2-3247/2011 Мифтахов Б.Р. об оспаривании решения, действия органа местного самоуправления (решение вступило в законную силу 11.11.2011г.)



Дело № 2 - 3247 / 2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 октября 2011 года                                                                          город Уфа

Калининский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Мустафиной Д.И.,

при секретаре судебного заседания Селиванец Ю.А.,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Мифтахова Б.Р. об оспаривании решения, действия органа местного самоуправления,

установил:

Мифтахов Б.Р. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать отказ МУ «Земельное агентство ГО г.Уфа РБ» в предоставлении права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> незаконным; обязать МУ «Земельное агентство ГО г.Уфа РБ» устранить в полном объеме допущенное нарушение права и свобод гражданина, а именно: обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка по цене, установленной действующим законодательством на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность, путем подготовки проекта договора купли-продажи и направления его Мифтахову Б.Р. для подписания в течение 20 дней после вступления решения в законную силу; возложить на ответчика обязанность по возмещению судебных расходов на юридические услуги в размере <данные изъяты> рублей; расходы по оплате государственной пошлины возложить на ответчика.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что является собственником домовладения, а также теплицы, гаража, бани, мастерской, расположенные по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 1438 кв.м. с кадастровым номером , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для завершения строительства индивидуального жилого дома. Данный земельный участок находится у заявителя в аренде на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Заявитель обратился в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о выкупе земельного участка и получил письмо от МУ «Земельное агентство ГО г.Уфа», которым заявителю отказано в предоставлении земельного участка в собственность, поскольку часть земельного участка расположена в границах красных линий. Данный отказ заявитель считает незаконным.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела надлежаще извещены, причина неявки не известна.

Представитель заявителя по доверенности Мусалимова И.Р. требования своего доверителя поддержала полностью и просила их удовлетворить по основаниям, приведенным в заявлении.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как усматривается из материалов дела Мифтахов Б.Р. является собственником жилого дома на основании договора дарения, а также теплицы, гаража, мастерской и бани, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

В соответствии с п.2 ст. 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В соответствии с ч.2 ст. 25.6 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» до 1 января 2012 года лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в г. Уфе - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.

Как усматривается из заявления Мифтахова Б.Р. на имя Главы администрации ГО г.Уфа, заявитель просит предоставить ему в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> за плату.

В материалах дела также содержится сообщение заместителя директора МУ «Земельное агентство» ГО г.Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что часть указанного земельного участка расположена в границах красных линий, в связи с чем удовлетворение просьбы о приобретении права собственности на данный земельный участок не представляется возможным.

В соответствии с абз. 2 ч.1 ст.36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В соответствии с ч.6 ст. 36 ЗК РФ, в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации и ч.1 ст.2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержат положений, ограничивающих право гражданина на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

Пункт 12 ст.85 ЗК РФ не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. На испрашиваемом земельном участке каких-либо объектов общего пользования не имеется (Определение Верховного суда РФ от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19).

Подпунктом 5 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 1.6. Положения об Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, принятого Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 20/21 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее Положение) Администрация осуществляет исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах своей компетенции.

Согласно п. 2.2 Положение полномочия в области управления муниципальной собственностью, отношений с организациями на территории округа:

- принимает имущество в муниципальную собственность, осуществляет права собственника муниципального имущества, управляет и распоряжается муниципальной собственностью городского округа в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан;

- ведет реестр объектов муниципальной собственности городского округа;

- решает вопросы приватизации муниципальных предприятий, отчуждения объектов муниципальной собственности;

Согласно п. 2.4 Положения полномочия в области сельского хозяйства, использования земли и природных ресурсов, охраны природы:

- предоставляет земельные участки в установленном законодательством порядке в собственность, аренду и иные виды землепользования, изымает земельные участки;

- ведет реестр земельных участков, реестр арендаторов земельных участков;

- разрабатывает и реализует муниципальные программы по регулированию земельных отношений, рациональному использованию и охране земель;

- организует разработку и осуществление планов земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов на территории городского округа;

- осуществляет контроль за использованием и охраной земель;

- организует проведение на территории округа геодезических и землеустроительных работ;

- определяет условия проведения изыскательских работ на территории округа;

- контролирует выполнение землепользователями, землевладельцами обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель;

- обеспечивает проведение мероприятий по охране окружающей природной среды, соблюдению правил пользования природными ресурсами, животным и растительным миром;

- контролирует проведение экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также ведет контроль за организациями, загрязняющими воздушный и водные бассейны и не обеспечивающими функционирование очистных сооружений;

- способствует развитию прогрессивных форм предпринимательства в агропромышленном комплексе;

- оказывает содействие в развитии садово-огороднических обществ;

- организует закупку излишков сельскохозяйственных продуктов у населения.

Таким образом требования Мифтахова Б.Р. о признании отказа МУ «Земельное агентство ГО г.Уфа РБ» в предоставлении права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> незаконным обоснованы.

Однако требования об обязании МУ «Земельное агентство ГО г.Уфа РБ» устранить в полном объеме допущенное нарушение права и свобод гражданина, а именно: обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка по цене, установленной действующим законодательством на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность, путем подготовки проекта договора купли-продажи и направления его Мифтахову Б.Р. для подписания в течение 20 дней после вступления решения в законную силу не могут быть удовлетворены поскольку МУ «Земельное агентство ГО г.Уфа РБ» не является лицом, обладающим правом принимать решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. Данные полномочия осуществляются Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Мифтаховым ходатайство о замене ответчика не заявлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Мифтахова Б.Р. об оспаривании решения, действия органа местного самоуправления удовлетворить частично.

Признать отказ Муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа город Уфа Республик Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении права собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> незаконным.

В удовлетворении требований Мифтахова Б.Р. об обязании МУ «Земельное агентство ГО г.Уфа РБ» устранить в полном объеме допущенное нарушение права и свобод гражданина, а именно: обязать ответчика заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка по цене, установленной действующим законодательством на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность, путем подготовки проекта договора купли-продажи и направления его Мифтахову Б.Р. для подписания в течение 20 дней после вступления решения в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд г.Уфы РБ.

Судья                                               Мустафина Д.И.