К делу №2-268-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 15 марта 2011 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Радченко Е.В., с участием представителя заявительницы Исаевой А.В. по доверенности Павелко И.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Исаевой А.В. на действия органа местного самоуправления.
УСТАНОВИЛ:
Павелко И.Ф. по доверенности в интересах Исаевой А.В. обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с жалобой на действия органа местного самоуправления, в которой указано, что 02.03.2011 года она с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обратилась в управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район. Совместно с заявлением ею были предоставлены документы подтверждающие, что она - Исаева А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, удостоверение серии В №482951 от 24.02.2011 года.
По результатам рассмотрения поданных ею документов, вынесено распоряжение управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район от 03.03.2011 года №54-р «Об отказе в постановке на учет гражданки Исаевой А.В., в качестве нуждающейся жилом помещении», согласно которому ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что она является собственником дома, расположенного по адресу <адрес> <адрес> <адрес> №, и на нее приходится 29,6 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи, установленную решением совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) и менее 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами.
Для вынесения объективного решения необходимо учесть, что она проживает одна в доме - 1951 года строения, наружные стены дома саманные обложены кирпичом. Дом состоит из двух жилых комнат, комнаты сырые, холодные, потолок провисший, балки подгнили, рамы гнилые, дверные коробки сгнили, пришли в негодность. По углам и по потолку образовались трещины, пол гнилой - проваливается, кровля покрыта шифером, фронтоны сгнили. Ванная комната и туалет отсутствует. В доме электропроводка старая, не выдерживает нагрузки, отопление - котел, водопровода в доме нет.
Она является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, и в своем возрасте не в состоянии в своем доме обеспечить себе нормальную жизнедеятельность, поскольку необходим ремонт, домовладение очень старое, пришедшее в негодность.
В соответствии с положениями ст.7 и ст.40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на достойную жизнь, обеспеченную государством, а также имеет право на жилище, которое должно быть бесплатно предоставлено нуждающемуся гражданину.
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в соответствии со ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», она вынуждена была обратиться в Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район с формализованным заявлением о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку иного способа обеспечения жильем с удобствами она не имеет.
В соответствии с подп.4 п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета членов семьи участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона. Члены семей умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей умерших (погибших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
На основании вышеизложенного, считает, что распоряжение управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район от 03.03.2011 года №54-р, «Об отказе в принятии на учет гражданки Исаевой А.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении», не обоснованно и должно быть отменено, так как нарушает ее права, в связи с тем, что она нуждается в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, заявительница просит суд: 1) Отменить распоряжение управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район от 03.03.2011 года №54-р «Об отказе в принятии на учет гражданки Исаевой А.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении». 2) Признать ее - Исаеву А.В. проживающую по адресу Калининский район <адрес>, нуждающейся в улучшении жилищных условий. 3) Обязать управление градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район поставить ее - Исаеву А.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны».
В судебное заседание заявительница Исаева А.В., а также представители заинтересованных лиц - администрации МО Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Представитель заявительницы Исаевой А.В. по доверенности Павелко И.Ф. просил рассмотреть дело в отсутствие представляемой им заявительницы Исаевой А.В. извещенной о времени и месте судебного разбирательства с его участием, в связи с плохим состоянием здоровья Исаевой А.В. В письменном ходатайстве представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, полностью поддержал доводы, изложенные в распоряжении №54-р от 03.03.2011 года и просил отказать в удовлетворении требований. В телефонограмме от 15.03.2011 года, представитель заинтересованного лица администрации МО Калининский район просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО Калининский район.
Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие заявительницы Исаевой А.В. с участием ее представителя по доверенности Павелко И.Ф., а также в отсутствие представителей администрации МО Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район.
В судебном заседании представитель заявительницы Исаевой А.В. по доверенности Павелко И.Ф., доводы и требования указанные в жалобе поддержал в полном объеме, дал объяснения аналогичные изложенным в заявлении.
Суд, выслушав представителя заявительницы Исаевой А.В. по доверенности Павелко И.Ф., исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно паспорту гражданина РФ, заявительница Исаева А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> с 25.12.1980 года (л.д.6).
Согласно свидетельству о браке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, заявительница зарегистрировала ДД.ММ.ГГГГ брак с ФИО4 (л.д.9). Согласно свидетельству о смерти <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, супруг заявительницы ФИО4, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ произведена запись акта о смерти № (л.д.10).
Согласно удостоверению ФИО5 №, заявительница Исаева А.В. имеет право на льготы и преимущества установленные для жен умерших участников ВОВ ст.21 №5-ФЗ «О ветеранах» (л.д.11). Согласно удостоверению ФИО6 № от ДД.ММ.ГГГГ, супруг заявительницы ФИО4 имел право на льготы и преимущества установленные для участников ВОВ (л.д.12).
Согласно договору купли-продажи жилого дома от 23.12.1980 года и справке филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Калининскому району №000310 от 01.03.2011 года, заявительница Исаева А.В. является собственником жилого дома по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, собственником другого недвижимого имущества не значилась и не значится, не участвовала в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовывала ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района Краснодарского края (л.д.27,28). Согласно уведомлению Калининского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю №23/011/2011-203 от 01.03.2011 года, сведения о правах заявительницы Исаевой А.В. на имеющиеся у нее объекты недвижимости по Калининскому району, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.26). Согласно справке администрации Старовеличковского сельского поселения №16197 от 28.02.2011 года, заявительница Исаева А.В. проживает одна по адресу по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> (л.д.20).
Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда №238 от 28.02.2011 года, а также Акту обследования жилищных условий Исаевой А.В. от 01.03.2011 года и техническому паспорту, заявительница Исаева А.В. является собственником расположенного по <адрес> № <адрес> <адрес> одноэтажного жилого саманного дома, обложенного кирпичом, 1951 года постройки, общей площадью 29,6 кв.м., состоящего из двух жилых комнат. Комнаты сырые, холодные, потолок провисший, балки подгнили, электропроводка старая, не выдерживает нагрузки, водопровод и телефон в доме отсутствуют, рамы гнилые, дверные коробки сгнили, пришли в негодность, по углам и по потолку образовались трещины, пол гнилой проваливается, кровля покрыта шифером, фронтоны сгнили, стены в трещинах, ванная комната и туалет отсутствуют (л.д.21-25,29-33).
Согласно заявлению от 02.03.2011 года, заявительница Исаева А.В. 02.03.2011 года обратилась к главе администрации МО Калининский район с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Член семьи умершего участника ВОВ» и указанное заявление согласно отметке принято 02.03.2011 года в 11.20 часов (л.д.4,5).
Согласно распоряжению заместителя главы МО Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства №54-р от 03.03.2011 года, заявительнице Исаевой А.В. отказано в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что заявительница зарегистрирована одна в принадлежащем ей на праве собственности на основании договора купли-продажи жилого дома от 23.12.1980 года, домовладении по адресу <адрес> № <адрес>, при этом согласно техническому паспорту от 05.05.1987 года, общая площадь домовладения составляет 29,6 кв.м. и таким образом, на заявительницу приходится 29,6 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи, установленную решением совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) и менее 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами (л.д.3).
Согласно подп.2 п.2 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей в повторный брак.
Согласно подп.4 п.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений.
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно п.п.1,2,3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно ч.1 и ч.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.
В судебном заседании установлено, что Решением совета МО Калининский район №439 от 12.03.2010 года, утверждено Положение об Управлении градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, согласно которому указанный орган ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.41-43).
На основании исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что жилой саманный дом обложенный кирпичом, 1951 года постройки, по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, в котором сырые и холодные комнаты, потолок провисший, балки подгнили, электропроводка старая, не выдерживает нагрузки, водопровод и телефон в доме отсутствуют, рамы гнилые, дверные коробки сгнили, пришли в негодность, по углам и по потолку образовались трещины, пол гнилой проваливается, кровля покрыта шифером, фронтоны сгнили, стены в трещинах, а также отсутствует ванная комната и туалет, не может быть использован заявительницей в возрасте 88 лет, как пригодное для своего личного проживания жилое помещение, в связи с чем, общая площадь указанного дома не должна учитываться при решении вопроса о постановке заявительницы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Член семьи умершего участника Великой Отечественной войны», с учетом того, что заявительница не участвовала в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовывала ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района и как супруга умершего участника ВОВ, имеет право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета по обеспечению жильем один раз, независимо от ее имущественного положения.
Наличие регистрации заявительницы в жилом доме по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации ее прав и свобод, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
В судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных законом, в том числе ст.54 ЖК РФ, для отказа заявительнице в постановке ее на учет в качестве нуждающейся жилом помещении по ее заявлению от 02.03.2011 года.
Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ч.14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №54-р от 02.03.2011 года, как противоречащее закону, следует признать незаконным, признать Исаеву А.В. нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Исаеву А.В. на учет, как нуждающуюся в жилом помещении по категории «Член семьи умершего участника Великой Отечественной войны» с 02.03.2011 года, то есть со дня представления в уполномоченный орган по учету заявления о принятии ее на учет и учетных документов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства №54-р от 03.03.2011 года об отказе в постановке на учет гражданке Исаевой А.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Признать Исаеву А.В. нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Исаеву А.В. на учет, как нуждающуюся в жилом помещении по категории «Член семьи умершего участника Великой Отечественной войны» с 02.03.2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:____________________
В окончательной форме 20.03.2011 года.