Дело № 2-2285/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 июля 2012 года Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Сулеймановой А. Т. при секретаре Давлетбаевой Г. Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Т.П., Штанько А.П. к Администрации городского округа г. Уфа о расторжении договора аренды и возложении обязанности заключить договор купли-продажи, У С Т А Н О В И Л: Николаева Т.П., Штанько А.П. обратились в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа о расторжении договора аренды и возложении обязанности заключить договор купли-продажи. В обоснование указали, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права их матери Штанько З. А. на праве собственности принадлежало нежилое здание-магазин по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ их мать умерла, в связи с чем истцам было выдано свидетельство о праве на наследство по 1/2 доли магазина на каждого. На сегодняшний день истцы на основании свидетельство о государственной регистрации права являются собственниками нежилого строения – магазин по адресу: <адрес>. Указанный магазин расположен на земельном участке, который в свою очередь поставлен на кадастровый учет. Между КУМС Администрации ГО г. Уфа и Штанько З. А. был заключен договор аренды земельного участка по адресу: <адрес>. Истцы Штанько А. П. и Николаева Т. Н. совместно как собственники строения обратились в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако, им было отказано в связи с тем, что земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов. Истцы просят суд расторгнуть договор аренды за № от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным отказ Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на Администрацию ГО г. Уфа обязанность заключить с Штанько А. П. договор купли-продажи 1/2 доли земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> путем подготовки договора купли-продажи, возложить на Администрацию Го г. Уфа обязанность заключить с Николаевой Т. П. договор купли-продажи 1/2 доли земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> путем подготовки договора купли-продажи, возложить на Администрацию ГО <адрес> обязанность рассчитать выкупную стоимость земельного участка по адресу: <адрес>, действующую на момент обращения истцов Штанько А. П. и Николаевой Т. П. в Администрацию ГО г. Уфа (дата обращения ДД.ММ.ГГГГ года. Истцы Штанько А. П., Николаева Т. П. на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении повестки. В соответствии с ч. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Интересы истцов в судебном заседании представляет по доверенностям Шафиева Ю. А. Представитель Шафиева Ю. А., действующая по доверенностям, на судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении. Ответчик – представитель Администрации ГО г. Уфа, также действующая в интересах Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа, Зотова Н. Н. на судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать за необоснованностью. Третье лицо – представитель МУП «Уфаводоканал» Васикова Г. Ф., действующая по доверенности, на судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать за необоснованностью. Выслушав объяснения и доводы сторон, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с Конвенцией от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав человека и основных свобод», ст. 1 «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе 1 настоящей Конвенции». Согласно ст. 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от ДД.ММ.ГГГГ «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона». В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса. В судебном заседании установлено, что истцы Штанько А. П. и Николаева Т. П. являются собственниками нежилого помещения – магазина по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из ЕГРП. Каждому из них принадлежит по 1/2 доли нежилого помещения по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Уфы (арендодатель) и Штанько З. А. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №, в соответствии с которым арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 737 кв. м. по адресу: <адрес>. Истцы просят суд расторгнуть договор аренды, заключенный между Администрацией ГО г. Уфа и Штанько З. А. В соответствии со ст. 450 ГК РФ: 1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. 2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. 3. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. В данном случае суду не представлены доказательства того, что арендодателем существенно нарушены условия договора, в связи с чем предъявленные исковые требования подлежат отклонению. Из материалов гражданского дела следует, что истцы Штанько А. П., Николаева Т. П. совместно обратились в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о передаче им в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий им на праве собственности объект недвижимости. Письмом № № от ДД.ММ.ГГГГ им отказано в передаче в собственность испрашиваемого земельного участка по адресу: <адрес> на том основании, что он находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов. В материалах гражданского дела имеется кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>. м. по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для эксплуатации магазина. Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На основании ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Из представленного кадастрового паспорта следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>: «РБ, г. Уфа. Санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс». В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Согласно ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, изъятым из оборота, которые не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); 2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; 3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; 4) объектами организаций федеральной службы безопасности; 5) объектами организаций органов государственной охраны; 6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; 7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; 8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; 9) воинскими и гражданскими захоронениями; 10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки: 1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 2) из состава земель лесного фонда; 3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; 4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; 6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; 7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; 8) предоставленные для нужд связи; 9) занятые объектами космической инфраструктуры; 10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений; 11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; 12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; 13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В 1994 года с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы и в соответствии с санитарными правилами и нормами «Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения» СанПиН № утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, институтом «Коммунводоканалпроект» был разработан Проект «Санитарнотопографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы». Ранее границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы определены данным Проектом. Согласно п. 1.11 вышеназванного Положения, проект ЗСО, а также план мероприятий, предназначенных для надежного обеспечения требуемого качества воды источника водоснабжения, были согласованы с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, органами по регулированию использования и охране вод, органами коммунального хозяйства и органами системы Министерства геологии. Согласно п. 7.1.3 вышеназванного Положения данный Проект был утвержден Распоряжением Кабинета Министров РБ за № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности – до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м – при крутом. Согласно письма Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ кратчайшее расстояние от ближайшего уреза воды <адрес> до ближайшего угла земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый номер № составляет <данные изъяты> м. Однако, в соответствии с п. 2.3.2.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № границы второго пояса зон санитарной охраны водотоков (реки, канала) и водоемов (водохранилища, озера) определяются в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. То есть зоны санитарной охраны источников водоснабжения определяются не только в зависимости от расстояния до ближайшего уреза воды, но и в зависимости от природных, климатических и гидрологических условий. В силу п. 2.3.2.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в отдельных случаях, с учетом конкретной санитарной ситуации и при соответствующем обосновании, территория второго пояса может быть увеличена по согласованию с центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Таким образом, нахождение спорного земельного участка до ближайшего уреза <адрес> на расстоянии более <данные изъяты> м, а именно на расстоянии <данные изъяты> м, не может свидетельствовать о том, что испрашиваемый земельный участок не находится во втором поясе зоны санитарной охраны. В соответствии со ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами. Согласно письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам земельных участков под индивидуальную жилую застройку и закрепления под существующие постройки с ДД.ММ.ГГГГ Управлением прекращена. В соответствии с письмом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» № А-2633 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» внесены изменения, в соответствии с которыми отменены требования о выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии использования земельных участков санитарным правилам. С ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнодзора по РБ прекращена выдача санэпидзаключений о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям использования земельных участков для строительства объектов. Суду представлено письмо главного государственного санитарного врача РБ Минина Г. Д., адресованное главному инженеру предприятия Уфаводоканал от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого откорректированный проект «Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы для объекта «Станция озонирования на ЮГВ» рассмотрен и согласован Уфимским городским центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (№ от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно «Инструкции о составе, порядке разработки согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» органами санитарно-эпидемиологического надзора проект согласовывается в одной инстанции госсанэпиднадзора, в связи с чем дополнительного согласования не требуется. Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок ст. 27 ЗК РФ не подлежит передаче в собственность, поскольку находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей, питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, соответственно в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель ограниченных в обороте, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истцов. Проанализировав все обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Николаевой Т.П., Штанько А.П. к Администрации городского округа г. Уфа о расторжении договора аренды и возложении обязанности заключить договор купли-продажи. Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Николаевой Т.П., Штанько А.П. к Администрации городского округа г. Уфа о расторжении договора аренды и возложении обязанности заключить договор купли-продажи отказать за необоснованностью. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 1 месяца путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Уфы. Судья: А. Т. Сулейманова