дело № 5 - 55 / 2010
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 июля 2010 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Фахретдинова А.З.,
при участии представителя Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору Агеевой Е.В., представителя ОАО «УМПО» - Шустикова О.А.,
рассмотрев в помещении суда, в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении открытого акционерного общества «Уфимское моторостроительное производственное объединение», находящегося по адресу: ...,,
установил:
Приуральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в ОАО «УМПО», осуществляющей деятельность по адресу: ....
В ходе проведения в период с 17.05.2010 г. по 28.06.2010 г. в соответствии с распоряжением Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 27.05.2010 г. № 16-1917плановой выездной проверки ОАО «УМПО» выявлены нарушения обязательных норм и правил промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: Склад ГСМ цеха № 10, состоящий из 22 емкостей для приема и хранения горюче-смазочных материалов; железнодорожной эстакады для приема горюче-смазочных материалов; наливных автомобильных стояков для налива нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, ацетона, нефраса); 2 технологических насосных; что зафиксировано в пунктах с 8 по 30 акта - предписания от 29.06.2010 г. № 16-29/1917, а именно:
- не регламентирован порядок выполнения технологических операций по хранению и перемещению горючих жидких веществ (ЛВЖ и ГЖ), опорожнению передвижных железнодорожных цистерн с выбором параметров процесса, определяющих взрывобезопасность этих операций (давление, скорости перемещения, предельно допустимые максимальные и минимальные уровни, способы снятия вакуума и т.п.), с учетом физико-химических свойств горючих продуктов, что является нарушением Пункт 4.7.2 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- с целью исключения загазованности, сокращения потерь, предотвращения загрязнения окружающей среды, емкости склада ГСМ (Хранение бензина, ацетона, дизельного топлива, нефраса) (22 ед.) не оборудованы газоуравнительными системами с оснащением средствами дистанционного отключения каждой емкости от этой системы в случае его аварийного состояния (для предотвращения распространения аварийной ситуации по газоуравнительной системе), нарушение требований пунктов 2.6.17, 2.6.18 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- эксплуатация склада ГСМ цеха 10 осуществляется в отсутствии сигнализаторов довзрывных концентраций на: сливной железнодорожной эстакаде, наливной автомобильной эстакаде, в помещении насосной отпуска ацетона, в насосной отпуска нефраса цеха №10, площадке расположения емкостей с нефрасом, бензином, дизельным топливом и ацетоном, нарушение требований пункта 2.6.27 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33, пункта 2.5 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- емкости для хранения бензина, ацетона, дизельного топлива, нефраса не оборудованы средствами автоматического контроля и блокировками по предотвращению их переполнения по максимальному уровню взлива, нарушение требований пункта 2.6.21. Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33; части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- наливные стояки для слива и налива в автоцистерны на складе не оборудованы телескопическими или шарнирно сочлененными трубами. Расстояние от конца наливной трубы не должно превышать 200мм, нарушение требований пункта 2.4.7 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.2003 № 33, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- емкости хранения горючих и легковоспламеняющихся веществ не оснащены сниженными пробоотборниками, нарушение требований пунктов 2.6.5. 2.6.24 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.2003 № 33, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- на складе ГСМ цеха №10 две железнодорожные цистерны, находящиеся на железнодорожных путях с легковоспламеняющейся жидкостью используются в качестве стационарных, расходных емкостей (хранение и раздача потребителю ацетона), нарушение пункта 4.7.12. Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- в технологических схемах склада ГСМ цеха №10 не приняты меры по максимальному снижению взрывоопасное™ технологических блоков: не предусмотрены меры предотвращение взрывов и пожаров внутри технологического оборудования; защита технологического оборудования от разрушения и максимальное ограничение выбросов из него горючих веществ в атмосферу: емкости для хранения ацетона (2 ед. ж\д цистерны) эксплуатируются с открытыми люками На момент проверки открыт люк одной из цистерн и в открытый люк установлен металлический гибкий рукав для слива ацетона; емкости хранения нефраса, бензина, дизельного топлива не оснащены дыхательными, предохранительными клапанами, нарушены требования пунктов 2.6.5, 2.6.11 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.2003 № 33, пункта 3.1 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- не обеспечена герметичность технологической системы откачки ацетона из емкости на автоналивную эстакаду. Металлический гибкий рукав слива ацетона присоединен к технологическому трубопроводу откачки ацетона через резинотканевый отрезок трубы на скрутках металлической проволокой, нарушение требований пункта 2.8.13. Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.2003 № 33 пункта 5.1.10 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- имеется пропуск продукта (ацетона): через фланцевое соединение трубопровода откачки ацетона из железнодорожной цистерны; через соединение гибкого металлического рукава с технологическим трубопроводом с наконечника сливной трубы, нарушение требований пункта 5.1.10 Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- имеются трещины на кирпичной стене здания насосной нефраса (с западной стороны), разбиты стекла на двух окнах, нарушение пункта 4.1. 4.35. Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.2003 №33;
- отсутствуют строительные паспорта на здания насосных (всего 2 ед.), нарушение требований пункта 6.4 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России 20.05.2003 № 33, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
- на пункте налива нефтепродуктов: не обеспечивается предотвращение выезда заполненных нефтепродуктами автоцистерн с опущенными в их горловины наливными устройствами; пункт налива нефтепродуктов в автомобильные цистерны не оборудован специальными устройствами (светофорами, шлагбаумами); не обеспечена блокировка запуска насосов, исключающая возможность перекачки нефтепродуктов при отсутствии заземления автоцистерн; отсутствует навес, выполненный из несгораемого материала, над стояками налива нефтепродуктов, нарушение требований пунктов 2.4.18. 2.4.19 Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.03 N 33, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- к проведению сливо-наливных операций в цехе №10 допускается персонал не имеющей соответствующей квалификации: кладовщик, не обученный приемам безопасного проведения операций по сливу и наливу легковоспламеняющихся и горючих (взрывопожароопасных) веществ, нарушение требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- не проведена экспертиза промышленной безопасности ПЛАС опасного производственного объекта, нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктов 1.5, 3.4Положения о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003г. №8, зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 12.05.2003 г., регистрационный N 4524;
- не обеспечивается возможность непосредственного контроля за техническим состоянием, защита от повреждений, коррозии, проведение работ по контролю, испытаниям и диагностированию технологических трубопроводов :трубопровод приема ацетона на узле слива из железнодорожных цистерн проложен через железнодорожные пути без защитных средств, обеспечивающих сохранение прочности трубопровода с учетом всех действующих нагрузок, часть трубопровода лежит на земле; трубопроводы для перемещения нефраса смонтированы без установки гильзы или футляра через стены бетонного колодца и стену насосной перекачки нефраса из емкостей в автомобильные цистерны, что является нарушением требований пункта 5.1.2, 5.1.22 Правил устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 N 80, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.03 г., регистрационный N 4738, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- емкости для хранения нефтепродуктов не оборудованы системами аварийного освобождения с запорными устройствами, нарушение требований пунктов 2.6.16, 4.6. Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.03 N 33, пункт 3.21.4. «Общих взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 № 29; части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- железнодорожная сливоналивная эстакада ГСМ, цех № 10 смонтировано с отклонениями от требований нормативных документов по промышленной безопасности сливных эстакад: Отсутствует твердое непроницаемое покрытие, отсутствует ограждение бортиком, отсутствуют отводные лотки в случае розлива, отсутствует контур заземления, нарушение требований пунктов 2.3.1, 2.3.8, 2.3.30 Правила промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов» утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 20.05.03 N 33;
- на железнодорожной сливоналивной эстакаде не применяются тормозные башмаки в неискрообразующем исполнении, нарушение требований пункта 3.4.8 Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ стационарных и передвижных автозаправочных станций;
- автомобильная сливоналивная эстакада смонтировано с отклонениями требований нормативных документов по промышленной безопасности сливоналивных эстакад: Отсутствует ограждение бортиком, отсутствуют отводные лотки в случае розлива, что является нарушением требований пунктов. 2.3.1, 2.3. 8, 2.4.3Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов, части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- на пути эстакады слива ГСМ имеется кустовая непригодность шпал, что является нарушением требований пункта7.1. Инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог клеи 1520 мм; части 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- на железнодорожной эстакаде не обозначены негабаритные места, что является нарушением требований п. 2.1 Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности, пункта 2.9. Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (утв. распоряжением Минтранса РФ от 29.03.2001 N АН-22-Р).
В судебном заседании представитель Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Агеева Е.В. (доверенность в деле) настаивала на приостановлении деятельности, поскольку возможна угроза жизни и здоровью людей, наступление радиационной аварии, техногенной катастрофы, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
В ходе судебного разбирательства представитель привлекаемого к административной ответственности лица Шустиковой О.А. (доверенность в деле), признавая факт наличия нарушения промышленной безопасности в здании ОАО «УМПО» просил ограничиться наказанием в виде штрафа, при этом пояснил, что в настоящее время ведутся работы, связанные с устранение нарушений промышленной безопасности.
Выслушав сторон, исследовав материалы дела в совокупности с представленными в нем доказательствами, полагаю, что деятельность юридического лица, связанная с использованием здания, расположенного по адресу: ... подлежит приостановлению, к такому выводу прихожу исходя из следующего.
Материалами дела об административном правонарушении полностью подтверждены факт нарушения требований промышленной безопасности, которые выразились в наличии приведенных нарушений (протокол о временном запрете деятельности, определение о передаче дела на рассмотрение).
Санкция ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Принимая во внимание, что в здании ОАО «УМПО», расположенного по адресу: ... имеются нарушения требований промышленной безопасности, которые недопустимы, и могут повлечь за собой возникновение угрозы жизни и здоровья людей, эпидемии, катастрофы, вреда состоянию или качеству окружающей среды, считаю, что необходимо назначить наказание, связанное с административным приостановлением деятельности.
Таким образом, деятельность юридического лица подлежит приостановлению сроком на 60 суток, принимая такое решение, было принято во внимание, что указанный срок является разумным для устранения нарушений норм производственной безопасности.
Руководствуясь ст. ст. 29.10. 29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Открытое акционерное общество «Уфимское моторостроительное производственное объединение» признать виновным в совершении адмистративного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде 60 суток приостановления деятельности здания, расположенного по адресу: ..., до устранения нарушений норм промышленной безопасности.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный Суд Республики Башкортостан с момента вручения, либо получения его копии.
Судья Калининского районного суда
города Уфа Республики Башкортостан Фахретдинов А.З.