2-624/11 Сухова О.А. к Администрации ГО, Калининского района, Правительству РБ (не вступило в з/с)



Дело №2-624/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 года город Уфа

Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Мугиновой Р.Х.,

при секретаре Камаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Суховой О.А. к Администрации Калининского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан, Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставление жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Сухова О.А. обратилась в суд с иском к Администрации Калининского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, предоставление жилого помещения, указывая, что в силу ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и с учетом положений ст. ст. 1, 8, 10 вышеназванного Федерального закона, а также ст. 1 Закона <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. ст. 49, 57 ЖК РФ, имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в частности, право на предоставление ей по окончанию пребывания в образовательном и иных учреждениях органами исполнительной власти по месту жительства жилого помещения вне очереди по договору социального найма.

Истец указала, что ее мать - Заборянская Т.Н. решением <адрес> народного суда <адрес> БАССР от ДД.ММ.ГГГГ в отношении нее была лишена родительских прав, отец Сухов А.Б. решением <адрес> народного суда <адрес> БАССР от ДД.ММ.ГГГГ также был лишен родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в Доме для ребенка в городе Уфе, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГОУ Аургазинский детский дом. При поступлении в государственное учреждение закреплённого жилого помещения не имела.

Также указала, что после выпуска из ГОУ Аургазинский детский дом в 15-ти летнем возрасте с сентября 2000 года по июнь 2002 года училась ГОУ НПО профессиональный лицей № в городе Стерлитамаке <адрес>, там же и проживала в общежитие, которое являлось временным жильем, с июля 2002 по настоящее время проживает по месту рождения в городе Уфе на съемных квартирах, комнатах. 16 июня 2007 года 22-х летняя Сухова О.А. обратилась в отдел по учету и регистрации жилого фонда ФИО2 <адрес> городского округа <адрес> Башкортостан с заявлением о постановке на учет для получения жилой площади имеющий статус сироты. Суховой О.А. в постановке на учет для получения жилой площади в качестве сироты было отказано, Распоряжением №р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <адрес> городского округа <адрес> Башкортостан Сухову О.А. поставили на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по общему списку. На 2010 год Сухова О.А. состоит в очереди на улучшение жилищных условий как малоимущая семья по №.

Истец считает, что вопреки требованиям действующего законодательства, жилое помещение, отвечающее нормам предоставления жилого помещения для постоянного проживания, до настоящего времени ей ответчиком не предоставлено, ранее никакого договора социального найма с ней также не было заключено, все это повлекло к нарушению ее законных прав и интересов.

Впоследствии истец уточнила свои исковые требования, просит признать Распоряжение ФИО1 <адрес> городского округа <адрес> Башкортостан №р от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет Суховой О.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как малоимущая семья, недействительным; признать за истцом право на внеочередное предоставление жилого помещения с имеющимся статусом сироты в ФИО2 <адрес> ГО <адрес> РБ; обязать Правительство РБ предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 33,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в пределах ГО <адрес> РБ.

В судебном заседании истец Сухова О.А. исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель истца Саитгареев Р.Р., действующий по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал, просил удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - Барышева С.Р., действующая по доверенности, исковые требования не признала, возражала на признание за истцом права на внеочередное предоставление жилого помещения, пояснив, в рамках действующего законодательства ФИО2 <адрес> городского округа <адрес> Башкортостан не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку согласно Положению об ФИО2 <адрес> ГО <адрес> РБ, ФИО2 <адрес> является территориальным органом ФИО2, осуществляющим исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в пределах компетенции, установленной ФИО1 ФИО2 <адрес> Башкортостан на территории <адрес>. К функциям ФИО2 <адрес> городского округа <адрес> Башкортостан в сфере жилищной политики относится осуществление признания граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимает их на учет, а также ведет учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Также отметила, что ФИО2 <адрес> РБ не входит в систему органов государственной власти, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поэтому обязанность обеспечения детей-сирот жилым помещением из муниципального жилищного фонда может быть возложена на ФИО2 <адрес> Башкортостан лишь при условии наделения ее в установленном порядке государственными полномочиями.

Просит отказать Суховой О.А. в удовлетворении исковых требований к Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Городского Округа г. Уфы Республики Башкортостан - Филатов М.С., действующий по доверенности, исковые требования не признал во внеочередном предоставлении жилого помещения, предоставление жилого помещения в отношении Суховой О.А., пояснив, что право на получение жилой площади имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения. Пояснил, что истец зарегистрирована и проживает в комнате площадью 20,5 кв.м. в коммунальной <адрес> жилом <адрес>, следовательно, для получения жилья согласно данного закона, оснований нет. Просит отказать Суховой О.А. в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан - Калеева Н.Л., действующая по доверенности, исковые требования в части к Правительству <адрес> в предоставление жилого помещения Суховой О.А. не признала, пояснив, что Суховой было подано заявление о постановке ее на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи, с чем она была поставлена на учет. Пояснила, что нарушений прав Суховой О.А. при постановке ее на учет как нуждающейся не было. Также пояснила, что истец имела право обжаловать распоряжение Администрации ГО г. Уфа о постановке ее на учет не как ребенка-сироту. Просит в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании 3-е лицо Органы опеки и Попечительства при Администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания по последнему суду адресу извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на Федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также Федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.1 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенции из федерального бюджета).

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Статья 1 указанного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст. 8 Закона <адрес> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №, и Постановления Правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и <адрес>, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;

42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами;

18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируется в жилищном законодательстве.

В соответствии с ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями.

Согласно части 2 статьи 57 названного кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В судебном заседании установлено, что Сухова О.А, родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Башкортостан и до лишения ее родителей родительских прав и распределения в Дом ребенка <адрес>, далее в Аургазинский детский дом, жила в <адрес>, что подтверждается <адрес> народного суда <адрес> БАССР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-13).

Сухова О.А. является гражданкой РФ и РБ, что подтверждается копией паспорта (л.д.99).

<адрес> народного суда <адрес> БАССР от ДД.ММ.ГГГГ ее мать - ФИО10 и отец ФИО18. лишены в отношении нее и сестры родительских прав.

Согласно справки ГОУ Аургазинский детский дом Сухова О.А находилась на государственном обеспечении и воспитании в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Из искового заявления и показаний истца и ее представителя в судебном заседании установлено, что с 2000 года по 2002 год Сухова О.А. поступила в Профессиональное училище № в <адрес> и стала проживать в общежитии училища, что также усматривается из сообщения ГОУ НПО Профессиональный лицей № № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлено, что Сухова О.А. была зарегистрирована в общежитии лицея по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59).

Истец в судебном заседании пояснила, что в период с 2002 года по 2005 год она обучалась в Уфимском колледже технологии и дизайна одежды, где ей было предоставлено общежитие.

Также установлено, и не оспаривалось ответчиками, что за Суховой О.А. при помещении в дом ребенка <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ, не было закреплено какое-либо жилое помещение, что усматривается из решения Исполнительного комитета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).

В настоящее время Сухова О.А. имеет несовершеннолетнюю дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Как усматривается из справки о регистрации ЕРКЦ МУП УЖХ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 20,5 кв.м. (л.д.52). Совместно с ней зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО6, с ДД.ММ.ГГГГ - Сухова Н.А., с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ - ФИО19 снят с регистрационного учета по смерти ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований Суховой Н.А., Сухова С.А. к Суховой О.А., представляющей также интересы несовершеннолетней дочери ФИО3 о признании последней и ее дочери не приобретшими права пользования жилым помещением, по адресу: <адрес>, отказано.

Этим же решением удовлетворен встречный иск Суховой О.А., представляющей также интересы несовершеннолетней ФИО3, они вселены в указанное жилое помещение.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Указанным выше решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что «показаниями истцов и ответчика установлено, что они - участники процесса являются воспитанниками детского дома, после выхода из которого, все трое, были постановлены на регистрационный учет по адресу: <адрес> предыдущим нанимателем приведенного жилья ФИО4, смерть которого наступила ДД.ММ.ГГГГ» (л.д.64).

Решение Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вступившим в законную силу с вынесением кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77-79).

Допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля ФИО5, в порядке ст. ст.307,308 УК РФ, показания которой были оглашены в судебном заседании, суду показала, что она с гражданским мужем, с братишкой ФИО6 и его девушкой живет в коммунальной квартире по адресу: <адрес> ком. 17 и то, что истец Сухова О.А. никогда по вышеуказанному адресу не проживала и не проживает и к данной комнате никакого отношения не имеет. Нанимателем данной комнаты являлся их дедушка ФИО7 и после его смерти ДД.ММ.ГГГГ году, договор социального найма по данной комнате ни с кем не заключался. Также свидетель пояснила, что она также имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, но какого-либо жилого помещения от государства в силу закона не получила.

Из искового заявления и показаний истца в судебном заседании, установлено, что Сухова О.А. с 2005 года не проживает по месту ее регистрации, также истец пояснила, что проживать по адресу: <адрес> она не может, из-за неприязненных отношений с братом и сестрой, а также ввиду того, что в указанной жилплощади нет условий для проживания с малолетним ребенком.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ни Сухова О.А., ни ее малолетняя дочь не имеют в собственности либо на праве пользования какого-либо иного жилого помещения, что также усматривается из справок ГУП БТИ по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-20).

Также установлено, что Сухова О.А. обращалась в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении жилья ей и ее сестре Суховой Н.А. в <адрес> как сиротам, однако сообщением №ж-1 от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, на том основании, что она имеет регистрацию по адресу: <адрес>, куда была зарегистрирована как член семьи нанимателя ФИО4 Указанным сообщением ФИО2 <адрес> ФИО8 было рекомендовано обраться в ФИО2 <адрес> ГО <адрес> с вопросом о признании ее малоимущей с целью дальнейшей постановки на внеочередной учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.44).

Как усматривается из заявления Суховой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 <адрес> ГО <адрес>, истец обратилась в ФИО2 <адрес> ГО <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, одновременно ею подано заявление о признании малоимущим в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (л.д.100-105).

Установлено, что распоряжением №р от ДД.ММ.ГГГГ Сухова О.А. включена в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно ст.ст. 49,51 ЖК РФ, как малоимущая семья, что усматривается из распоряжения ФИО1 <адрес> Го <адрес> №р от ДД.ММ.ГГГГ, сообщения заместителя ФИО1 <адрес> ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прокурору <адрес>, сообщения председателя общественной комиссии по жилищным вопросам ФИО2 <адрес> ГО <адрес> Суховой О.А. (л.д.46,94).

В соответствии ст. 2 Постановления Правительства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов по предоставлению ФИО2 муниципальных районов и городских округов <адрес> жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета <адрес> на капитальные вложения.

Согласно ст. 3 указанного Постановления Правительства <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета <адрес> в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов <адрес>.

Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями <адрес>» органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ, наделяются государственными полномочиями <адрес> по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой не имеющего закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного закона, а также из ст.1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что данные лица обладают правом на гарантируемую им социальную поддержку, в том числе на внеочередное обеспечение жилой площадью, до достижения вышеуказанного возраста.

Данное право носит заявительный характер, для его реализации заинтересованному лицу следовало подать заявление с предъявлением соответствующих документов в установленном законом порядке о принятии истца на учет для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма. По достижении 23-летнего возраста истец утрачивает права на предусмотренную законодательством социальную поддержку лиц данной категории.

Как усматривается из материалов дела, Сухова О.А. встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ Суховой О.А. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ года. Таким образом, до 23-летнего возраста Сухова О.А. право на предоставление жилья вне очереди реализовала - встала на учет в качестве нуждающейся в жилье.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что истцом были избраны общие основания предоставления ей жилья в порядке очередности и обеспечение ее жильем по договору социального найма и должно производиться в соответствии с требованиями ст.ст.49,52,57 ЖК РФ. Правом на получение социальной поддержки, как лицо из числа детей-сирот, она в настоящее время не обладает.

В то же время согласно ст.155.1 Семейного кодекса Российской Федерации под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или в некоммерческие организации, если указанная деятельность не противоречит целям, ради которых они созданы. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны обеспечить условия пребывания в них детей, отвечающие требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Временное пребывание ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, не прекращает прав и обязанностей родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства.

Таким образом, в судебном заседании было установлено, что ни после лишения родителей истца родительских прав, ни после окончании пребывания Суховой О.А. в ГОУ Аургазинском детском доме - ДД.ММ.ГГГГ, а также ни после окончания ПУ № <адрес>, органы опеки и попечительства не осуществили должный контроль по вопросу выяснения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания ее постановку на учет на предоставление внеочередного жилого помещения как ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также ее обеспеченность жилым помещением органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании было установлено, что Сухова О.А. до лишения ее родителей родительских прав и определения ее в Дом ребенка <адрес> была зарегистрирована, также проживала по адресу: <адрес>, таким образом, Сухова О.А. родилась, была зарегистрирована и проживала в <адрес>, тем самым, по мнению суда, обоснованно обратилась в ФИО2 <адрес> ГО <адрес> с заявлением на внеочередное предоставление жилого помещения, имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, следовательно, суд с учетом конкретных обстоятельств - не закреплении органами опеки и попечительства права на жилое помещение за несовершеннолетними детьми в момент лишения родительских прав родителей истца, наличии у истца права пользования в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью 20,5 кв.м. (л.д.52), где совместно с ней зарегистрированы: с ДД.ММ.ГГГГ - Сухов С.А., с ДД.ММ.ГГГГ - Сухова Н.А., с ДД.ММ.ГГГГ - Решетова П.С. приходит к выводу о том, что исковые требования Суховой О.А. подлежат удовлетворению.

Суд считает необоснованными довод ответчика представителя Правительства РБ о пропуске истцом срока исковой давности для отмены распоряжения ФИО1 <адрес> городского округа <адрес> Башкортостан №р от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет Суховой О.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как малоимущая семья, поскольку в судебном заседании ответчиком не представлено каких-либо доказательств о дате получения указанного распоряжения истцом, сам истец в судебном заседании пояснила, что считала, что ее поставили на учет в ФИО2 района как лицо, имеющее статус сироты, и только в ходе судебного разбирательства ей стало известно об обжалуемом распоряжении.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Суховой О.А, как имеющий статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Поскольку до настоящего времени с Суховой О.А. договор социального найма не заключался, и постоянное отдельное жилое помещение не предоставлялось, то все это противоречит нормам действующего законодательства и в полном объеме нарушает ее права и законные интересы.

Статья 50 ЖК РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Как указано в ч. 1 данной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Таким образом, Распоряжение ФИО1 <адрес> городского округа <адрес> Башкортостан №р от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет Суховой О.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как малоимущая семья признается недействительным, за Суховой О.А. надлежит признать право на внеочередное предоставление жилого помещения с имеющимся статусом сироты в ФИО2 <адрес> городского округа <адрес> Башкортостан и Суховой О.А. должно быть предоставлено Правительством <адрес> благоустроенное изолированное жилое помещение не менее 33,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в пределах ГО <адрес> РБ.

Ввиду изложенного суд исковые требования признает правомерными, основанными на законе, подтвержденными материалами дела и как следствие подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Распоряжение Главы администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан №р от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет Суховой О.А. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как малоимущая семья признать недействительным.

Признать за Суховой О.А. право на внеочередное предоставление жилого помещения с имеющимся статусом сироты в администрации Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Суховой О.А. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение не менее 33,0 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям в пределах ГО города Уфы РБ.

Решение может быть обжаловано в Судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан по гражданским делам в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы в суд, принявший решение.

Судья Калининского районного суда

города Уфы Республики Башкортостан Р.Х. МУГИНОВА

<данные изъяты>

<данные изъяты>