К делу №2-532-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 17 июня 2011 года Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Рубайло Л.А., с участием заявителя Казакова И.Ю., заинтересованного лица Казаковой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Казакова ФИО11 на действия органа государственной власти. УСТАНОВИЛ: Казаков И.Ю. обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с жалобой на действия органа государственной власти, в котором указал, что он является инвалидом второй группы Ветераном боевых действий и имеет льготу на основании ст.14 ФЗ №5 от 12.01.1995 года «О ветеранах». В апреле 2011 года обратился в администрацию Калининского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветераны-инвалиды боевых действий». Согласно Распоряжению №121-р от 07.04.2011 года ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Причина отказа - это наличие у его новой жены Казаковой И.С. частного дома, площадью 61,5 кв.м., но ведь это не его жилье, он не имеет права даже на долю в этом доме. Считает отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным. На основании изложенного, заявитель просит суд признать незаконным Распоряжение №121-р от 07.04.2011 года об отказе в постановке на учет Казакова И.Ю. в качестве нуждающегося в жилом помещении. В судебное заседание представители заинтересованных лиц - администрации МО Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. В письменном ходатайстве представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, полностью поддержал доводы, изложенные в распоряжении №121-р от 07.04.2011 года и просил отказать в удовлетворении требований. В телефонограмме от 17.06.2011 года, представитель заинтересованного лица администрации МО Калининский район просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации МО Калининский район. Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие представителей администрации МО Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район. В судебном заседании заявитель Казаков И.Ю. доводы и требования указанные в жалобе поддержал в полном объеме, дал объяснения аналогичные изложенным в жалобе, а также пояснил, что жилой дом является личной собственностью его супруги Казаковой И.С. и у него не имеется какого-либо возмездного и безвозмездного договора найма и аренды в отношении указанного жилого помещения. Ранее проживал в Республике Марий Эл. Затем переехал на постоянное место жительства в Калининский район, где зарегистрировал брак с Казаковой И.С. и проживает в ее доме, на жилищном учете в Республике Марий Эл не состоит. Заинтересованное лицо Казакова И.С. в судебном заседании поддержала требования заявителя Казакова И.Ю., а также пояснила, что является супругой заявителя, брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, однако жилой дом по адресу <адрес> <адрес> принадлежит ей на праве личной собственности, поскольку получен в собственность на основании договора дарения от ее матери ФИО16., которая в свою очередь получила его по наследству и какого-либо возмездного и безвозмездного договора найма и аренды в отношении указанного жилого помещения у ее супруга Казакова И.Ю. не имеется, и она не заключала. Суд, выслушав заявителя Казакова И.Ю., заинтересованное лицо Казакову И.С., исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что согласно паспорту гражданина РФ, заявитель Казаков И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с 18.08.2010 года по адресу <адрес> № <адрес> Калининского района Краснодарского края (л.д.76-78). Согласно удостоверению Серии <данные изъяты> № от 19.05.2008 года, заявитель Казаков И.Ю. является инвалидом II группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах» (л.д.4). Согласно удостоверению Серии <данные изъяты> №, заявитель Казаков И.Ю. имеет права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке установленных ст.ст.23,23 ФЗ «О ветеранах» (л.д.4). Согласно справке серии <данные изъяты> № от 16.05.2008 года, Казаков И.Ю. является инвалидом II группы, по причине военной травмы, инвалидность установлена бессрочно (л.д.43). Согласно справке администрации Калининского сельского поселения Калининского района №3165 от 08.12.2010 года, заявитель Казаков И.Ю. проживает по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> и вместе с ним проживают еще 4 человека: теща ФИО5, пасынок ФИО6, супруга Казакова И.С., дочь ФИО7 (л.д.18). Согласно выписке из ЕГРП №23/036/2010-410 от 21.12.2010 года, жилой дом и земельный участок, на котором он расположен, по адресу <адрес> № <адрес> принадлежат на праве собственности Казаковой И.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.26). Согласно свидетельствам о государственной регистрации права <данные изъяты> от 17.11.2009 года, <данные изъяты> от 17.11.2009 года и свидетельству о заключении брака <данные изъяты> № от 02.09.2010 года, заинтересованное лицо Казакова (Голотина) И.С. зарегистрировала брак с заявителем 02.09.2010 года и является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома с пристройкой по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> на основании договора дарения от 29.10.2009 года, прошедшего государственную регистрацию 17.11.2009 года (л.д.19,20,71). Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО5 (л.д.74) Согласно справке филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Калининскому району №2318 от 13.12.2010 года, ФИО5 с 30.12.2004 года до 29.10.2009 года числилась собственником жилого дома по <адрес> <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону №8982 от 30.12.2004 года, свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2009 года <адрес>, в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и государственного и муниципального имущества на территории Калининского района Краснодарского края не участвовала, в настоящее время собственником объектов недвижимости в Калининском районе не значится (л.д.27). Согласно свидетельству о рождении <данные изъяты> № от 02.11.2010 года, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является дочерью заявителя и заинтересованного лица Казаковой И.С. (л.д.73) Согласно уведомлению Калининского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю №23/036/2010-412 от 21.12.2010 года, сведения о правах ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на имеющиеся у нее объекты недвижимости в Калининском районе в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.24). Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» филиал по Республике Марий Эл Йошкар-Олинского отделения №2844/1 от 20.07.2010 года, по состоянию на март 1997 года - для объектов недвижимости нежилой сферы, на 01.01.2000 года - для объектов недвижимости жилой сферы, Казаков И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения собственником жилых помещений, жилых домов, квартир и других строений в г.Йошкар-Оле не значится, приватизированного жилья в г.Йошкар-Оле не имеет, в приватизации участие не принимал (л.д.21). Согласно уведомлению Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мерий Эл №01/108/2010-649 от 20.07.2010 года, сведения о правах Казакова И.Ю. на имеющиеся у него объекты недвижимости в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.22). Согласно уведомлению Калининского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю №23/027/2010-434 от 28.09.2010 года, сведения о правах Казакова И.Ю. на имеющиеся у него объекты недвижимости в Калининском районе в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.23). Согласно справке филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Калининскому району №2317 от 13.12.2010 года, Казаков И.Ю. ДД.ММ.ГГГГ года рождения до 10.11.1999 года и за период с 2000 года по 13.12.2010 года собственником объектов недвижимости не значится и не значился, не участвовал в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района Краснодарского края (л.д.28). Согласно письму заместителя главы администрации города Йошкар-Олы №018-26/816 от 01.06.2004 года, постановлением Мэра города от 27.05.2004 года №1320 Казаков И.Ю. принят на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства по списку инвалидов войны и семей погибших воинов, очередь по данному списку №314, по общему списку 4625 (л.д.39). Согласно письму Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл №01-20/17 от 11.02.2008 года, в настоящее время списки граждан-получателей субсидий для улучшения жилищных условий направлены в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию. В данном списке Казаков И.Ю. состоите на учете согласно справке администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с 18.05.2004 года. Учитывая, что Казаков И.Ю. имел право на улучшение жилищных условий, проживая в п.Куженер, при очередном уточнении списка Казаков И.Ю. будет включен в реестр согласно справке администрации Куженерского муниципального района с даты первичной постановки на учет - 10.01.1997 года (л.д.38). Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда №3165 от 21.12.2010 года администрации Калининского сельского поселения Калининского района, техническому паспорту и акту обследования жилищных условий от 15.12.2010 года, заявитель Казаков И.Ю. зарегистрирован и проживает в жилом саманном доме 1978 года постройки, общей площадью 61,5 кв.м., жилой площадью 37,2 кв.м. по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, принадлежащем на праве собственности Казаковой И.С., в указанном жилом доме помимо Казакова И.Ю. проживают еще 4 человека: теща - ФИО5, пасынок - ФИО6, супруга - ФИО4, дочь - ФИО7, при этом в отношении указанного жилого дома с Казаковым И.Ю. договор найма, безвозмездного (возмездного) пользования жилым домом не заключен (л.д.13-17,36,37,47-58). Согласно заявлению, заявитель Казаков И.Ю. обратился к главе администрации МО Калининский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории ветеран-инвалид боевых действий, и согласно отметке в заявлении, заявление принято 06.04.2011 года (л.д.5-7). Согласно распоряжению заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства №121-р от 07.04.2011 года, заявителю Казакову И.Ю. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что Казаков И.Ю. зарегистрирован в домовладении по адресу <адрес> <адрес> <адрес> №; вышеуказанное домовладение принадлежит на праве собственности его супруге Казаковой И.С. (до брака Волознева, Голотина), согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> № от 17.11.2009 года, согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 21.12.2010 года №3165, в вышеуказанном жилом помещении зарегистрировано пятеро членов семьи: Казакова И.С. - собственник, зарегистрированная с 27.04.1994 года; Казаков И.Ю. - супруг собственника, зарегистрированный с 18.08.2010 года; ФИО7 - дочь собственника, зарегистрированная с 15.12.2010 года; ФИО6 - сын собственника, зарегистрированный с 15.12.2010 года; ФИО5 - мать собственника, зарегистрированная с 20.05.1980 года, -общая площадь домовладения 61,5 кв.м., согласно техническому паспорту от 21.07.2009 года, инвентарный номер 7655, выданного ФГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Калининскому району. Таким образом, учитывая, что в жилом помещении зарегистрировано 5 человек (объединенных признаками близкого родства), на каждого члена семьи приходится 12,3 кв.м., что превышает учетную норму площади жилою помещения на каждого члена семьи, установленную решением совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) и менее 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами (л.д.2,3). В свою очередь, суд учитывает, что согласно подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи. Согласно п.6 ст.5 ЖК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов. Согласно ч.4 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», общая площадь жилых помещений, занимаемых по договору поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, а также по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда, заключенному между лицами, объединенными признаками близкого родства или свойства, учитывается при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно п.п.1,2,3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Согласно ч.4 ст.52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Согласно ч.1 и ч.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов. В судебном заседании установлено, что Решением совета муниципального образования Калининский район №439 от 12.03.2010 года, утверждено положение об Управлении градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, согласно которому Управление ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.94,95). Согласно п.1 ст.36 СК РФ, имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью. В судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу <адрес> № <адрес> не является жилищным фондом социального использования, а является личной собственностью супруги заявителя - Казаковой И.С., которая в период брака получила указанное жилое помещение в дар от своей матери, при этом ветеран-инвалид боевых действий заявитель Казаков И.Ю. не имеет в собственности жилого помещения, не участвовал в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества, а также в отношении жилого дома по адресу <адрес> № <адрес> у заявителя не имеется заключенного возмездного и безвозмездного договора найма и аренды жилого помещения. При указанных обстоятельствах, общая площадь жилого помещения по адресу <адрес> № <адрес>, не должна учитываться при определении уровня обеспеченности заявителя Казакова И.Ю. общей площадью жилого помещения, при решении вопроса о постановке Казакова И.Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветеран-инвалид боевых действий», с учетом того, что Казаков И.Ю. как ветеран-инвалид боевых действий имеет право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета по обеспечению жильем один раз. Наличие регистрации заявителя по адресу <адрес> № <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод заявителя, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. В судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных ст.54 ЖК РФ для отказа заявителю в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветеран-инвалид боевых действий», по его заявлению от 06.04.2011 года. Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно ч.14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов. На основании изложенного, суд приходит к выводу признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №121-р от 07.04.2011 года об отказе в постановке на учет Казакову И.Ю., в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать Казакова И.Ю. нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Казакова И.Ю. на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветеран - инвалид боевых действий» с даты и времени представления в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на такой учет и учетных документов, то есть с 06.04.2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №121-р от 07.04.2011 года об отказе в постановке на учет гражданину Казакову ФИО14 в качестве нуждающегося в жилом помещении. Признать Казакова ФИО15 нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Казакова Ивана Юрьевича на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Ветеран - инвалид боевых действий» с 06.04.2011 года. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья:__________________________ В окончательной форме 22.06.2011 года.