К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская
Краснодарский край 08 февраля 2011 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Осовик С.В.,
при секретаре Милёвой Е.А.,
с участием помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Комирниго В.Г.,
главы администрации Гришковского сельского поселения Якимова О.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Калининского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гришковского сельского поселения в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействия.
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Калининского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Калининский районный суд с заявлением к администрации Гришковского сельского поселения в порядке ст. 254 ГПК РФ о признании незаконным бездействия, в котором указал, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления сельских поселений муниципального образования Калининский район.
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее именуется - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселений относятся вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии ст. 9 Закона №115-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425 органы местного самоуправления обеспечивают доступ Федеральной службе по финансовому мониторингу к своим базам данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций.
Как установлено должностными лицами администрации Гришковского сельского поселения МО Калининский район мер к созданию базы данных об организациях, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, входящих в перечень, установленный ст. 5 Закона №115-ФЗ, не принято. Сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях в Службу не направлены. Доступ к сформированной базе данных не представлен. Правовых актов в данной сфере не разработано.
Согласно сведениям, представленным межрайонной инспекцией ФНС №10 по Краснодарскому краю, на территории Гришковского сельского поселения зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере предоставления посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.
15.11.2010 года прокурором района по фактам выявленных нарушений ст.ст. 4, 9 Закона № 115-ФЗ, п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона №131-Ф3, п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425 в адрес главы Гришковского сельского поселения внесено представление №07-12/13155 об устранении нарушений федерального законодательства.
15.12.2010 года в адрес прокурора района поступило уведомление от 13.12.2010 №1081 главы администрации Гришковского сельского поселения о рассмотрении представления прокурора района. Согласно уведомлению, требования прокурора не удовлетворены со ссылкой на положения статьи 102 Налогового Кодекса РФ, согласно которым налоговая тайна разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не подлежит. Кроме того, согласно уведомлению, действующее законодательство РФ не устанавливает обязанность органов местного самоуправления создавать базы данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, входящим в перечень, установленный ст. 5 Закона №115-ФЗ.
Выводы главы администрации Гришковского сельского поселения МО Калининский район не соответствуют положениям действующего законодательства, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления, в части организации деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по следующим основаниям.
Статьей 9 Закона №115-ФЗ закреплены обязанности органов местного самоуправления по предоставлению уполномоченному органу информации и документов, необходимых для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425 закреплены обязанности органов местного самоуправления по обеспечению доступа Федеральной службе по финансовому мониторингу к своим базам данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций. Порядок осуществления такого доступа определяется владельцем соответствующей базы данных по согласованию со Службой, (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 №638).
Обязанность по обеспечению сохранности ставших известными сведений, полученных в соответствии с настоящим Положением и составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи возложены на работников Службы, которые несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.
Таким образом, бездействие должностных лиц администрации Гришковского сельского поселения мер, выразившихся в непринятии мер к созданию базы данных об организациях, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом входящих в перечень, установленный ст. 5 Закона №115-ФЗ, не направлению в уполномоченный орган сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях, по не осуществлению доступа к сформированной базе данных, не принятию правовых актов в данной сфере, свидетельствуют о нарушении требований ст.ст. 4, 9 Закона № 115-ФЗ, п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона №131-ФЗ, п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425.
Нарушения вышеуказанных положений закона в деятельности органов местного самоуправления - Гришковского сельского поселения МО Калининский район требуют устранения, поскольку в противном случае могут быть нарушены конституционные права и свободы граждан, проживающих на территории поселения.
На основании изложенного прокурор Калининского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Гришковского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований ст.ст. 4, 9 Закона № 115-ФЗ, п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона №131-ФЗ, п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425. Обязать администрацию Гришковского сельского поселения создать базу данных об организациях, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом входящих в перечень, установленный ст. 5 Закона №115-ФЗ. Обязать администрацию Гришковского сельского поселения обеспечить Федеральной службе по финансовому мониторингу доступ к сформированной базе данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Комирний В.Г. требования прокурора поддержал в полном объеме и дал суду показания, аналогичные изложенным в заявлении.
В судебном заседании глава администрации Гришковского сельского поселения Якимов О.Н. указал на то, что нарушения данного рода имели место и администрацией Гришковского сельского поселения предпринимаются меры по их устранению.
Выслушав заявленные требования прокурора, объяснения главы администрации Гришковского сельского поселения Якимова О.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежать полному удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления сельских поселений муниципального образования Калининский район. По результатам проверки установлено, что администрацией Гришковского сельского поселения МО Калининский район мер к созданию базы данных об организациях, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, входящих в перечень, установленный ст. 5 Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не принято. Сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлены, доступ к сформированной базе данных не представлен, правовых актов в данной сфере не разработано, тогда как в соответствии со сведениями, представленными межрайонной инспекцией ФНС №10 по Краснодарскому краю, на территории Гришковского сельского поселения зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере предоставления посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.
15.11.2010 года прокурором Калининского района по фактам выявленных нарушений в адрес главы Гришковского сельского поселения внесено представление №07-12/13155 об устранении нарушений федерального законодательства. Однако, согласно ответу главы администрации Гришковского сельского поселения на представление от 13.12.2010 года, требования прокурора не удовлетворены со ссылкой на положения ст. 102 Налогового Кодекса РФ, согласно которым налоговая тайна разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, не подлежит, а также то, что действующее законодательство РФ не устанавливает обязанность органов местного самоуправления создавать базы данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, входящим в перечень, установленный ст. 5 Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (л.д.4).
Согласно п.7.1 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся вопросы участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Согласно ст.4 Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст.5 Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов; кредитные потребительские кооперативы.
Согласно ст.9 Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций (за исключением информации о частной жизни граждан), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425 органы местного самоуправления обеспечивают доступ Федеральной службе по финансовому мониторингу к своим базам данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций.
Соответственно, бездействие администрации Гришковского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер к созданию базы данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом входящих в перечень, установленный ст.5 Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», не направлению в уполномоченный орган сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях, по не осуществлению доступа к сформированной базе данных, не принятию правовых актов в данной сфере, свидетельствуют о нарушении требований ст.ст. 4, 9 Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425 «Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации иорганами местного самоуправления».
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу признать незаконным бездействие администрации Гришковского сельского поселения Калининского района, выразившееся в неисполнении требований ст.ст.4,9 Закона №115-ФЗ, п.7.1 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ, п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425, обязать администрацию Гришковского сельского поселения создать базу данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом входящих в перечень, установленный ст. 5 Закона №115-ФЗ, а также обязать администрацию Гришковского сельского поселения обеспечить Федеральной службе по финансовому мониторингу доступ к сформированной базе данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации Гришковского сельского поселения Калининского района, выразившееся в неисполнении требований ст.ст.4,9 Закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», п.7.1 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.4 постановления Правительства РФ от 14.06.2002 №425 «Об утверждении Положения о предоставлении информации и документов Федеральной службе по финансовому мониторингу органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации иорганами местного самоуправления».
Обязать администрацию Гришковского сельского поселения создать базу данных об организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом входящих в перечень, установленный ст.5 Закона №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».
Обязать администрацию Гришковского сельского поселения обеспечить Федеральной службе по финансовому мониторингу доступ к сформированной базе данных в целях получения им информации в объеме, необходимом для осуществления возложенных на Службу функций.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Калининский райсуд, в течение десяти дней.
Судья:________________________