К делу №2-728-2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская
Краснодарский край 28 октября 2010 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Осовик С.В.,
с участием пом. прокурора Калининского района Краснодарского края Комирниго В.Г.,
представителя заинтересованного лица администрации Муниципального образования Калининский район по доверенности Кривцовой М.С.,
при секретаре Милёвой Е.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Калининского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, участников образовательного процесса о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Калининский район (в порядке ст.ст.45,254 ГПК РФ).
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Калининского района в интересах неопределенного круга лиц, участников образовательного процесса обратился в Калининский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Калининский район (в порядке ст.ст.45,254 ГПК РФ), в котором указал, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон №35-ФЗ) администрацией муниципального образования Калининский район. Статьей 2 Закона №35-ФЗ определены основные принципы противодействия терроризму, а именно: обеспечение и зашита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма. На основании ст.5 Закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. В соответствии с ч.11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв.Президентом РФ 05.10.2009 года) основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст.12) и несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся и воспитанников (ст.32). Согласно ст.120 ГК РФ от 30.11.1994 года №51-ФЗ МОУ СОШ №14, расположенное по адресу Калининский район х.Лебеди ул.Мира №23 является бюджетным учреждением, полностью финансируемым собственником имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Однако, финансирование МОУ СОШ №14 собственником имущества, в части соблюдения законодательства о противодействии терроризму, является недостаточным. Проверкой установлено, что охрана МОУ СОШ №14 осуществляется лицами не прошедшими обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников. Осуществление ими мер принуждения, в том числе, в части проверки документов, ограничения доступа на объект, административного задержания правонарушителей, а также применение (использование) физической силы и (или) специальных средств не предусмотрено. Фактически охрана МОУ СОШ №14 надлежащим образом не осуществляется. Согласно ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание услуг по охране объектов разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Указанные нарушения ст.ст.2,5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.32 Федерального закона от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», ст.11 Федерального закона от 11.03.1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в случае террористического акта могут привести к массовой гибели людей, уничтожению материальных ценностей. Бездействие администрации муниципального образования Калининский район выразившееся в непринятии своевременных и действенных мер к устранению нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии с ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
На основании изложенного прокурор Калининского района просит суд:
1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининский район, выразившееся в неисполнении требований ст.ст.2,5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.32 Федерального закона от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», ст.11 Федерального закона от 11.03.1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а именно в непринятии мер по своевременному устранению нарушений законодательства в сфере противодействия терроризма.
2.Обязать администрацию муниципального образования Калининский район выделить средства МОУ СОШ №14, для заключения договора на охрану объекта МОУ СОШ №14 с организацией, специально учреждаемой для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Комирний В.Г. полностью поддержал заявленные требования и доводы, указанные в заявлении, дал объяснения аналогичные изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации Муниципального образования Калининский район по доверенности Кривцова М.С. возражала против заявленных требований прокурора, поддержала письменный отзыв, в котором указано, что рассмотрев заявление прокурора Калининского района о признании незаконным бездействия муниципального образования Калининский район выразившегося в неисполнении требований статей 2, 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее -ФЗ «О противодействии терроризму»), статьи 32 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее - ФЗ «Об образовании», статьи 11 Федерального закона от 11.03.1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 2487-1), а также в обязании администрации муниципального образования Калининский район выделить средства МОУ СОШ для заключения договора на охрану объекта МОУ СОШ с организацией, специально учрежденной для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, администрация муниципального образования Калининский район считает его необоснованным по следующим основаниям.
Статья 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» устанавливает перечень основных принципов противодействия терроризму и не содержит каких-либо императивных норм.
Статья 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» закрепляет, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Вместе с тем прокурор не указывает, каким образом администрация МО Калининский район не исполняет данную управомачивающую норму.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Вместе с тем, решениями Калининского районного суда от 24 июня 2010 года по делам № 2-384-2010, № 2-385-2010, № 2-386-2010, № 2-387-2010, № 2-388-2010, от 01 июля 2010 года по делам № 2-373-2010, № 2-374-2010, № 2-375-2010 и др. прокурору отказано в удовлетворении заявления к администрации муниципального образования Калининский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении требований по профилактике терроризма. В силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Статья 11 ФЗ № 2487-1 устанавливает, что оказание услуг в целях охраны разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Между тем, администрация не оказывает какие-либо услуги в целях охраны, поэтому просьба прокурора в этой части необоснованна.
В силу пункта 8 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают, в частности антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1.4. Типовой инструкции по организации защиты образовательных учреждений на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера, принятой Антитеррористической комиссией Краснодарского края, согласованной начальником ГУВД Краснодарского края С.А. Кучеруком, начальником УФСБ по Краснодарскому краю А.В. Зайцевым, руководителем департамента образования и науки Краснодарского края М.Б. Астаповым, охрана объектов может осуществляться, в том числе, штатными сторожами и вахтерами, с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел.
В образовательном учреждении имеются штатные сторожа, утверждены их должностные инструкции, установлена тревожная кнопка с подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть ОВД Калининского района, разработан противодиверсионный паспорт школы.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992г. №31 (в ред. от 24.11.2008 г.) «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» работа сторожа (вахтера) характеризуется следующим образом: проверка целостности охраняемого объекта (замков и других запорных устройств; наличия пломб, противопожарного инвентаря; исправности сигнализации, телефонов, освещения, при возникновении пожара на объекте поднимает тревогу, извещает пожарную команду и дежурного по отделению милиции, принимает меры по ликвидации пожара. Дежурство в проходной предприятия, учреждения, организации: пропуск работников, посетителей, автотранспорта на территорию предприятия учреждения, организации и обратно по предъявлении ими соответствующих документов. Сверка соответствующих документов с фактическим наличием груза; открывание и закрывание ворот. Прием и сдача дежурства с соответствующей записью в журнале. Содержание помещения проходной в надлежащем санитарном состоянии.
В соответствии с пунктом 2.3. Типовой инструкции на посту охраны имеется:
- телефонный аппарат, инструкция о правилах пользования средством тревожной сигнализации, телефоны дежурных служб правоохранительных органов, ГО и ЧС, аварийно-спасательная служба, инструкция по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайной ситуации;
- журналы «Обхода территории», регистрации посетителей, регистрации автотранспорта, журнал выдачи ключей и приема помещения под охрану,
-графики дежурств ответственных лиц в праздничные и выходные дни.
Таким образом, наличие должности «сторож» в штатном расписании образовательных учреждений не противоречит нормам действующего законодательства РФ.
Кроме того, статья 1 ФЗ № 2487-1 определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам. Статьи 421 Гражданского кодекса РФ устанавливают принцип свободы договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность его оформления закреплена в Гражданском кодексе РФ, ином законе или добровольно принятом обязательстве.
Статья 32 Федерального закона «Об образовании» устанавливает компетенцию и
ответственность образовательного учреждения. Однако прокурор не уточняет в заявлении, каким образом администрация муниципального образования Калининский район, не являющаяся образовательным учреждением, нарушает положения данной статьи.
Свои требования прокурор мотивирует только тем, что в соответствии с частью 3 статьи 32 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Только лишь исходя из смысла данной нормы, прокурор делает вывод о том, что образовательной учреждение обязано заключить договор с организацией, специально учрежденной для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, администрация муниципального образования Калининский район. Однако прокуратура Калининского района не является субъектом официального толкования федеральных законов.
Таким образом, действующее законодательство РФ не обязывает образовательные учреждения заключать договоры на охрану.
Между тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 ФЗ «Об образовании» финансовое обеспечение образовательного процесса относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и финансируется из бюджета Краснодарского края, а органы местного самоуправления муниципального образования Калининский район на основании данной статьи:
1) организуют предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) организуют предоставление дополнительного образования детям (за исключением
предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
3) создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения;
4) обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
5) ведут учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
То есть обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса является расходным обязательством субъекта РФ.
В силу статьи 6 Гражданского процессуального кодекса РФ «Равенство всех перед законом и судом» правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.
Статья 12 ГПК РФ «Осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон» устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В силу императивного указания законодателя (пункт 1 статьи 56 ГПК РФ «Обязанность доказывания») каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Однако прокурор не указывает в заявлении конкретные нормы действующего законодательства РФ, нарушение требований которых можно вменить администрации муниципального образования Калининский район.
В соответствии с пунктом 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного представитель заинтересованного лица администрации Муниципального образования Калининский район по доверенности Кривцова М.С. просит суд отказать прокурору Калининского района в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия муниципального образования Калининский район выразившегося в неисполнении требований ст.ст.2,5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - ФЗ «О противодействии терроризму»), ст.32 Федерального закона от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» (далее - ФЗ «Об образовании», ст.11 Федерального закона от 11.03.1992 года №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - ФЗ №2487-1), а также в возложении обязанности на администрацию муниципального образования Калининский район выделить средства МОУ СОШ для заключения договора на охрану объекта МОУ СОШ с организацией, специально учрежденной для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, администрация муниципального образования Калининский район (л.д.36-37).
Выслушав требования прокурора и возражения представителя заинтересованного лица администрации Муниципального образования Калининский район, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, о частичном удовлетворении заявленных прокурором требования по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения требований Федерального Закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» администрацией МО Калининский район, в ходе которой установлена незаконность бездействия администрации МО Калининский район, выразившаяся в непринятии своевременных и действенных мер к устранению нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму, при этом установлено, что охрана МОУ СОШ №14 осуществляется лицами не прошедшими обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников, в свою очередь, осуществление такой охраной мер принуждения, в том числе, в части проверки документов, ограничения доступа на объект, административного задержания правонарушителей, а также применение (использование) физической силы и (или) специальных средств законодательством не предусмотрено.
Вышеуказанные обстоятельства того, что охрана школы не осуществляется лицами прошедшими обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников, подтверждаются письмом ГУ ОВО при ОВД по Калининскому району №758 от 20.08.2010 года, в котором указано, что в целях реализации мероприятий предусмотренных указаниями ГУ УВО Краснодарского края №10/46-3018 от 29.07.2010 года, №10/46-3160 от 10.08.2010 года «О мерах по обеспечению безопасности дошкольных, школьных, средних специальных учебных заведений и иных мест массового пребывания людей», сотрудниками ОВО при ОВД по Калининскому району в августе 2010 года были проведены комплексные обследования вышеуказанных объектов. В 100% образовательных учреждениях Калининского района охрана осуществляется штатными (внештатными) сторожами, не имеющими соответствующей подготовки. Осуществление ими мер принуждения, в том числе: проверка документов, ограничение доступа на объект, административного задержания правонарушителей, а также использование (применение) при этом физической силы и специальных средств законодательством не предусмотрено. В тоже время, кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (ст.20.16 КоАП РФ) предусмотрена ответственность руководителя за создание службы безопасности без специального разрешения. Придавая особое значение вопросам обеспечения общественного порядка и антитеррористической безопасности, руководителям образовательных и дошкольных учреждений для обеспечения физической охраны рекомендован филиал ФГУП «Охрана» МВД РФ по Краснодарскому краю предложена установка систем видеонаблюдения (л.д.3).
Суд, учитывает, что предметом рассмотрения является вопрос о наличии незаконного бездействия администрации муниципального образования Калининский район, выразившегося в непринятии мер по своевременному устранению нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму в части обеспечения образовательного учреждения охраной организацией из числа специально учреждаемых для выполнения охранной деятельности и имеющих лицензию, выданную органом внутренних дел, а также вопрос об устранении указанных нарушений в порядке указанном в заявлении.
Также суд учитывает, что согласно п.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по - предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), - выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом).
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: п.1 Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; п.2 Законность; п.5 Системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; п.7 Приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.1 и п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Согласно п.29 ст.7 Устава МО Калининский район, к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Калининский район (л.д.24).
Согласно ст.ст.31,32 Устава МО Калининский район, администрация МО Калининский район – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Калининский район, наделенный настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Краснодарского края, обладает правами юридического лица, разрабатывает проект местного бюджета, исполняет местный бюджет, составляет отчет о его исполнении (л.д.29).
В свою очередь, согласно подп.3 п.3 ст.32 ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу вышеуказанных норм и положений Устава МО Калининский район, администрация МО Калининский район наделена полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района, к которым относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, при этом образовательное учреждение МОУ СОШ №14 не является субъектом, правомочным решать указанные вопросы, в связи с чем, ответственность по охране жизни и здоровья участников образовательного процесса, предусмотренная ст.32 ФЗ РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1, неразрывно связана с реализацией администрацией МО Калининский район своих полномочий по вопросу участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма, который напрямую связан с вопросом соответствия возможности охраны образовательного учреждения МОУ СОШ №14 отвечать тем требованиям, выполнение которых обеспечивает выполнение основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, предусмотренных ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Согласно п.1 ст.185 БК РФ, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
Согласно п.1 ст.1 Закона Краснодарского края от 03.03.2010 года №1911-КЗ, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.
С учетом изложенного, на администрацию муниципального образования Калининский район, федеральным законодательством возложена обязанность осуществления противодействия терроризму в пределах своих полномочий на территории Калининского района, что исходя из принципов системности и комплексного использования мер противодействия терроризму, включает в себя разработку и осуществление комплекса мер по приведению в соответствие мер обеспечения безопасности, в том числе связанных с охраной муниципальных образовательных учреждений Калининского района, принципам противодействия терроризму в Российской Федерации, предусмотренных ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», в том числе в отношении МОУ СОШ №14 х.Лебеди, принимая во внимание и то, что вопросы связанные с возможностью финансировании указанных мер, также находятся в ведении администрации, поскольку администрация является органом разрабатывающим проект местного бюджета и его исполнителем, а также источником финансирования муниципального образовательного учреждения, при том, что в соответствии с п.2 ст.41 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», финансирование муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.
Суд учитывает, что согласно тарифно-квалификационной характеристике по общеотраслевым профессиям рабочих, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 года №31, в компетенцию работы в должности сторожа (вахтера) входит: проверка целостности охраняемого объекта (замков и других запорных устройств; наличия пломб, противопожарного инвентаря; исправности сигнализации, телефонов, освещения) совместно с представителем администрации или сменяемым сторожем. При выявлении неисправностей (взломанные двери, окна, замки, отсутствие пломб и печатей и др.), не позволяющих принять объект под охрану, докладывает об этом лицу, которому он подчинен, представителю администрации и дежурному по отделению милиции и осуществляет охрану следов преступления до прибытия представителей милиции. При возникновении пожара на объекте поднимает тревогу, извещает пожарную команду и дежурного по отделению милиции, принимает меры по ликвидации пожара. Дежурство в проходной предприятия, учреждения, организации: пропуск работников, посетителей, автотранспорта на территорию предприятия учреждения, организации и обратно по предъявлении ими соответствующих документов. Сверка соответствующих документов с фактическим наличием груза; открывание и закрывание ворот. Прием и сдача дежурства с соответствующей записью в журнале. Содержание помещения проходной в надлежащем санитарном состоянии. При этом сторож (вахтер) должен знать: положения и инструкции о пропускном режиме; образцы подписей лиц, имеющих право подписывать пропуска на вынос и вывоз материальных ценностей или посещение предприятия, учреждения, организации; образцы постоянных и разовых пропусков; правила и инструкции по охране объектов; границы охраняемого объекта; номера телефонов представителей администрации охраняемого объекта и дежурного по отделению милиции. При выполнении обязанностей старшего по смене - 2-й разряд.
В свою очередь, согласно п.1 и п.6 ч.3 ст.3 Закона РФ от 11.03.1992 года №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг: защита жизни и здоровья граждан; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части. При этом в соответствии с ч.5 ст.3 вышеуказанного Закона, физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Согласно ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 года №2487-I, оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
В силу ст.ст.17, 18 Закона РФ от 11.03.1992 года №2487-I, частные охранники имеют право применять специальные средства для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, а также когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление, имеют право применять огнестрельное оружие для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемое имущество, а также для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Согласно ст.12 Закона РФ от 11.03.1992 года №2487-I, заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона, при этом к договору прилагаются копии заверенных заказчиком документов, подтверждающих его право владения или пользования имуществом, подлежащим охране, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, организации, специально учреждаемые для выполнения охранной деятельности в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 года №2487-I и имеющие лицензию, по своим функциональны возможностям обеспечения охраны и пропускного режима на охраняемом объекте, а также защиты жизни и здоровья граждан, превосходят возможности штатных сторожей (вахтеров) образовательных учреждений.
С учетом изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что одной из основных задач противодействия терроризму в соответствии с подпунктом Д п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009 года), является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей, суд приходит к выводу, что рассмотрение вопроса о возможности обеспечения охраны образовательного учреждения, а также защиты жизни и здоровья участников образовательного процесса, организацией, специально учреждаемой для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, относится к компетенции администрации МО Калининский район, как компетентному органу в части участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Калининский район, в связи с чем, не рассмотрение указанного вопроса администрацией МО Калининский район в соответствии с нормами ст.ст.2,5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ, ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» и ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 года №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», является незаконным бездействием.
Доводы администрации МО Калининский район в возражениях, о том, что к настоящему заявлению применимо положение ст.61 ГПК РФ с учетом того, что настоящие обстоятельства совпадают с ранее установленными при вынесении решений Калининским районным судом в июне и июле 2010 года не является обоснованными, поскольку основанием заявленных требований, явились результаты проведенной прокуратурой Калининского района проверки соблюдения администрацией МО Калининский район требований Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», в связи с поступившим в прокуратуру письмом ГУ ОВО при ОВД по Калининскому району №758 от 20.08.2010 года (л.д.3), в связи с чем, предметом рассмотрения настоящего заявления явились те обстоятельства, которые имели место после вынесения вышеуказанных решений.
Согласно п.20 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года №2, по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч.1ст.249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В судебное заседание администрацией МО Калининский район не представлено доказательств того, что вопрос о принятии мер направленных на реализацию возможности обеспечить охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, участников образовательного процесса МОУ СОШ №14, организацией, специально учреждаемой для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органом внутренних дел, был предметом рассмотрения администрацией МО Калининский район.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что подлежат удовлетворению требования о признании незаконным бездействие администрации МО Калининский район выразившееся в неисполнении требований ст.ст.2,5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 года №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а именно в непринятии мер по своевременному устранению нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму, поскольку администрацией не был рассмотрен вопрос о принятии мер направленных на реализацию возможности обеспечить охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, участников образовательного процесса МОУ СОШ №14, организацией, специально учреждаемой для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органом внутренних дел.
Рассматривая вопрос об устранении указанных нарушений в порядке заявленном прокурором, а именно о возложении обязанности на администрацию МО Калининский район выделить средства МОУ СОШ №14, для заключения договора на охрану объекта МОУ СОШ №14 с организацией, специально учреждаемой для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел, суд учитывает, что согласно ст.10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В свою очередь, как установлено в судебном заседании, администрацией МО Калининский район, как компетентным органом, вопрос о возможности обеспечения охраны образовательного учреждения, а также защиты жизни и здоровья участников образовательного процесса организацией, специально учреждаемой для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органами внутренних дел не рассматривался и решения по указанному вопросу соответственно не принималось, при этом суд также учитывает, что охранные организации, созданные в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 года №2487-I, осуществляют охранную деятельность на возмездной договорной основе (ст.1), которая в свою очередь предусматривает право свободы договора (ст.421 ГК РФ).
При указанных обстоятельствах, суд не вправе подменять собой орган исполнительной власти в части принятия решения по вышеуказанному вопросу, находящемуся в компетенции органа исполнительной власти, при условии, что самим органом указанный вопрос не рассматривался и решения по нему не принималось, но учитывая, что суд пришел к выводу, что не рассмотрение вышеуказанного вопроса администрацией МО Калининский район, является незаконным бездействием, суд приходит к выводу о необходимости возложить обязанность на администрацию МО Калининский район рассмотреть вопрос о принятии мер направленных на реализацию возможности обеспечить охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, участников образовательного процесса МОУ СОШ №14, организацией, специально учреждаемой для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органом внутренних дел, а в остальной части заявление оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Калининский район выразившееся в неисполнении требований ст.ст.2,5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.32 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», ст.11 Закона РФ от 11.03.1992 года №2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а именно в непринятии мер по своевременному устранению нарушений законодательства в сфере противодействия терроризму и обязать администрацию муниципального образования Калининский район рассмотреть вопрос о принятии мер направленных на реализацию возможности обеспечить охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, участников образовательного процесса МОУ СОШ №14, организацией, специально учреждаемой для выполнения охранной деятельности и имеющей лицензию, выданную органом внутренних дел. В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение десяти дней.
Судья:_______________________