К делу № 2-100-2012 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации ст. Калининская Краснодарский край 20 января 2012 года. Калининский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Радченко И.О., при секретаре Чуб Е.Д., с участием старшего помощника прокурора Калининского района Малютиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района к ООО «Конный завод «Кубань» о признании незаконным бездействия выразившегося в не произведении расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и не внесении обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, УСТАНОВИЛ: Прокурор Калининского района обратился в суд с иском к ООО «Конный завод «Кубань» о признании незаконным бездействия страхователя по уплате страховых взносов, указав, что прокуратурой Калининского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части оплаты за негативное воздействие на окружающую природную среду хозяйствующими субъектами, расположенными на территории района. Проверкой установлено следующее. На территории района осуществляет свою деятельность 000 «Конный завод «Кубань» (ИНН 2333011612), вместе с тем, в соответствии со сведениями, предоставленными Региональным отделом федерального экологического контроля на курорте Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи, указанной организацией в 2010-2011 годах не производилась оплата за негативное воздействие на окружающую природную среду. В соответствии со ст. ст. 3, 14, 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года №632) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляют платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду. Согласно ст. ст. 21, 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плата за негативное воздействие направлена на уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот и является методом экономического стимулирования деятельности в области обращения отходов производства и потребления. В силу ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Определение ВАС РФ от 02.10.2007 г. №11579/07) плательщиками за размещение отходов являются собственники сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий или продуктов, из которых образуются эти отходы. За негативное воздействие на окружающую среду в результате своей хозяйственной деятельности, в том числе, за размещение своих отходов производства, собственниками осуществляются платежи по установленным тарифам. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляется по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления». Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом в одном экземпляров в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ платежи за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета - по нормативу 20 процентов; к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации - по нормативу 40 процентов; к неналоговым доходам бюджетов муниципальных районов - по нормативу 40 процентов. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду выступают в качестве важных финансовых инструментов природоохранного законодательства, установлены федеральным законодательством в целях сохранения и поддержание качества окружающей среды, ее благоприятного состояния. Не внесение указанных платежей в объемах и в сроки, установленные Правительством РФ, не позволяет в должной мере финансировать мероприятия, направленные на сохранение и восстановление окружающей среды, снижение последствий негативного воздействия на окружающую природную среду и, как следствие, затрагивает конституционные права неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Не произведение расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, оказываемое размещением отходов производства и потребления и, как следствие, не внесение обязательных платежей, свидетельствует о фактическом бездействии и влечет нарушение требований ст. ст. 3, 14, 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года№89-ФЗ, ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, чем затрагивает интересы Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования Калининский район на своевременное (ежеквартальное) и полное поступление неналоговых доходов от платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования Калининский район. В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации, полномочен обращаться в суд, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. На основании изложенного прокурор Калининского района просит признать незаконным бездействие администрации 000 «Конный завод «Кубань», выразившееся в не произведении расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и не внесении обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. Обязать в срок до 20.01.2012 года предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в Региональный отдел федерального экологического контроля на курорте Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи. Обязать 000 «Конный завод «Кубань» в срок до 20.01.2012 года произвести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-4 кварталы 2011 года. Представитель ответчика ООО «Конный завод «Кубань» в судебное заседание не явился, хотя был надлежаще уведомлен о времени и месте проведения судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки. В судебном заседании старший помощник прокурора Калининского района Малютина Н.А. требования прокурора поддержала в полном объеме и дала суду показания, аналогичные изложенным в заявлении, уточнив иск в части срока устранения нарушений, указав его – до 20.02.2012 года. В связи с неявкой в судебное заседание ответчика, старший помощник прокурора Калининского района просит суд вынести по делу заочное решение. Согласно ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение. Суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства. Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. Как установлено в судебном заседании ООО «Конный завод «Кубань» (ИНН 2333011612) осуществляет свою деятельность на территории Калининского района, оплата за негативное воздействие на окружающую среду за 2011 год не вносилась (л.д.8). Согласно ст.ст. 3,14,16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года №632) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляют платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду. Согласно ст.ст.21,23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ за размещение отходов с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. Плата за негативное воздействие направлена на уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот и является методом экономического стимулирования деятельности в области обращения отходов производства и потребления. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Определение ВАС РФ от 02.10.2007 г. №11579/07) плательщиками за размещение отходов являются собственники сырья, материалов, полуфабрикатов иных изделий или продуктов, из которых образуются эти отходы. За негативное воздействие на окружающую среду в результате своей хозяйственной деятельности, в том числе, за размещение своих отходов производства, собственниками осуществляются платежи по установленным тарифам. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ст. ст.51,57,62 Бюджетного кодекса РФ платежи за негативное воздействие на окружающую среду отнесены к неналоговым доходам федерального бюджета - по нормативу 20%; к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации - по нормативу 40%; к неналоговым доходам бюджетов муниципальных районов - по нормативу 40%. Платежи за негативное воздействие на окружающую природную среду выступают в качестве важных финансовых инструментов природоохранного законодательства, установлены федеральным законодательством в целях сохранения и поддержание качества окружающей среды, ее благоприятного состояния. Не внесение указанных платежей в объемах и в сроки, установленные Правительством РФ, не позволяет в должной мере финансировать мероприятия, направленные на сохранение и восстановление окружающей среды, снижение последствий негативного воздействия на окружающую природную среду и, как следствие, затрагивает конституционные права неопределенного круга лиц - населения Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Не произведение расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, оказываемое размещением отходов производства и потребления и, как следствие, не внесение обязательных платежей, свидетельствует о фактическом бездействии и влечет нарушение требований ст. ст. 3, 14, 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 21, 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года№89-ФЗ, ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, чем затрагивает интересы Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования Калининский район на своевременное (ежеквартальное) и полное поступление неналоговых доходов от платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты Российской Федерации, Краснодарского края, муниципального образования Калининский район. В силу ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года №7-ФЗ, ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года №52-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Согласно представленных Региональным отделом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи, сведений ООО «Конный завод «Кубань» в 2011 году не производило оплату за негативное воздействие на окружающую природную среду (л.д.8). Таким образом, исковые требования прокурора Калининского района подлежат удовлетворению в полном объеме, бездействие ответчика, выразившееся в не произведении расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и не внесении обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, является незаконным, в связи с этим суд полагает признать незаконным бездействие ООО «Конный завод «Кубань». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Калининского района Краснодарского края удовлетворить полностью. Признать незаконным бездействие администрации ООО «Конный завод «Кубань», выразившееся в не произведении расчета платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и не внесении обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. Обязать в срок до 20.02.2012 года предоставить расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в Региональный отдел федерального экологического контроля на курорте Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи. Обязать ООО «Конный завод «Кубань» в срок до 20.02.2012 года произвести плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за 1-4 кварталы 2011 года. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке, в течение тридцати дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья _______________________