К делу №2-685-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 29 сентября 2010 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Рубайло Л.А., с участием заявителя Луганского В.Т., представителя заявителя по доверенности Шпарага Д.А., заинтересованного лица Шпарага А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Луганского В.Т. на действия органов государственной власти.
УСТАНОВИЛ:
Луганский В.Т. обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с заявлением на действия органов государственной власти, в котором указал, что он, являясь участником Великой Отечественной войны, удостоверение серии Р №301564, а также инвалидом второй группы, в январе 2010 года обратился в МУ Управление градостроительства администрации МО Калининский район для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны». 23.12.2009 года им получен ответ, где сказано, что на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ в постановке на учет ему отказано, поскольку он является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы. Данный ответ никак его не удовлетворяет, так как он должен быть обеспечен жильем как участник ВОВ, а не за счет квадратных метров собственника жилого дома, в частности. Президент РФ Медведев Д.А. на всю страну заявил, что необходимо обеспечить жильем всех участников ВОВ. На 28.06.2010 года он не имеет собственного жилья и потому нуждается в бесплатном жилье. Он инвалид ВОВ второй группы, поэтому по состоянию здоровья нуждается в отдельном жилье, чтобы не создавать никому никаких неудобств. Он имеет правительственные награды (ксерокопии удостоверений к наградам прилагаются). Хотелось последние годы прожить в нормальных условиях, не создавая неудобств своей дочери и ее семье.
На основании изложенного заявитель просит суд:
1.Признать отказ Муниципального учреждения управления градостроительства и благоустройства администрации Муниципального образования Калининский район от 02.03.2010 года подписанный исполняющим обязанности заместителя главы Муниципального образования Калининский район, начальником управления градостроительства и благоустройства Ширяевым О.М. в постановке его на учет, как нуждающегося в жилье участника-инвалида ВОВ незаконным. 2.Принять заявление для рассмотрения судом в связи с тем, что просрочка трехмесячного срока произошла по причине отсутствия представителя истца по доверенности Шпарага Д.А.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц - администрации Муниципального образования Калининский район и Муниципального учреждения-Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в письменном заявлении представителя заинтересованного лица Муниципального учреждения - Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, а также телефонограмме представителя администрации МО Калининский район заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц, в свою очередь представитель Муниципального учреждения - Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район в заявлении полностью поддержал доводы изложенные в оспариваемом решении №282 от 02.03.2010 года, просил в удовлетворении требований отказать.
Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие представителей администрации Муниципального образования Калининский район и Муниципального учреждения-Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район.
В судебном заседании заявитель Луганский В.Т. уточнил требования, а именно указал, что обращался к Главе района с заявлением от 26.01.2010 года о предоставлении ему жилплощади, как инвалиду ВОВ, в связи с чем, оспаривает решение и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район №282 от 02.03.2010 года об отказе в принятии его на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны» и просит признать указанное решение незаконным и обязать поставить его на учет по категории «Инвалид Великой Отечественной войны». Также заявитель пояснил, что ему 86 лет, в связи с чем, ему затруднительно лично обращаться в различные органы для решения жилищного вопроса и им была выдана в 2008 году доверенность на имя Шпарага Д.А. представлять его интересы и поскольку в период с даты принятия решения об отказе с 02.03.2010 года по дату предъявления иска в суд 07.09.2010 года, его представитель отсутствовоал, он был лишен возможности своевременно через представителя обратиться в суд с настоящим заявлением. Представитель по доверенности Шпарага Д.А. полностью поддержали доводы и требования заявленные заявителем, а также подтвердил то обстоятельство, что выезжал за пределы Калининского района в указанный заявителем период, в связи с чем, не мог представлять интересы заявителя и своевременно в его интересах обратиться с настоящим заявление в суд.
Заинтересованное лицо Шпарага А.С. полностью поддержал доводы и требования заявителя, а также пояснил, что жилой дом по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> принадлежащит ему на праве собственности, заявитель Луганский В.Т. является отцом его супруги и проживает в его доме.
Суд, выслушав заявителя Луганского В.Т., представителя заявителя по доверенности Шпарага Д.А., заинтересованное лицо Шпарага А.С., исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно п.24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года №2, принимая во внимание положения ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
Принимая во внимание то обстоятельство, что заявитель Луганский В.Т. является инвалидом ВОВ 2 группы, имеет возраст 86 лет (паспорт л.д.7) и согласно доверенности от 26.08.2008 года, его интересы, в том числе в суде, представляет Шпарага Д.А. (л.д.6), который в свою очередь в период с даты принятия решения об отказе с 02.03.2010 года по дату предъявления иска в суд 07.09.2010 года отсутствовал в Калининском районе, что лишило возможности заявителя своевременно обратиться в суд в предусмотренный ст.256 ГПК РФ срок, суд приходит к выводу, что указанный срок заявителем пропущен по уважительной причине, в связи с чем, срок для обращения в суд с настоящим заявлением подлежит восстановлению.
В судебном заседании установлено, что согласно паспорту гражданина РФ, Луганский В.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> (л.д.7-15).
Согласно удостоверениям серии Р №301564 (дубликат) и №280143, заявитель Луганский В.Т. является участником и инвалидом 2 группы ВОВ и имеет право на льготы и преимущества установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах» (л.д.24,65).
Согласно свидетельству о браке (л.д.23) и свидетельству о смерти I-АГ №, супруга заявителя Лугансая А.А. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, о чем в книге регистрации актов о смерти произведена запись № (л.д.23,24).
Согласно техническому паспорту на жилой дом индивидуального жилищного фонда, собственником жилого дома по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, в котором зарегистрирован и проживает заявитель Луганский В.Т., является заинтересованное лицо Шпарага А.С., на основании договора купли-продажи жилого дома от 11.04.1993 года (л.д.19-22,68).
Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда №16 от 18.01.2010 года и акту обследования материально-бытовых условий, заявитель Луганский В.Т. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает в жилом кирпичном доме общей площадью 82,5 кв.м., жилой площадью 41,9 кв.м. по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, принадлежащем заинтересованному лицу Шпарага А.С., в указанном жилом доме помимо собственника – заинтересованного лица Шпарага А.С. и заявителя Луганского В.Т. зарегистрированного с 21.04.1993 года, зарегистрированы и проживают еще 3 человека – Шпарага Д.А. сын собственника с 18.05.1996 года, - Шпарага О.В. жена собственника с 29.06.1994 года, - Луганская О.А. племянница собственника с 15.08.1995 года (л.д.30-34,72).
Согласно уведомлению Калининского отдела Росреестра по КК №23/031/2010-026 от 29.09.2010 года, сведения о правах заявителя Луганского В.Т. на имеющиеся у него объекты недвижимости в ЕГРП отсутствуют (л.д.73). Согласно письму Филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Калининскому району №1155 от 27.09.2010 года, заявитель Луганский В.Т. не зарегистрирован в качестве собственника недвижимого имущества (л.д.74). Согласно справке Филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Калининскому району №48 от 15.01.2010 года, заявитель Луганский В.Т. 1923 года рождения, до 10.11.1999 года и за период с 2000 года по 15.01.2010 года собственником объектов недвижимости не значится, не участвовал в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района Краснодарского края (л.д.56).
Согласно заявлению от 26.01.2010 года, заявитель Луганский В.Т. 26.01.2010 года обратился к главе МО Калининский район с заявлением о рассмотрении вопроса выделения ему жилплощади, как инвалиду ВОВ (л.д.54).
Согласно письму и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район №282 от 02.03.2010 года, на имя заявителя, в письме указано, что по существу обращения заявителя Луганского В.Т. к главе МО Калининский район по вопросу постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны», заявителю сообщено, что в соответствии п.4, ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (с изменениями от 21.12.2009 года) к мерам социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе относится обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Рассмотрев поданный заявителем пакет документов к заявлению для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сообщено, что согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 18.01.2010 года №16 заявитель прописан в качестве члена семьи в доме зятя Шпараги А.С. по адресу <адрес> <адрес> №, общая площадь которого составляет 82,5 кв.м. Всего в данном домовладении зарегистрировано 5 членов семьи, на каждого члена семьи приходится по 16,5 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) и менее 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами. Кроме того, договор найма жилого помещения от 20.04.2005 года предоставленный заявителем позже 10.02.2010 года, не был учтен в выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 18.01.2010 года №16. В связи с чем, постановка заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не представляется возможной (л.д.3,4).
В свою очередь, суд учитывает, что согласно подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», общая площадь жилых помещений, занимаемых по договору поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, а также по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда, заключенному между лицами, объединенными признаками близкого родства или свойства, учитывается при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч.1 и ч.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Постановлением администрации МО Калининский район №128 от 12.05.2010 года о делегировании полномочий и Положением о Муниципальном учреждении-управлении градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, указанный орган ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимает решения об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.48-50).
Также в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу <адрес> № <адрес> не является муниципальным имуществом, в связи с чем не является жилищным фондом социального использования, а является частной собственность, принадлежит Шпарага А.С., который в свою очередь не приходится родственником заявителю, при этом заявитель не имеет в собственности жилого помещения, не участвовал в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района.
При указанных обстоятельствах, общая площадь жилого помещения по адресу <адрес> № <адрес> не должна учитываться при определении уровня обеспеченности заявителя Луганского В.Т. общей площадью жилого помещения, при решении вопроса о постановке Луганского В.Т. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны», с учетом того, что заявитель, как Инвалид Великой Отечественной войны имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от его имущественного положения.
Наличие регистрации заявителя в качестве члена семьи собственника жилого помещения по адресу <адрес> № <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод заявителя, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных законом для отказа заявителю в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по его заявлению от 20.05.2010 года.
Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу восстановить Луганскому В.Т. срок для обращения в суд с заявлением, а также что решение и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район №282 от 02.03.2010 года об отказе в принятии на учет Луганского В.Т., в качестве нуждающегося в жилом помещении, не является законным, в связи с чем, указанное распоряжение следует признать незаконным и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Муниципальное учреждение-Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район принять заявителя Луганского В.Т. на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны» с даты и времени представления в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на такой учет и учетных документов, то есть с 26.01.2010 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Восстановить Луганскому В.Т. срок для обращения с заявлением в суд.
Признать незаконным решение и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район №282 от 02.03.2010 года об отказе в принятии на учет Луганского В.Т., в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Муниципальное учреждение-управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район принять Луганского В.Т. на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны» с 26.01.2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:________________________
В окончательной форме 04.10.2010 года.