Дело №2-5076/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 16 декабря 2011 года Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мугиновой Р.Х., при секретаре Камаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миргалиева И.Р. к Администрации Городского округа г.Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, УСТАНОВИЛ: Миргалиев И.Р. обратился с иском к Администрации ГО г. Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 445 кв.м., по цене, устанавливаемой в соответствии с действующим законодательством РФ. В обоснование иска указал на то что, является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, на основании Решения Калининского районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в порядке выкупа. ДД.ММ.ГГГГ от Управления по земельным ресурсам был получен ответ № М-8355, что часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий, находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов и часть земельного участка зарезервирована для муниципальных нужд согласно Решению Совета ГО <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем предоставление в собственность не представляется возможным. Указанный отказ, по мнению ФИО2, является незаконным. Истец просит признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 445 кв.м. В судебное заседание истец Миргалиев И.Р. не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Истцов Исангулова Г.Р., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить. Представители Ответчика, Администрации ГО г.Уфа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, имеется расписка о надлежащем извещении, с заявлением о рассмотрении дела в их отсутствие не обращались, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, дополнительных документов по спору не предоставили. Согласно ст.167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие ответчика. Выслушав представителя Истца, исследуя и оценивая материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Установлено, что Миргалиев И.Р. является собственником жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Основанием к выдаче Свидетельства о государственной регистрации права служит: Решение Калининского районного суда <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ Жилой дом и надворные постройки, принадлежащие истцу и расположенные по адресу: <адрес> расположены на земельном участке прошедшем в установленном порядке кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № и относится к землям населенных пунктов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ между Миргалиевым И. Р. и КУМС Администрации ГО г. Уфа был заключен Договор аренды земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ Как усматривается из материалов дела, истец обратился к Главе Администрации ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность. ДД.ММ.ГГГГ от Управления по земельным ресурсам был получен ответ № М-8355, что часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий, находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов и часть земельного участка зарезервирована для муниципальных нужд согласно Решению Совета ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем предоставление в собственность не представляется возможным. В соответствии с абз.2 ч.1 ст.36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. В соответствии с п.2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка. В соответствии с ч.2 ст. 25.6 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в г. Уфе - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка. Приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержат положений, ограничивающих право гражданина на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования. Пункт 12 ст.85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. На испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов общего пользования не имеется (Определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11-В09-19). Довод Администрации ГО г. Уфа, о том, что предоставление в собственность земельного участка в связи с его резервированием для муниципальных нужд также не состоятелен по следующим основаниям. В соответствии с Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-В08-11, включенным в Бюллетень № от ДД.ММ.ГГГГ «судам при вынесении решения о предоставлении зарезервированного для государственных или муниципальных нужд земельного участка в собственность граждан, следует руководствоваться нормами ст.36 ЗК РФ». Согласно п.8 Положения о резервировании земель», утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст.15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно п.9 «Положения о резервировании земель» утв. Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с абз.2 ч.2 ст.13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшее решение о резервировании земель, направляет копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст.15 ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”. Между тем, ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю в соответствии с Решением Совета ГО г. Уфа РБ, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в материалах дела таких доказательств не имеется. В Кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют. Следовательно, установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд ответчиком не соблюден, факт о невозможности передачи в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан. В соответствии с ч.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. В судебном заседании установлено, что право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрировано в установленном порядке. В соответствии с ч.6 ст.36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Однако Администрация ГО г.Уфа в установленный срок не приняла решение о предоставлении в собственность земельного участка в порядке выкупа, чем нарушила права истца на приобретение земельного участка в собственность в порядке, установленном Законом. Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно Акту согласования, заверенного Администрацией Калининского района ГО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ границы испрашиваемого земельного участка согласованы с правообладателями смежных земельных участков, выявлено, что разногласий нет. В материалах дела имеется выписки из единого государственного прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой установлено, что спорный земельный участок не обременен правами третьих лиц (л.д.25). Как усматривается из справки о регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Калининского района ГО г. Уфа, по спорному адресу зарегистрированных нет (л.д.42). В материалах дела имеется акт согласования границ земельного участка с кадастровым номером 02:55:020430:85 согласно которого границы спорного земельного участка согласованы правообладателями соседних земельных участков (л.д.37). Нотариально удостоверенным согласием № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 выразила свое согласие мужу Миргалиеву И.Р. на оформление прав собственности на спорный земельный участок (л.д.26). Таким образом, судом установлено, что Истец имеет право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположено домовладение. Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, для реализации данного права суду не представлено, судом не добыто. Таким образом, суд полагает требования иска о понуждении к заключению договора купли - продажи земельного участка, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер № общей площадью 445+/-7 кв.м., обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Миргалиева И.Р. к Администрации Городского округа г.Уфа о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка, удовлетворить. Обязать Администрацию ГО г. Уфа заключить с Миргалиевым И.Р., договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью 445+/-7 кв.м., по цене, устанавливаемой в соответствии с действующим законодательством РФ. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд г.Уфы РБ. СУДЬЯ: МУГИНОВА Р.Х.