решение о признании незаконным бездействия муниципального образования



К делу Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 19 августа 2010 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Радченко Е.В., с участием помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Попова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Калининский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Калининский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, в котором указал, что прокуратурой Калининского района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения законодательства в сфере доступности дошкольного образования на территории Калининского района. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией муниципального образования Калининский район допускаются нарушения законодательства в указанной сфере правоотношений. В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. п.3 ст.5 Федерального закона РФ от 10.07.1992 года «Об образовании» - гарантировано прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающее обязанность государства и муниципальных образований сохранять в достаточном количестве таких учреждений и при необходимости расширять их сеть. В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года №666, дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психологическом развитии детей, реабилитация детей-инвалидов, оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Проверкой установлено, что основной проблемой на территории Калининского района остается недостаточность количества дошкольных образовательных учреждений. Так, на территории Калининского района в 1992 году находился 31 детский сад, в настоящее время на территории Калининского района 19 дошкольных образовательных учреждений. Данный вопрос не решается, очереди в детские дошкольные учреждения (детские сады) не уменьшаются. В 2009 году фактически нуждалось в устройстве 734 ребенка, в 2010 году - 835. Охват детей дошкольным образованием в 2009 году составлял 71%, в 2010 году - 69%. В период с 1992 по 2010 годы строительство детских садов на территории Калининского района не велось. В 2008 году из местного бюджета выделено 1000 000 рублей и 1000 000 рублей на капитальный ремонт крыши МДОУ №1, тогда как согласно справке финансового управления администрации МО Калининский район данные деньги выделены на развитие сети дошкольных образовательных учреждений. В 2009-2010 году на указанные цели денежные средства не выделялись. Отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений, непринятие органами местного самоуправления исчерпывающих мер по расширению их сети приводит к нарушению гарантированного конституционного права и препятствует обеспечению каждому ребенку возможности реализации его права на доступ в дошкольное образовательное учреждение. Бездействие администрации муниципального образования Калининский район, выразившееся в непринятии мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений на территории Калининского района нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст.45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

На основании изложенного прокурор Калининского района просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининский район, выразившееся в неисполнении требований п.3 ст.5 Федерального закона от 10.07.1992 года №3266-1 ФЗ «Об образовании», п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно в непринятии мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений Калининского района Краснодарского края и обязать администрацию муниципального образования Калининский район принять комплекс мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений района.

В судебное заседание представитель администрации МО Калининской район не явился, в ходатайстве просил отложить рассмотрение дела в целях подготовки дополнительных доказательств. Согласно ч.2 ст.256 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Прокурор в судебном заседании пояснил, что не имеется препятствий для рассмотрения дела в отсутствие представителя органа местного самоуправления. Суд, учитывая, что у органа местного самоуправления было достаточно времени для подготовки к судебному разбирательству, отказал в ходатайстве об отложении рассмотрения дела и принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя органа местного самоуправления

В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Попов А.Н. полностью поддержал требования и доводы, указанные в заявлении.

Выслушав требования прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Калининского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере доступности дошкольного образования на территории Калининского района, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования Калининский район допускаются нарушения законодательства в указанной сфере правоотношений, а именно основной проблемой на территории Калининского района остается недостаточность количества дошкольных образовательных учреждений. На территории Калининского района в 1992 году находился 31 детский сад, в настоящее время на территории Калининского района 19 дошкольных образовательных учреждений. Данный вопрос не решается, очереди в детские дошкольные учреждения (детские сады) не уменьшаются. В 2009 году фактически нуждалось в устройстве 734 ребенка, в 2010 году - 835. Охват детей дошкольным образованием в 2009 году составлял 71%, в 2010 году - 69%. В период с 1992 по 2010 годы строительство детских садов на территории Калининского района не велось. В 2008 году из местного бюджета выделено 1000000 рублей и 1000000 рублей на капитальный ремонт крыши МДОУ №1, тогда как согласно справке финансового управления администрации МО Калининский район данные деньги выделены на развитие сети дошкольных образовательных учреждений. В 2009-2010 году на указанные цели денежные средства не выделялись.

Проверяя доводы прокурора, суд принимает во внимание, что согласно п.3 ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

В свою очередь, согласно п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года №666), дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Согласно разделу 2.2 «Образование» Закона Краснодарского края от 03.02.2009 года №1692-КЗ «О программе социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 года», основным приоритетным направлением развития системы дошкольного образования Краснодарского края в настоящее время является удовлетворение потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Стратегическая цель в области дошкольного образования - обеспечить к 2012 году доступное качественное дошкольное образование в соответствии с потребностями населения, создав условия для охвата дошкольным образованием не менее 69 процентов детей. Основные мероприятия: 1) сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений: строительство новых детских садов, восстановление разрушенных и приобретение помещений под дошкольные образовательные учреждения.

Согласно ч.1 ст.14 Закона Краснодарского края от 29.12.2004 года №828-КЗ «Об образовании», органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления определяют меры, направленные на сохранение сети учреждений и развитие всей системы дошкольного образования, с учетом возможностей образовательных и иных учреждений обеспечивают организацию методической, диагностической и консультативной помощи семьям по воспитанию детей.

С учетом приведенных нормативных актов, администрация муниципального образования Калининский район, как муниципальный орган местного самоуправления, несет обязанность по сохранению сети учреждений и развитие всей системы дошкольного образования в Калининском районе.

В свою очередь, согласно справке МУ - Управление образования администрации МО Калининский район №476 от 07.07.2010 года, в период с 1992 года по настоящее время строительство зданий под дошкольные учреждения не осуществлялось л.д.3).

Согласно информации и.о. начальника управления образования Калининского района №116-2105/10-19 от 02.07.2010 года, на территории муниципального образования Калининский район в период с 1992 года функционировало дошкольных образовательных учреждений: 4 муниципальных, 27 ведомственных. В настоящее время на территории муниципального образования имеется 19 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Ведомственные и частные детские сады отсутствуют. Из них с 1993 года муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 28 станицы Гривенской находится в аварийном состоянии, с 2009 года муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад комбинированного вида № 5 станицы Старовеличковской находится на капитальном ремонте. В период с 1992 по 2010 годы в муниципальном образовании Калининский район перепрофилировано одно учреждение: с 4 мая 2000 года дошкольное образовательное учреждение №14 станицы Новониколаевской перепрофилировано в реабилитационный центр по распоряжению председателя комитета по эксплуатации и управлению муниципального имущества Калининского района №12 от 7.04.2000 г. Собственником имущества в настоящее время является департамент социальной защиты населения. С 1992 года здание дошкольного образовательного учреждения - детского сада №25 села Гришковское по причине аварийного состояния передано в частную собственность под квартиры. С 1993 года здание дошкольного образовательного учреждения - детского сада №23 станицы Гривенской находится в аварийном состоянии, передано в частную собственность. В настоящее время здание детского сада разрушено. С 1994 года закрыты и переданы в другую собственность три здания детских садов: Здание дошкольного образовательного учреждения - детского сада №5 станицы Калининской продано. Собственником имущества в настоящее время является Почта России, в здании расположена почта. Здание дошкольного образовательного учреждения - детского сада №33 станицы Старовеличковской отдано под квартиры, находясь в аварийном состоянии. Собственником имущества в настоящее время является СК «Октябрь». Здание дошкольного образовательного учреждения - детского сада №35 станицы Калининской закрыто, находясь в аварийном состоянии. Собственником имущества является муниципальное образование Калининский район, в настоящее время здание разрушено. С 1995 года закрыто здание дошкольного образовательного учреждения - детского сада №29 хутора Редант, находясь в аварийном состоянии. Собственником имущества является муниципальное образование Калининский район, в настоящее время здание разрушено. С 1996 года здание дошкольного образовательного учреждения - детского сада №32 станицы Старовеличковской отдано под квартиры, находясь в аварийном состоянии. Собственником имущества в настоящее время является СК «Октябрь». С 27.02.1998 года здание дошкольного образовательного учреждения - ясли №17 станицы Новониколаевской (Минздрава) отдано под квартиры, находясь в аварийном состоянии. Собственником имущества в настоящее время является сельское поселение станицы Новониколаевской. С 20.10.1999 года здание дошкольного образовательного учреждения - детского сада №16 станицы Новониколаевской по причине аварийного состояния передано в частную собственность под квартиры. В настоящее время наполняемость детских садов включает в себя фактическое количество детей в дошкольных образовательных учреждениях - всего 1552 воспитанника: МДОУ №1-235 воспитанников; МДОУ №2-174 воспитанников; МДОУ №3 -67 воспитанников; МДОУ №4 - 38 воспитанников; МДОУ №5 - 68 воспитанников; МДОУ №6 - 134 воспитанников; МДОУ №7 - 107 воспитанников; МДОУ №8 - 67 воспитанников; МДОУ №9 - 95 воспитанников; МДОУ №10 - 115 воспитанников; МДОУ №11 - 63 воспитанников; МДОУ №12 - 56 воспитанников; МДОУ №13 - 70 воспитанников; МДОУ №14 - 39 воспитанников; МДОУ №15 - 91 воспитанников; МДОУ №17 - 38 воспитанников; МДОУ №18 - 30 воспитанников; МДОУ №19 - 35 воспитанников;

На 01.09.2010 года количество детей, находящихся в очереди составляет: от 0 до 1,5 лет - 328 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 507 детей. В разрезе каждого учреждения очередность составляет: МДОУ №1- от 0 до 1,5 лет - 38 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 40 детей; МДОУ №2- от 0 до 1,5 лет - 42 ребенка; от 1,5 лет до 7 лет - 24 ребенка; МДОУ №3 - от 0 до 1,5 лет - 28 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 66 детей; МДОУ №4 - от О до 1,5 лет - 13 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 23 ребенка; МДОУ №5 - от 0 до1,5 лет - 5 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 64 ребенка; МДОУ №6 - от 0 до 1,5 лет - 24 ребенка; МДОУ №7 - от 0 до 1,5 лет - 20 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 10 детей; МДОУ №8 - от 0 до 1,5 лет - 35 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 36 детей; МДОУ №9 - от 0 до 1,5 лет - 9 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 53 ребенка; МДОУ №10 - от 0 до 1,5 лет - 20 детей; от 1,5 лет до 7 лет. - 57 детей; МДОУ №11 - от 0 до 1,5 лет - 22 ребенка; от 1,5 лет до 7 лет - 2 ребенка; МДОУ №12 - от 0 до 1,5 лет - 17 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 58 детей; МДОУ №14 - от 0 до 1,5 лет - 14 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 43 ребенка; МДОУ №15 - от 0 до 1,5 лет - 38 детей; от 1,5 лет до 7 лет - 40 детей. В 2008 году доведены до распорядителей (получателей) средства бюджетного и краевого финансирования, выделенные для проведения капитального ремонта муниципального дошкольного образовательного учреждения - Центр развития ребенка - детского сада №1 станицы Калининской в сумме 2,0 млн.руб. В 2010 году запланировано провести капитальный ремонт муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада комбинированного вида №5 станицы Старовеличковской. Планируется выделить получателям средств из бюджетного - (5,9 млн. руб.) и краевого (13,7млн. руб.) финансирования л.д.4,5)

Из исследованных доказательств в их совокупности, судом установлено, что на территории Калининского района число дошкольных образовательных учреждений сократилось в период с 1992 года по июль 2010 года с 31 до 19, при наличии того, что количество детей нуждающихся в таких учреждениях в Калининском районе, состоящих на очереди на 01.09.2010 года, составило 835 детей. В свою очередь в период с 1992 года по 2010 год, строительство детских садов на территории Калининского района не велось.

Отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений в Калининском районе при вышеуказанных обстоятельствах, свидетельствует о невыполнении возложенной законом на орган местного самоуправления обязанности, то есть о непринятии администрацией муниципального образования Калининский район достаточных и исчерпывающих мер по расширению их сети, что приводит к нарушению гарантированного конституционного права и препятствует обеспечению каждому ребенку в Калининском районе возможности реализации его права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Не принятие администрацией МО Калининский район достаточных и исчерпывающих мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений Калининского района, свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, которое влечет неисполнение требований п.3 ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а поэтому является незаконным, в связи с чем, требования прокурора подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининский район, выразившееся в неисполнении требований п.3 ст.5 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно в непринятии мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений Калининского района Краснодарского края.

Обязать администрацию муниципального образования Калининский район принять комплекс мер по расширению сети дошкольных образовательных учреждений Калининского района Краснодарского края.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:_______________________

В окончательной форме: 23.08.2010 года