Дело №2-2972/2011 по иску Кулгуниной Л.З. к Администрации ГО г. Уфа о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации (решение вступило в законую силу)



дело № 2-2972/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

      

25 октября 2011 года                                                                                   город Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахретдинова А.З.,

при секретаре судебного заседания Мухаметдиновой Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Кулгуниной Л.З. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Кулгунина Л.З. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указала, что Кулгунина Л.З., Исмагилов Р.Р. проживают и зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <адрес>, с 2009 года. Указанное жилое помещение находится в доме, использовавшемся в качестве общежития.

На основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, принят в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Согласно ст. 7 Закона РФ «О введение в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным и муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Договор социального найма на жилое помещение - <адрес> заключен с МУП «УЖХ г. Уфы» ДД.ММ.ГГГГ за .

В управление приватизации жилых помещений МУП «Центр недвижимости» г. Уфы были представлены: справка МУП «УЖХ» г. Уфы филиал «Единый расчетно-кассовый центр» «Калининский район отделение «Северное» о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, копия лицевого счета, технический, кадастровый паспорта на <адрес>. Кулгунина Л.З. и Исмагилов Р.Р. право на бесплатную приватизацию жилого помещения не использовали, что подтверждается справкой Росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, выданная на имя Кулгуниной Л.З.

Исмагилов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ нотариально заверенным согласием от ДД.ММ.ГГГГ отказался от участия в приватизации указанной жилой площади.

Согласно части 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимого имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы.

Для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан на указанный объект недвижимого имущества Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан были сданы необходимые документы. Однако в приватизации было отказано, главным образом по причине того, что зарегистрировано право собственности ОАО «УМПО» на жилое строение, расположенное по адресу: <адрес>. Не представлен надлежащий правоустанавливающий документ, являющийся основанием для прекращения записи о праве собственности на здание и перехода права в муниципальную собственность. Указанные документы в КУМС г. Уфы отсутствуют.

При обращении в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа РБ был получен ответ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что приватизация <адрес> невозможна.

Таким образом, проведение государственной регистрации права муниципальной
собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан в установленном законом порядке не представляется возможным. В результате, истец не имеет возможности реализовать
предоставленное законом право на приобретение в собственность занимаемого жилого
помещения.

Истец просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истец Кулгунина Л.З. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истца Ишбаева Г.Х, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика - Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.

В судебное заседание представитель ОАО «УМПО», привлеченное в качестве третьего лица не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.

В судебное заседание Исмагилов Р.Р., Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по РБ не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 8 Закона Российской Федерации “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”, в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд.

Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

П. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Согласно абзаца 1 статьи 9 Закона Российской Федерации “Об основах Федеральной жилищной политики”, от ДД.ММ.ГГГГ, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

В соответствии с материалами дела по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают: Кулгунина Л.З., Исмагилов Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (справка о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ). Исмагилов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нотариально заверенным согласием от ДД.ММ.ГГГГ отказался от участия в приватизации указанной жилой площади.

В феврале 1993 года Председатель Коллегии Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом, принял решение, которым утвердил приватизацию Уфимского моторостроительного производственного объединения УМПО.

Согласно Плану приватизации Уфимского моторостроительного производственного объединения в состав имущества, подлежащего акционированию, в состав Уфимского моторостроительного производственного объединения вошло общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.

В феврале 1993 года состоялось решение Коллегии государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом о преобразовании Уфимского моторостроительного производственного объединения в акционерное общество открытого типа.

Жилой <адрес> принят в муниципальную собственность ГО г.Уфа РБ на основании постановления главы Администрации ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ , акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно кадастровому паспорту, техническому паспорту на жилое помещение - <адрес> - общая площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м, жилая площадь - <адрес> кв.м.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что <адрес> Республики Башкортостан вошел в уставной капитал открытого акционерного общества “Уфимское моторостроительное производственное объединение”, которое ранее, до его приватизации, находилось в ведении государства.

Анализ вышеизложенного позволяет суду сделать следующий вывод: <адрес> Республики Башкортостан вошел в уставной капитал открытого акционерного общества “Уфимское моторостроительное производственное объединение” в нарушение пункта 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа и статье 9 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики”.

В пользу этого вывода суда говорит то обстоятельство, что обязанность ответчика в силу названных выше норм права, по передаче жилищного фонда предприятий, принадлежавших государству, в ведение государственных или муниципальных органов носит безусловный характер.

Согласно справке ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2 право приватизации не использовала.

Согласно выпискам ЕГРП право собственности на <адрес> за истцом не зарегистрировано.

Согласно сообщению Управления росреестра по РБ от ДД.ММ.ГГГГ в государственной регистрации права собственности на комнату 909 по <адрес> отказано в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» для государственной регистрации прав, имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

По данным ЕГРП на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, зарегистрировано право собственности за ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение». На государственную регистрацию не представлено заявление от ОАО «УМПО» о прекращении права собственности на указанное общежитие, заявление на государственную регистрацию права собственности на <адрес> и переход права собственности к МО <адрес> РБ с предоставлением надлежащих правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимости.

В соответствии с абз.1 п.1 ст.16 федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации.

Принимая во внимание, что спорное жилое помещение, предоставленное истцу в нарушение действовавшего законодательства, вошло в уставной капитал акционерного общества открытого типа, что нарушает жилищные права истца по приватизации спорного жилого помещения; в настоящее время жилое помещение, комната <адрес> Республики Башкортостан является изолированным и оборудованным отдельным санузлом, данное обстоятельство не оспаривается ответчиком по делу и подтверждается техническим, кадастровым паспортом спорного жилого помещения, истец не участвовал в приватизации, что подтверждается справкой ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ. На государственную регистрацию заявление от ОАО «УМПО» о прекращении права собственности на общежитие не представлено, что не является виной истца, суд полагает требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По изложенным мотивам суд считает требования иска обоснованными и основанными на нормах действующего законодательства и подлежащими удовлетворению.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кулгуниной Л.З. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворить.

Признать за Кулгуниной Л.З. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>

Данное решение является основанием для регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> за Кулгуниной Л.З. права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Калининский районный суд г. Уфы

Судья Калининского районного суда

города Уфа Республики Башкортостан                                                              Фахретдинов А.З.