решение по иску о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет



К делу Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 21 июля 2010 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Рубайло Л.А., с участием помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Попова А.Н., заинтересованных лиц Ибрагимовой Б.А., Наседкина В.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калининского района в интересах члена семьи погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной войны Ибрагимовой ФИО12 о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет члена семьи погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной войны.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах члена семьи погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной Войны Ибрагимовой Б.А. обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны, в котором указал, что в прокуратуру Калининского района с заявлением обратилась член семьи погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной войны Ибрагимова Б.А., в котором указала, что не согласна с ответом исполняющего обязанности заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства Ширяева О.М. от 21.05.2010 года № 94 об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Проверкой установлено, что 28.04.2010 года Ибрагимова Б.А. обратилась в управление градостроительства и благоустройства муниципального образования Калининский район с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, приложив пакет документов. По результатам рассмотрения вынесено решение от 21.05.2010 года №94, в соответствии с которым ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что ранее до 2009 года она являлась собственником домовладения, в последствии, она передала домовладение своему сыну Наседкину В.Ф., который зарегистрировал за собой право собственности на данное домовладение. В настоящий момент Ибрагимова Б.А. проживает в данном домовладении.

Пунктом 1 Указа (Указ Президента РФ от 07.05.2008 года №714) определено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-Ф3 «О ветеранах».

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах», к мерам социальной поддержки участников и инвалидов Великой Отечественной войны, относится обеспечение за счет средств Федерального бюджета лиц данной категории, лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Понятие и порядок признания и постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий закреплен ст.ст.49,51 и 52 ЖК РФ. В соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Статьями 7 и 14 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в редакции Закона Краснодарского края от 04.06.2009 № 1760-КЗ (далее Закона № 1655-КЗ), определен порядок признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и перечень документов, предоставляемых для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

Вместе с тем, ссылка на ст.53 ЖК РФ с выводом о том, что Ибрагимова Б.А. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть обоснованной. При принятии решения органом местного самоуправления не принят во внимание тот факт, что в соответствии со справкой администрации Калининского сельского поселения от 23.04.2010 года в данном домовладении проживает 5 человек, включая Ибрагимову Б.А. Общая площадь домовладения составляет 57 кв.м., из которых 11,8 кв.м. составляет веранда. В домовладении имеются частичные удобства В соответствии с ч.5 ст.15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии решением Совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, установлена учетная норма площади жилого помещения, которая составляет 10 кв. метров для благоустроенных квартир и 11 кв. метров для квартир с частичными удобствами. Из изложенного следует, что на каждого члена семьи, проживающего в данном домовладении приходится по 9,04 кв. метра, что меньше установленной учетной нормы.

Из изложенного следует, что решение начальника управления градостроительства и благоустройства от 21.05.2010 года №94 об отказе Ибрагимовой Б.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обоснованно и должно быть отменено, так как нарушает права гражданина, в связи с тем, что Ибрагимова Б.А. нуждается в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, прокурор просит суд: 1) отменить распоряжение администрации МО Калининский район об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий от 21.05.2010 года №94, 2) признать Ибрагимову Б.А., проживающую по адресу ... Номер обезличен ст...., нуждающейся в улучшении жилищных условий, 3) обязать администрацию муниципального образования Калининский район поставить Ибрагимову Б.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Член семьи погибшего (умершего) инвалида, участника Великой Отечественной войны».

В судебное заседание представители заинтересованных лиц - администрации МО Калининский район и Муниципального учреждения-Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Согласно телефонограмме, представитель МО Калининский район просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. От представителя Муниципального учреждения - Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район в суд поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, в котором поддержаны доводы, изложенные в решении и.о. заместителя главы МО Калининский район об отказе в постановке на учет Ибрагимовой Б.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении №94 от 21.05.2010 года и содержится ходатайство об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч.3 и ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие представителей администрации МО ... и Муниципального учреждения-Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район.

В судебном заседании прокурор уточнил требования, просил признать незаконным распоряжение и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район № 94 от 21.05.2010 года в постановке Ибрагимовой Б.А. на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в остальной части требования оставил прежними и полностью поддержал доводы, указанные в заявлении.

Заинтересованное лицо Ибрагимова Б.А. и заинтересованное лицо Наседкин В.Ф. полностью поддержали доводы и требования заявленные прокурором, а также Наседкин В.Ф. пояснил, что Ибрагимова Б.А. является его матерью, которая была ранее собственником жилого дома по адресу ... Номер обезличен ст..... Договором дарения мать оформила дом на него в прошлом году. В доме по месту жительства зарегистрировано 5 человек, а именно его старший брат, сын его, мать, сестра и он. В судебном заседании Ибрагимова Б.А. пояснила, что Наседкин В.Ф. ее сын, которому она подарила дом, в свою очередь, при доме имеется деревянная не отапливаемая веранда, площадью 11,8 кв.м., веранда холодная, дом саманный, потолок деревянный, весь валится. Веранда не является жилым помещением. Она не имеет в собственности жилого помещения, а также принадлежащего ей на каком либо другом праве, в приватизации жилья не участвовала.

Выслушав прокурора, заинтересованных лиц Ибрагимову Б.А., Наседкина В.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что согласно заявлению от 28.04.2010 года, Ибрагимова Б.А. обратилась с заявлением к главе МО Калининский район о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «член семьи умершего инвалида ВОВ л.д.5).

Согласно распоряжению и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства №94 от 21.05.2010 года «Об отказе в постановке на учет гражданки Ибрагимовой ФИО20 в качестве нуждающейся в жилом помещении», Ибрагимовой Б.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на основании того, что согласно справке №802 от 28.04.2010 года ФГУП «Крайтехинвентаризация» Ибрагимова Б.А. до 08.07.2009 года числилась собственником жилого дома по адресу ... Номер обезличен ст.Калининская, которое принадлежит в настоящее время ее сыну Наседкину В.Ф. согласно свидетельству о государственной регистрации права 23-АЕ Номер обезличен от Дата обезличена года, что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, которое влечет возникновение права у Ибрагимовой Б.А. обратиться с заявлением о принятии на учет не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий л.д.4).

Согласно выписке № 356 от 23.04.2010 года из лицевого счета жилого помещения частного жилого фонда по адресу ... Номер обезличен ст.Калининская, жилое помещение является одноэтажным саманным домом 1969 года постройки, общей площадью 57,0 кв.м., жилой площадью 31,7 кв.м., ванная комната отсутствует, санузел отсутствует, принадлежит Наседкину В.Ф., зарегистрированы в жилом помещении 5 человек - Наседкин В.Ф. (с 18.01.1992 года), Ибрагимова Б.А. (с 18.01.1992 года), Н. (с 15.03.2001 года), ФИО14 (с 10.06.2006 года), ФИО15 (с 08.06.2007 года) л.д.8-12).

Согласно справке администрации Калининского сельского поселения, Ибрагимова Б.А. проживает в доме по ... Номер обезличен ст.Калининской и вместе с нею проживают сын ФИО1, сын ФИО9, внук Р и дочь Ш л.д.33).

Согласно уведомлению Калининского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 17.04.2010 года, в Едином государственном реестре прав, не имеется записи о регистрации прав в отношении Ибрагимовой Б.А. л.д.6).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, Дата обезличена года за ФИО1 зарегистрировано право собственности на жилой дом с пристройкой, площадью 57 кв.м. по адресу ... Номер обезличен ст.Калининская на основании договора дарения от Дата обезличена года л.д.16).

Согласно техническому паспорту на жилой дом с частичными удобствами по адресу ... Номер обезличен ст.Калининская, жилой ... года постройки, саманный, общей площадью 57 кв.м., жилой площадью 31,7 кв.м., в том числе из общей площади 13,2 кв.м. холодная пристройка, правообладателем является Наседкин В.Ф. по договору дарения от Дата обезличена г., в поэтажном плане указан коридор (№5) примыкающий к саманному дому, площадью 11,8 кв.м. л.д.17-29).

Согласно свидетельству о браке от Дата обезличена года, Ф и Ибрагимова Б.А. заключили брак Дата обезличена года л.д.32).

Согласно свидетельству о рождении от Дата обезличена года рождения, родителями Наседкина В.Ф. являются Ф и Ибрагимова Б.А. л.д.32),

Согласно удостоверению серии А Номер обезличен от Дата обезличена года, Ф имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны л.д.31).

Согласно свидетельству о смерти от Дата обезличена года, Ф умер Дата обезличена года л.д.31).

Согласно удостоверению серии В Номер обезличен Ибрагимова Б.А. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших (умершего) ИОВ, в соответствии с п.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» л.д.33).

Согласно подп.2 п.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей в повторный брак.

Согласно подп.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно п.4 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», общая площадь жилых помещений, занимаемых по договору поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, а также по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда, заключенному между лицами, объединенными признаками близкого родства или свойства, учитывается при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п.1 и п.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования Калининский район № 128 от 12.05.2010 года, Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимает на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, издает решения об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях л.д.45).

Согласно ч.5 ст.15 ЖК РФ, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с решением Совета МО Калининский район от 07.10.2005 года №60, установлена учетная норма площади жилого помещения, которая составляет 10 кв.м. для благоустроенных квартир и 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами.

В свою очередь, из исследованных доказательств в их совокупности, в том числе согласно техническому паспорту на жилой дом с частичными удобствами по адресу ... Номер обезличен ст.Калининская, следует, что в общую площадь саманного дома (57 кв.м.), включена примыкающая к дому не отапливаемая веранда (№5) площадью 11,8 кв.м. и таким образом фактическая общая площадь дома в силу ч.5 ст.15 ЖК РФ составляет 45,2 кв.м., в связи с чем, на каждого проживающего (5 человек), включая Ибрагимову Б.А. приходится 9,04 кв.м., что меньше установленной учетной нормы не зависимо от перехода права на жилье от Ибрагимовой Б.А. к Наседкину В.Ф. При указанных обстоятельствах не имеется оснований для применения к Ибрагимовой Б.А. положений предусмотренных ст.53 ЖК РФ.

Наличие регистрации Ибрагимовой Б.А. в качестве матери собственника жилого помещения по адресу ... Номер обезличен ст. Калининская, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод Ибрагимовой Б.А., предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район №94 от 21.05.2010 года, как противоречащее закону, следует признать незаконным, в свою очередь Ибрагимову Б.А. подлежит признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложить обязанность на администрацию МО Калининский район и Муниципальное учреждение-Управление градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район поставить Ибрагимову Б.А. на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий по категории «член семьи погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район № 94 от 21.05.2010 года в постановке Ибрагимовой Б.А. на учет, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Признать Ибрагимову ФИО21 нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Муниципальное учреждение-Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Ибрагимову ФИО19 на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий по категории «член семьи погибшего (умершего) инвалида участника Великой Отечественной войны».

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:________________________

В окончательной форме Дата обезличена года.