обязании выделить денежные средства на ограждение территории школы, обязании устранить выявленные нарушения законодательства о противодействию терроризму отказать. Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в кассационном порядке в Верховный суд РБ течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, принявший решение. Судья И.И. Фаршатова