Дело № 2-5619/11 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 6 декабря 2011 года г. Уфа Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Фаршатовой И. И. единолично, при секретаре судебного заседания Ибрагимовой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Р. Р. в интересах несовершеннолетних детей Рамазанова А. З., Зариповой С. Р. к открытому акционерному обществу «Научное производственное предприятие «Мотор», Администрации ГО г. Уфа о признании права общей долевой собственности на комнату № № жилой площадью 14 кв.м. в двухкомнатной секции № дома № <адрес> в порядке приватизации по 1/3 доле на каждого, на 1/2 доли прихожей, душевой, двух санузлов, а имен по 1/6 доле за каждым, за Кокоревыми - право собственности на 1/2 долю прихожей, душевой, двух санузлов, а именно по 1/4 доле за каждым, у с т а н о в и л : Зарипова Р.Р., действующая в за себя и в интересах несовершеннолетних детей Рамазанова А.З. и Зарипова С.Р. обратилась в суд с указанным иском. В судебном заседании истица и ее представитель по доверенности Муфтахова З.Р. иск поддержали и просиди суд его удовлетворить по указанным в нем основаниям. Третье лицо Доен О.Ю. (ранее Кокарева), действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего Кокорева Д.О., иск и свои требования о признании право собственности на 1/2 долю прихожей, душевой, двух санузлов, а именно по 1/4 доле за каждым поддержала. Представители ответчиков: ОАО «НПП «Мотор» и Администрации ГО г. Уфа, третье лицо Зарипов Р.Т. в суд не явились, извещены надлежаще. Учитывая мнения лиц, участвующих по делу, на основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке. Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих по делу, обсудив их доводы и доводы иска, суд пришел к следующему выводу. В соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд. В соответствии с ч. 1 ст. 40 и ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилье, никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичное положение было установлено в ст. 10 ЖК РСФСР: никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом. Соответствующее положение содержится в ч. 4 ст. 3 ЖК РФ. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Судом установлено, что истица и ее несовершеннолетние дети: Рамазанов А. З. и Зарипова С. Р. проживают в общежитии по адресу <адрес> Жилая площадь комнаты составляет 14,0 кв.м. (л.д. 9). Комната в общежитии предоставлена истице ФГУП «Мотор» (ныне ОАО «НПП «Мотор») в связи с трудовыми отношениями. ДД.ММ.ГГГГ года ФГУП «НПП «Мотор» заключил с истцом Зариповой Р.Р. договор социального найма жилого помещения (л.д. 7-8). Согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ года в жилой комнате № № в общежитие по адресу <адрес> зарегистрированы: Зарипова Р.Р. с ДД.ММ.ГГГГ г., З Рамазанов А.З. с ДД.ММ.ГГГГ г. и Зарипова С.Р. с ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 9). В силу ст.1 Закона РФ от 24.12.1992г. N4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики», ст.92 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Ст.18 Закона РФ от 04.07.1991г. N1451-1 "О приватизации жилищного фонда в РФИ установлено, что "при переходе государственного или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятия, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления". Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно жилой фонд передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В соответствии с Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденного Постановлением Правительства "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность" от 07.03.1995г. N235 подлежат передаче в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно п.1 Указа Президента ^*Ф от 10.01.1993 N8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", включая и объекты определенные в п.2 Положения. Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992г. N114-pn утверждено Положение об определении пообъектного состава Федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. В соответствии пункта 9 Положения «для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. В перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении Государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность от 27.12.1991 N3020-1. Согласно п. 12 Положения комитет по управлению имуществом республики в составе РФ, края, области,..., города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) обязан внести переданные в государственную, муниципальную собственность объекты в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности. Однако ГНПП «Мотор» не передало здание общежития в муниципальную собственность. Здание общежития по <адрес> является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления ВС РФ от 27.12.1991г. N3020-1, поэтому оно может рассматриваться как объект муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это право в установленном порядке. Как видно из Уведомления Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № помещение, находящееся по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на данный объект отсутствует. ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан Уфимский городской филиал» своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. руководителю Уфимского специализированного филиала Башкирской республиканской коллегии адвокатов сообщил, что сведениями на балансе какого предприятия находится, а также правообладателях вышеуказанного объекта недвижимости филиал не располагает (л.д.18). Согласно части 2 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 1 настоящей статьи может иметь иные права, предусмотренные настоящим кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма. Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Статья 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 данного Закона (ред. от 11.06.2008г.) "Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилой площади в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз". Истица и ее несовершеннолетние дети не использовали данное законом право на приватизацию жилой площади, жилья на праве собственности не имеют, о чем имеются справки ГУП "Бюро технической инвентаризации» Уфимский городской филиал. В силу статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. На основании изложенного суд считает возможным исковые требования Зариповой Р.Р. в интересах несовершеннолетних детей к ОАО «Научное производственное предприятие «Мотор», Администрации ГО г. Уфа о признании права общей долевой собственности на комнату № № жилой площадью 14 кв.м. в двухкомнатной секции № дома № <адрес> в порядке приватизации по 1/3 доле на каждого о признании права собственности в порядке приватизации удовлетворить. На основании решения Калининского районного суда г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ г. за Кокоревой О.Ю., Кокоревым Д.О. признано право общей долевой собственности на жилое помещение - комнату № № находящуюся по адресу: <адрес> по 1/2 доли за каждым. Согласно представленному истицей плану прихожая, душевая и 2 санузла являются местами общего пользования для комнат № № и № №. Истица, ее дети, Кокорева (Доен) и ее дети пользуются своими комнатами на законных основаниях, имеют определенные доли в праве собственности на комнаты, согласно положениям ст. 30 и ч. 3 ст. 42 ЖК РФ они пользуются местами общего пользования на законных основаниях, соответственно приобрели право общей долевой собственности на доли мест общего пользования,. Руководствуясь, ст. ст. 12, 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Зариповой Р. Р. в интересах несовершеннолетних детей Рамазанова А. З., Зариповой С. Р. к открытому акционерному обществу «Научное производственное предприятие «Мотор», Администрации ГО г. Уфа о признании права общей долевой собственности на комнату № № жилой площадью 14 кв.м. в двухкомнатной секции № дома № <адрес> в порядке приватизации по 1/3 доле на каждого, на 1/2 доли прихожей, душевой, двух санузлов, а имен по 1/6 доле за каждым, за Кокоревыми - право собственности на 1/2 долю прихожей, душевой, двух санузлов, а именно по 1/4 доле за каждым удовлетворить, признать за Зариповой Р. Р., Рамазановым А. З., Зариповой С. Р. право общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, по 1/3 доле за каждым, признать за Зариповой Р. Р., Рамазановым А. З., Зариповой С. Р. право общей долевой собственности на места общего пользования, а именно на 1/2 долю прихожей, по 1/6 доле за каждым на душевую и двух санузлов, расположенных по адресу: <адрес> между комнатами № и № признать за Кокоревой О. Ю. и Кокоревым Д. О. право общей долевой собственности на другую 1/2 долю прихожей, по 1/4 доле за каждым не душевой и двух санузлов, расположенных по адресу: <адрес>» между комнатами № и № Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в кассационном порядке течение 10 дней. Судья: И.И. Фаршатова