Решение по иску прокурора Калининского района к администрации МО Калининский район в интересах инвалида ВОВ Острецова Е.С. о признании недействительным решения об отказе в постановке на учетв качестве нуждающегося в жилом помещении



К делу №2-327-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 08 апреля 2011 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Радченко Е.В., с участием помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Попова А.Н., представителя заявителя Острецова Е.З. по доверенности Р.В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявление прокурора Калининского района к администрации муниципального образования Калининский район в интересах инвалида Великой Отечественной войны Острецова Е.З. о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет инвалида, участника Великой Отечественной войны.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Калининский район в интересах инвалида Великой Отечественной войны Острецова Е.З. о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет инвалида, участника Великой Отечественной войны, в котором указал, что в прокуратуру Калининского района с заявлением обратился инвалид Великой Отечественной войны Острецов Е.З., в котором указывалось, что он не согласен с решением заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства Ш.О.М. от 29.03.2010 года №448 об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и просит прокурора Калининского района обратиться в суд в защиту его интересов.

Проверкой установлено, что 05.03.2010 года Острецов Е.З. обратился в управление градостроительства и благоустройства муниципального образования Калининский район с формализованным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложив пакет документов.

По результатам рассмотрения вынесено решение от 29.03.2010 года №448, в соответствии с которым ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Причиной отказа послужило то обстоятельство, что Острецов Е.З. проживает в домовладении, расположенном по адресу <адрес> <адрес> <адрес> , принадлежащем ему на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке администрации Новониколаевского сельского поселения Калининского района от 04.02.2010 года №173 в данном домовладении Острецов Е.З. проживает <данные изъяты>. Общая площадь вышеуказанного домовладения составляет 86,5 кв.м., таким образом, на Острецова Е.З. приходится 37,5 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую равно и менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) равно и менее 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами.

Пунктом 1 Указа определено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ (далее Федеральный закон «О Ветеранах») к мерам социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, относится обеспечение за счет средств Федерального бюджета лиц данной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Понятие и порядок признания и постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий закреплен ст.ст.49,51 и 52 ЖК РФ.

В соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Статьями 7 и 14 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в редакции Закона Краснодарского края от 04.06.2009 года №1760-КЗ, определен порядок признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и перечень документов, предоставляемых для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах», инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п.10 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», основания и несущие конструкции жилого дома не должны иметь разрушений и повреждений, приводящих их к деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций и жилого дома в целом.

В соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, жилые помещения, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовых вод.

Кроме того, в соответствии с п.12. Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 жилое помещение должно быть обеспечено системами горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и вентиляции, а в газифицированных районах также и газоснабжением.

Вместе с тем, при принятии решения управлением градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район не учтено, что домовладение Острецова Е.З., согласно акту об обследовании от 11.02.2010 года, имеет в цоколе трещины, что вызвано неравномерной осадкой. Отсутствует отмостка по периметру дома, в стенах строения имеются трещины и деформации, имеет место отклонение стен от вертикали на 5-7 см. Металлическая обшивка стен во многих местах проржавела, шиферная кровля и дощатые коньки полностью поражены грибком, имеет нарушение целостности, водосток осуществляется неорганизованным способом. В потолках имеются множественные трещины, также имеет место обрушение штукатурного слоя потолков. Входные двери плотно не закрываются. Заполнения оконных проемов тронуты гнилью.

Кроме того, согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частичного жилищного фонда от 17.02.2010 года №2, в домовладении отсутствует горячее водоснабжение, канализация. Отопление в домовладении печное.

В связи с вышеизложенным, домовладение Острецова Е.З. требует ремонта, на выполнение которого он не имеет материальной возможности. В силу возраста Острецова Е.З., которому в настоящее время 85 лет, отсутствие соответствующих удобств в домовладении, препятствует его проживанию в данном домовладении.

Из изложенного следует, что решение заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства от 29.03.2010 года №448 об отказе в постановке на учет, не обоснованно и должно быть отменено, так как нарушает права гражданина, в связи с тем, что Острецов Е.З. нуждается в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан по заявлению гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, по обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

На основании изложенного, прокурор Калининского района просит суд:

1.Признать незаконным решение администрации МО Калининский район об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 29.03.2010 года №448.

2.Признать Острецова Е.З., проживающего по адресу <адрес> <адрес> <адрес> , нуждающимся в жилом помещении.

3.Обязать администрацию муниципального образования Калининский район поставить Острецова Е.З. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Инвалид Великой Отечественной войны» с момента обращения с формализованным заявлением 29.03.2010 года в администрацию МО Калининский район.

В судебное заседание заявитель Острецов Е.З., а также представители заинтересованных лиц - администрации МО Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Представитель заявителя Острецова Е.З. по доверенности Р.В.Е. просила рассмотреть дело в отсутствие представляемого ею заявителя Острецова Е.З. с ее участием. В письменном ходатайстве представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, полностью поддержал доводы, изложенные в решении №448 от 29.03.2010 года и просил отказать в удовлетворении требований. В телефонограмме от 08.04.2011 года, представитель заинтересованного лица администрации МО Калининский район просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации МО Калининский район.

Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие заявителя Острецова Е.З. с участием его представителя по доверенности Р.В.Е., а также в отсутствие представителей администрации МО Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район.

В судебном заседании помощник прокурора Попов А.Н. поддержал доводы и требования изложенные в заявлении, дал объяснения аналогичные изложенным в заявлении, а также просил восстановить заявителю Острецову Е.З. срок для подачи заявления в суд, пояснив, что заявитель имеет преклонный возраст, а также не имеет юридических знаний, что препятствовало ему самостоятельно своевременно обратится в суд с заявлением в защиту своих прав. В судебном заседании представитель заявителя Острецова Е.З. по доверенности Р.В.Е. полностью поддержала заявление прокурора, а также пояснила, что Острецов Е.З. в силу инвалидности не имеет возможности свободно перемещаться и это препятствует ему самостоятельно своевременно обращаться с заявлениями в защиту своих прав.

Суд, выслушав помощника прокурора Попова А.Н., представителя заявителя Острецова Е.З. по доверенности Р.В.Е., исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении уточненных требований по следующим основаниям.

Согласно п.24 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года №2, принимая во внимание положения ч.4 ст.198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

Принимая во внимание то обстоятельство, что заявитель Острецов Е.З. является инвалидом II группы, имеет возраст 86 лет (паспорт л.д.14), а также не имеет юридических знаний и указанные обстоятельства являются препятствием возможности своевременно обращаться в государственные органы в целях защиты своих прав, суд приходит к выводу, что установленный в ст.256 ГПК РФ срок, пропущен по уважительной причине, в связи с чем, срок для обращения в суд с настоящим заявлением подлежит восстановлению.

В судебном заседании установлено, что согласно паспорту гражданина РФ, заявитель Острецов Е.З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес><адрес> <адрес> (л.д.14,15).

Согласно удостоверению серии от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель Острецов Е.З. является инвалидом 2 группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для инвалидов ВОВ (л.д.6).

Согласно справке администрации Новониколаевского сельского поселения Калининского района №173 от 04.02.2010 года, заявитель Острецов Е.З. проживает <данные изъяты> по адресу <адрес><адрес> <адрес> (л.д.11).

Согласно справке филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по Калининскому району №000301 от 16.02.2010 года, заявитель Острецов Е.З. на основании договора от 23.03.1971 года, является правообладателем жилого дома по адресу <адрес><адрес> <адрес> на праве собственности, жилой площадью 30,1 кв.м., правовая регистрация не проведена (л.д.16).

Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда №2 от 17.02.2010 года, техническому паспорту и Акту осмотра индивидуального жилого дома от 11.02.2010 года, заявитель Острецов Е.З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован и проживает <данные изъяты> по адресу <адрес> <адрес> <адрес> в собственном жилом саманном доме, 1968 года постройки, общей площадью 37,5 кв.м., жилой площадью 30,1 кв.м., в котором отсутствуют ванная (душевая) комната, санузел, горячее водоснабжение, канализация, при этом отопление в доме печное, а газоснабжение баллонное (л.д.7-10,12,13,18,19).

Согласно заявлению от 05.03.2010 года, заявитель Острецов Е.З. 05.03.2010 года обратился к главе администрации МО Калининский район с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по категории инвалид ВОВ (л.д.28).

Согласно решению и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальник управления градостроительства и благоустройства №448 от 29.03.2010 года, заявителю Острецову Е.З. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что согласно справке ФГУ ПКК «Крайтехинвентазизация» от 16.02.2010 года №000301, заявитель является на основании договора купли-продажи от 23.03.1971 года собственником домовладения по адресу <адрес> <адрес> <адрес> и согласно выписке из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован <данные изъяты> в указанном домовладении, общая площадь жилого помещения которого составляет 37,5 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи, установленную решением совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) и менее 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами. На основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ постановка заявителя на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не представляется возможной, поскольку он является собственником домовладения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (л.д.5).

В свою очередь, суд учитывает, что согласно подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно ч.2 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п.п.1,2,3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ч.4 ст.52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно ч.1 и ч.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

В судебном заседании установлено, что Решением совета муниципального образования Калининский район №439 от 12.03.2010 года, утверждено положение об Управлении градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, согласно которому Управление ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.30-32).

С учетом изложенного, в судебном заседании установлено, что заявитель, проживая в принадлежащем ему на основании договора от 23.03.1971 года жилом доме по <адрес> <адрес> <адрес>, нуждается в жилом помещении, в том числе на дату подачи заявления о постановке на учет, поскольку на основании исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности суд приходит к выводу, что жилой саманный дом, 1968 года постройки, общей площадью 37,5 кв.м., жилой площадью 30,1 кв.м., в котором отсутствуют ванная (душевая) комната, санузел, горячее водоснабжение, канализация, при этом отопление в доме печное, а газоснабжение баллонное, не может быть использован заявителем Острецовым Е.З. инвалидом ВОВ 2 группы, в возрасте 86 лет, как пригодное для личного проживания жилье, что исключает применение отказа в постановке на учет по основаниям ст.54 ЖК РФ, принимая во внимание, что заявитель не имеет в собственности пригодного для личного проживания жилого помещения, не участвовал в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района.

При вышеуказанных обстоятельствах, общая площадь жилого помещения по адресу <адрес> <адрес> не должна учитываться при определении уровня обеспеченности заявителя Острецова Е.З. общей площадью пригодного для проживания заявителя жилого помещения, при решении вопроса о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны», принимая во внимание, что заявитель, как инвалид Великой Отечественной войны имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от его имущественного положения.

Наличие регистрации заявителя по адресу <адрес> <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод заявителя, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных ст.54 ЖК РФ для отказа заявителю в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны», по его заявлению от 05.03.2010 года,

Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу признать незаконным решение и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район №448 от 29.03.2010 года об отказе в постановке на учет Острецову Е.З., в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать Острецова Е.З. нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Острецова Е.З. на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны» с даты и времени представления в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на такой учет и учетных документов, то есть с 05.03.2010 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить срок для подачи заявления в суд.

Признать незаконным решение и.о. заместителя главы муниципального образования Калининский район №448 от 29.03.2010 года об отказе в постановке на учет Острецову Е.З., в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать Острецова Е.З. нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Острецова Е.З. на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Инвалид Великой Отечественной войны» с 05.03.2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:____________________

В окончательной форме 13.04.2011 года.