К делу №2-204-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 18 февраля 2011 года Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Радченко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волощук К.Н. об оспаривании решения органа местного самоуправления. УСТАНОВИЛ: Волощук К.Н. обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в котором указал, что распоряжением управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район №25-р от 01.02.2011 года ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по тем основаниям, что он является собственником дома по адресу Краснодарский край Калининский район <адрес>. В доме зарегистрировано двое граждан, он и его жена В.Р.И. и на каждого приходится 22,35 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением Совета муниципального образования калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. благоустроенных квартир и менее 11 метров для квартир (домов) с частичными удобствами. Он является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2-й группы и согласно Федеральному Закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на получение жилого помещения. Хотя он действительно является собственником дома, но проживать в таком доме, в таких условиях при его состоянии здоровья невозможно. Он является инвалидом второй группы Великой отечественной войны. Факт невозможности проживания в таких условиях подтверждается актом обследования его жилищных условий специальной комиссией. Согласно акту обследования жилища от 12.01.2011 года установлено, что он проживает в саманном доме из трех комнат жилой площадью 36 кв.м., отопление печное, есть электроснабжение. Никаких удобств в доме нет, год постройки 1968. Жилье ветхое старое, полы и окна пришли в негодность, крыша требует ремонта. Поэтому он считает, что распоряжение об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным. На основании изложенного, заявитель просит суд: 1) Признать незаконным распоряжение от 01.02.2011 года №23-р управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район «Об отказе в постановке на учет гражданина Волощук К.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении». 2) Обязать администрацию муниципального образования Калининский район Краснодарского края принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Участник Великой отечественной войны» и предоставить ему как участнику и инвалиду ВОВ надлежащее жилое помещение. В судебное заседание заявитель Волощук К.Н., а также представители заинтересованных лиц - администрации Муниципального образования Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в заявлении (л.д.52), заявитель Волощук К.Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с плохим состоянием здоровья, в письменном ходатайстве представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, а также поддержал доводы изложенные в распоряжении №25-р от 01.02.2011 года и просил отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д.53). Согласно ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие заявителя Волощук К.Н., а также представителей администрации Муниципального образования Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что согласно паспорту гражданина РФ, заявитель Волощук К.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> <адрес>, зарегистрирован с 11.06.1979 года по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> (л.д.5). Согласно удостоверению инвалида ВОВ, серии <данные изъяты> № от 15.09.2004 года, заявитель Волощук К.Н. является инвалидом II группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах» (л.д.9). Согласно повторному свидетельству о заключении брака № от 01.07.1977 года, заявитель Волощук К.Н. и В.Р.И.. являются супругами (л.д.8). Согласно справке администрации Гривенского сельского поселения Калининского района №39 от 17.01.2011 года, заявитель Волощук К.Н. проживает вместе со своей супругой В.Р.И. по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> (л.д.19). Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним №23/001/2011-155 от 24.01.2011 года, заявитель Волощук К.Н. является правообладателем жилого дома с пристройками по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> (л.д.21). Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда №40 от 17.01.2011 года, техническому паспорту и акту обследования жилищных условий Волощук К.Н. от 12.01.2011 года, заявитель Волощук К.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает вместе со своей супругой В.Р.И. по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> в одноэтажном жилом саманном доме обложенном кирпичом, 1968 года постройки, общей площадью 51,6 кв.м., жилой площадью 36,0 кв.м., принадлежащем заявителю Волощук К.Н. на праве собственности, в жилом доме отсутствуют ванная (душевая) комната, санузел, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение, отопление (автономное - печное), при этом требуется ремонт крыши, окна и полы пришли в негодность, жилье ветхое, старое, удобства и вода во дворе, физический износ здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 35% (л.д.24-31,35-39,41). Согласно справке филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по Калининскому району №000025 от 21.01.2011 года, заявитель Волощук К.Н. является правообладателем домовладения по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>. Собственником других объектов недвижимости не значится и не значился, в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда не участвовал и не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района Краснодарского края (л.д.23). Согласно заявлению от 24.01.2011 года, заявитель Волощук К.Н. 24.01.2011 года обратился к главе МО Калининский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и согласно отметке в заявлении, заявление принято 24.01.2011 года в 10.22 часов (л.д.32-34). Согласно распоряжению заместителя главы муниципального образования Калининский район №25-р от 01.02.2011 года, заявителю Волощук К.Н. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что Волощук К.Н. зарегистрирован в принадлежащем ему на праве собственности домовладении по адресу <адрес> <адрес> №, в котором, согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 17.01.2011 года №40, кроме заявителя Волощук К.Н., зарегистрированного с 11.06.1979 года, зарегистрирована супруга заявителя В.Р.И. с 12.04.1995 года, при этом общая площадь домовладения согласно техническому паспорту от 20.02.2002 года составляет 44,7 кв.м., в связи с чем, на каждого члена семьи приходится 22,35 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) и менее 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами (л.д.40). В свою очередь, суд учитывает, что согласно подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Согласно ч.2 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений. Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно п.п.1,2,3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Согласно ч.4 ст.52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Согласно ч.1 и ч.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов. В судебном заседании установлено, что Решением совета муниципального образования Калининский район №439 от 12.03.2010 года, утверждено положение об Управлении градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, согласно которому Управление ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.55-57). С учетом изложенного, в судебном заседании установлено, что заявитель, проживая в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, нуждается в жилом помещении, в том числе на дату подачи заявления о постановке на учет, поскольку суд на основании исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности приходит к выводу, что жилом саманный дом, обложенный кирпичом, 1968 года постройки, в котором отсутствуют ванная (душевая) комната, санузел, водопровод, канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение, отопление (автономное - печное), при этом требуется ремонт крыши, окна и полы пришли в негодность, жилье ветхое, старое, удобства и вода во дворе, физический износ здания по состоянию на 20.02.2002 года составлял 35%, не может быть использован заявителем Волощук К.Н. инвалидом ВОВ 2 группы, в возрасте 86 лет, как пригодное для личного проживания жилье, что исключает применение отказа в постановке заявителя на учет по основаниям ст.54 ЖК РФ, принимая во внимание, что заявитель не имеет в собственности пригодного для личного проживания жилого помещения, не участвовал в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района. При вышеуказанных обстоятельствах, общая площадь жилого помещения по адресу <адрес> № <адрес> не должна учитываться при определении уровня обеспеченности заявителя общей площадью пригодного для проживания заявителя жилого помещения, при решении вопроса о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны», принимая во внимание, что заявитель, как инвалид Великой Отечественной войны имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от его имущественного положения. Наличие регистрации заявителя по адресу <адрес> № <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод заявителя, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. В судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных ст.54 ЖК РФ для отказа заявителю в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны», по его заявлению от 24.01.2011 года, Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ч.14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов. На основании изложенного, суд приходит к выводу признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №25-р от 01.02.2011 года об отказе в принятии на учет заявителя Волощук К.Н., в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать Волощук К.Н. нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Волощук К.Н. на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны» с 24.01.2011 года, то есть с даты и времени представления в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на такой учет и учетных документов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №25-р от 01.02.2011 года об отказе в постановке на учет гражданину Волощук К.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении. Признать Волощук К.Н. нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Волощук К.Н. на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны» с 24.01.2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья:____________________ В окончательной форме 22.02.2011 года.