К делу №2-958-2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 27 декабря 2011 года Судья Калининского районного суда Краснодарского края Матиевский С.М., при секретаре Радченко Е.В., с участием старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Малютиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калининского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Кубань-стройсервис» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности предоставить расчет и произвести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду. УСТАНОВИЛ: Прокурор Калининского района Краснодарского края обратился в Калининский районный суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Кубань-стройсервис» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности предоставить расчет и произвести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду, в котором указано, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части оплаты за негативное воздействие на окружающую природную среду хозяйствующими субъектами, расположенными на территории района. Проверкой установлено, что на территории района осуществляет свою деятельность ООО «Кубань-стройсервис» (ИНН 2333009814), вместе с тем, в соответствии со сведениями, предоставленными Региональным отделом федерального экологического контроля на курорте Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи, указанной организацией в 2010-2011 годах не производилась оплата за негативное воздействие на окружающую природную среду. В соответствии со ст.ст.3,14,16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года №632) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляют платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду. Согласно ст.ст.21,23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плата за негативное воздействие направлена на уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот и является методом экономического стимулирования деятельности в области обращения отходов производства и потребления. В силу ст.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также согласно правовой позиции ВАС Российской Федерации (Определение ВАС РФ от 02.10.2007 года №11579/07) плательщиками за размещение отходов являются собственники сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий или продуктов, из которых образуются эти отходы. За негативное воздействие на окружающую среду в результате своей хозяйственной деятельности, в том числе, за размещение своих отходов производства, собственниками осуществляются платежи по установленным тарифам. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст.ст.51,57,62 БК РФ платежи за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета - по нормативу 20 процентов; к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации - по нормативу 40 процентов; к неналоговым доходам бюджетов муниципальных районов - по нормативу 40 процентов. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду выступают в качестве важных финансовых инструментов природоохранного законодательства, установлены федеральным законодательством в целях сохранения и поддержание качества окружающей среды, ее благоприятного состояния. Не внесение указанных платежей в объемах и в сроки, установленные Правительством РФ, не позволяет в должной мере финансировать мероприятия, направленные на сохранение и восстановление окружающей среды, снижение последствий негативного воздействия на окружающую природную среду и, как следствие, затрагивает конституционные права неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Не произведение расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, оказываемое размещением отходов производства и потребления и, как следствие, не внесение обязательных платежей, свидетельствует о фактическом бездействии и влечет нарушение требований ст.ст.3,14,16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.21,23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ, ст.ст.51,57,62 БК РФ, чем затрагивает интересы Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования Калининский район на своевременное (ежеквартальное) и полное поступление неналоговых доходов от платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования Калининский район. В силу ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч.3 ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации, полномочен обращаться в суд, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. На основании изложенного, прокурор Калининского района просит суд: 1.Признать незаконным бездействие администрации ООО «Кубань-стройсервис», выразившееся в не произведении расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и не внесении обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. 2.Обязать в срок до 20.01.2012 года предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в Региональный отдел федерального экологического контроля на курорте Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи. 3.Обязать ООО «Кубань-стройсервис» в срок до 20.01.2012 года произвести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-4 кварталы 2011 года. Представители ответчика ООО «Кубань-стройсервис» и третьего лица на стороне истца, без самостоятельных требований относительно предмета спора – Регионального отдела федерального экологического контроля на курорте Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и республике Адыгея, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. От ответчика по электронной почте в суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю не направил ответчику расчет по оплате за негативное воздействие на окружающую среду, при этом ответчиком такая плата за 2010 и 2011 годы произведена в положенный срок, прилагается копия платежного поручения №41 от 29.11.2011 года (л.д.22,23). Суд принял решение об отказе в удовлетворении ходатайства стороны ответчика об отложении дела и в порядке ч.ч.3,4 ст.167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и третьего лица. В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района Краснодарского края Малютина Н.А. поддержала доводы и требования указанные в исковом заявлении, а также уточнила исковые требования в части п.3 требований, а именно просила обязать ООО «Кубань-стройсервис» в срок до 20.01.2012 года произвести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-3 кварталы 2011 года, в остальной части требования оставила без изменения и дала объяснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Суд принял к производству уточненные требования. Также старший помощник прокурора в судебном заседании пояснила, что доводы стороны ответчика о том, что органы Росприроднадзора расчеты платы за негативное воздействие на окружающую природную среду должны направлять ответчику, противоречат закону, при этом, представленная стороной ответчика копия платежки от 29.11.2011 года о производстве ответчиком платежа за негативное воздействие за 2010 и 2011 годы в размере 1600,0 рублей, подтверждает нарушение ответчиком сроков для таких платежей, установленных законом. Стороной ответчика не представлено доказательств того, что ответчиком произведены расчеты платы и платежи в соответствии с такими расчетами за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-3 кварталы 2011 года в установленном законом порядке, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению. Выслушав старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Малютину Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Калининского района была проведена проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования в деятельности ответчика - ООО «Кубань-стройсервис», в ходе которой было установлено, что ответчиком не производилась оплата за негативное воздействие на окружающую природную среду с 2010 года, что подтверждается реестром плательщиков платы за НВОС по Калининскому району (л.д.4,5). Согласно выписке из ЕГРЮЛ №1312 от 12.12.2011 года, ООО «Кубань-стройсервис» является действующим юридическим лицом, осуществляющим такие виды хозяйственной деятельности, как строительство зданий и сооружений, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, электромонтажные и отделочные работы, розничная торговля вне магазинов (л.д.17-21). Согласно платежному поручению №41 от 29.11.2011 года, ООО «Кубань-стройсервис» произвело платеж в размере 1600,0 рублей за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2011 годы (л.д.24). В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлены принципы, на основании которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, в число которых входят: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц. Согласно ст.14 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ, к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся установление платы за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно п.п.1,2,3 ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. Суд принимает во внимание, что согласно ст.21 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ, одними из основных принципов экономического регулирования в области обращения с отходами являются платность размещения отходов, экономическое стимулирование деятельности в области обращения с отходами, при этом в силу п.1 ст.23 вышеуказанного Закона, плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, в том числе нормативы платы Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года №632, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который в силу п.1 Постановления распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются - природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 года №284-О Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 года №632, утвердившее настоящий порядок, принято Правительством Российской Федерации во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера - сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации. Согласно п.9 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 года №632, перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей. Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления, утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 года №204, так в соответствии с п.п.1,2,3 Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду - 1. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Расчет) заполняется организациями осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (далее - плательщики), осуществляющими на территории Российской Федерации следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». 2. Расчет представляется плательщиками в одном экземпляре в управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - территориальные органы Ростехнадзора) по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. 3. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Согласно п.п.1,2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года №557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается календарный квартал. Также с учетом вышеуказанных норм закона, регулирующих порядок осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду, суд принимает во внимание правовую позицию, содержащуюся в Письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 года №СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», в том, что «..обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно. В случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым негативное воздействие на окружающую среду. Также следует учитывать, что обязанность по уплате платы не снимается в случае простоя, консервации и иного приостановления деятельности предприятия, в случае дальнейшего оказания негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации (в т.ч. принятые в форме определений согласно ст.71 1-ФКЗ от 21.07.1994) обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Индивидуальные предприниматели также признаются плательщиками платы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьей 28 Федерального закона от 04.05.99 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»…. Проверка представленных расчетов платы осуществляется сотрудниками территориальных органов после получения их от плательщиков, с тем чтобы обеспечивалась возможность, при наличии оснований, привлечения виновного лица к ответственности (ст.8.41 КоАП РФ)… При проверке форм расчетов платы и приложений к нему, в случае возникновения сомнений в достоверности указанных в них сведений, территориальным органом Росприроднадзора может быть выставлено требование о представлении дополнительных документов…». При указанных обстоятельствах, на ответчика, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную со строительством зданий и сооружений, монтажом инженерного оборудования зданий и сооружений, электромонтажными и отделочными работами, а также розничной торговлей вне магазинов, федеральным законодательством возложена обязанность по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в части своевременного производства расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и внесения обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В свою очередь, стороной ответчика не представлено доказательств наличия расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-3 кварталы 2011 года и суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, представленная стороной ответчика платежка от 29.11.2011 года о производстве ответчиком платежа за негативное воздействие за 2010 и 2011 годы в размере 1600,0 рублей, подтверждает нарушение ответчиком установленные законом сроки для таких платежей. С учетом изложенного и принимая во внимание, что стороной ответчика не представлено доказательств того, что ответчиком произведены расчеты платы и платежи в соответствии с такими расчетами за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-3 кварталы 2011 года в установленном законом порядке, суд не может оценивать представленное стороной ответчика платежное поручение, как доказательство соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в части своевременного производства расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и внесения обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-3 кварталы 2011 года, в установленные законом сроки. Суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлено наличие незаконного бездействия ответчика, выразившееся в не произведении расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и не внесении обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-3 кварталы 2011 года, в установленные законом сроки, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению, вышеуказанное бездействие ответчика следует признать незаконным и обязать ответчика в срок до 20.01.2012 года предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в Региональный отдел федерального экологического контроля на курорте Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи, а также в срок до 20.01.2012 года произвести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-3 кварталы 2011 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд: РЕШИЛ: 1.Признать незаконным бездействие ООО «Кубань-стройсервис», выразившееся в не произведении расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и не внесении обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. 2.Обязать ООО «Кубань-стройсервис», в срок до 20.01.2012 года предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в Региональный отдел федерального экологического контроля на курорте Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи. 3.Обязать ООО «Кубань-стройсервис» в срок до 20.01.2012 года произвести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду, за 1-3 кварталы 2011 года. 4.Взыскать с ООО «Кубань-стройсервис» в доход федерального бюджета Калининского района 4000,0 рублей государственной пошлины. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья:_______________________ В окончательной форме – 01.01.2012 года.
за размещение отходов производства и потребления.