Дело № 2-5142/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сулеймановой А. Т. при секретаре Давлетбаевой Г. Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князева К.А. к Администрации городского округа г. Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, У С Т А Н О В И Л: Князев К. А. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о передаче ему в собственность путем выкупа земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. На данном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости. Объект был приобретен у Ахметова Р. Ф. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок Ахметову Р. Ф. был предоставлен на праве аренды. Договор аренды зарегистрирован в ЕГРП. Истцу было отказано в передаче в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в связи с тем, что данный земельный участок расположен во втором поясе санитарной охраны водных объектов. Истец Князев К. А. просит суд признать отказ Администрации ГО г. Уфа, выраженный в письме № № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать Администрацию ГО г. Уфа в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда заключить с Князевым К. А. договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № по цене <данные изъяты> рублей. Истец Князев К. А. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик - представитель Администрации городского округа г. Уфа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав объяснения и доводы истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Князев К. А. на основании договора купли-продажи является собственником объекта незавершенного строительства (площадь застройки 100 кв. м., степень готовности 25 %), расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРП. Суду представлен договор купли-продажи, заключенный между Князевым К. А. и Ахметовым Р. Ф. ДД.ММ.ГГГГ между КУМС Администрации ГО г. Уфа и Ахметовым Р. Ф. был заключен договор № аренды земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГ между Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа и Ахметовым Р. Ф. было заключено соглашение о расторжении договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Истец Князев К. А. обратился к ответчику с заявление о предоставлении ему в собственность занимаемого земельного участка, однако ему было отказано в связи с тем, что земельный участок за жилым домом № <адрес> находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов. В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам и некоммерческим организациям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса РФ и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами РФ в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в пункте 1 ст. 2 указанного Закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В соответствии с ч. 2 ст. 25. 6 Закона Республики Башкортостан «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-з, до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в ч. 1 указанного закона и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в городе Уфа - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка. Согласно ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», со дня введения в действие Земельного кодекса РФ приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте. Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии с письмом Администрации ГО г. Уфа земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, в связи с чем предоставление земельного участка в собственность не предоставляется возможным. Материалами дела подтверждается, что собственником объекта незавершенного строительства по адресу: <адрес> является Князев К. А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРП РБ. Нахождение земельного участка во втором поясе санитарной охраны водных объектов не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность. В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу п. п. 14 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность. В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН. 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1000 м - при крутом. В соответствии со ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного - бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения в соответствии их санитарными правилами. Ответчиком суду не представлены доказательства (санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по РБ, проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственного-бытового водоснабжения, утвержденный органом исполнительной власти Республики Башкортостан), с достоверностью подтверждающие невозможность передачи в собственность истцу Князеву К. А. испрашиваемого земельного участка. В письме Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа № К-5128 от ДД.ММ.ГГГГ не имеется сведений о принятии органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, которые относятся к местоположению спорного земельного участка, не указано в санитарной зоне какого водного объекта расположен спорный земельный участок. В соответствии со ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии со ст. 10 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений. Статьей 15 указанного закона установлена обязанность органа государственной власти или органа местного самоуправления в срок не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в кадастр сведения. Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничении (обремени) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения). Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права. Как разъяснено в п. 4 письма Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о включении определенного земельного участка в границы зоны могут быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке «16» раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке «16» раздела КВ.1 кадастровой выписки индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и тому подобное) такой зоны. Если в границы указанной зоны включается только часть земельного участка, в кадастровый паспорт или кадастровую выписку также вносится соответствующая информация, содержащая индивидуальные обозначения такой зоны. При этом, если государственный кадастровый учет части земельного участка не осуществлен, дополнительно в строке «16» указывается, что в кадастре отсутствуют сведения о части земельного участка, входящей в зону. При этом в разделе В.2 кадастрового паспорта или кадастровой выписки границы зоны отображаются при наличии соответствующей технической возможности. Согласно кадастрового паспорта на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РБ, земельный участок по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м. имеет кадастровый номер №, относится к категории «земли населенных пунктов», разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства». Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти или местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе данный земельный участок не является ограниченным в обороте. Таким образом, судом установлено, что истец имеет право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположено принадлежащее ей домовладение. Доказательства наличия препятствий, предусмотренных законом, для реализации данного права суду не представлены, судом не добыто. Таким образом, суд полагает требования Князева К. А. о понуждении Администрации ГО г. Уфа заключить с истцом договор купли-продажи спорного земельного участка обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь, ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Князева К.А. к Администрации городского округа г. Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка удовлетворить. Признать отказ Администрации городского округа г. Уфа № № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать Администрацию городского округа г. Уфа заключить с Князевым К.А. договор купли - продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под кадастровым номером: №, расположенного по адресу: <адрес> по цене в соответствии с действующим законодательством. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Уфы. Судья: А. Т. Сулейманова