К делу №2-156-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 02 февраля 2011 года
Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Рубайло Л.А., с участием заинтересованного лица Соседка В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соседка М.Ф. к администрации муниципального образования Калининский район об оспаривании решения.
УСТАНОВИЛ:
Соседка М.Ф. обратилась в Калининский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Калининский район об оспаривании решения, в котором указала, что ею Соседка М.Ф. - участником Великой Отечественной войны, в адрес администрации МО Калининский район 14.01.2011 года направлено заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Участники Великой Отечественной войны». Ответчик отказал в его удовлетворении по причине ее проживания в доме, принадлежащем Соседка В.В. и Соседка С.И., где площадь помещений превышает учетную норму необходимую для признания ее нуждающейся в жилье. Ранее она жила в отдельном домовладении самостоятельно от указанных лиц. Домовладение, в котором она проживала, было возведено из местных материалов (саман) в 1950 году. В нем отсутствовали газоснабжение, канализация, водопровод, элементарное санитарно-техническое оборудование: ванная (сан.узел). Летом проживать в нем еще возможно было, а зимой, в силу ее возраста, очень затруднительно. Поэтому, когда Соседка В.В. переехал жить в х.Гречаная Балка, она, на зимний период времени, переехала жить к ним. Это было в ноябре 2003 года, а летом возвращалась в свое домовладение. Так продолжалось до 2007 года, пока окончательно жилой дом не пришел в негодность и проживать ей там стало невозможно. Она продала домовладение, скорее земельный участок, так как строение не имело практической ценности, а площадь земли составляла 0,32 га. всего за 50000,0 рублей и переехала на постоянное место жительства к Соседка В.В. и Соседка С.И., так как приобрести другое жилье за указанные денежные средства не представлялось возможным. Со дня ее постоянного проживания (2007 год) у нее сложились взаимные неприязненные отношения с невесткой - Соседка С.И., (собственником дома в котором ей приходится жить в настоящее время). Распоряжение управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район от 18.01.2011 года №11-р «Об отказе в постановке на учет гражданке Соседка М.Ф., в качестве нуждающейся в жилом помещении» препятствует ей в возможности воспользоваться мерой социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов ВОВ за счет средств федерального бюджета, кроме того, идет в противоречие с целями Указа Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и улучшения социально-бытовых условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны.
На основании изложенного, заявительница просит суд обязать администрацию муниципального образования Калининский район принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Соседка М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В судебное заседание заявительница Соседка М.Ф., заинтересованное лицо Соседка С.И., а также представители заинтересованных лиц - администрации Муниципального образования Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в письменных заявлениях заявительницы Соседка М.Ф., заинтересованного лица Соседка С.И., представителя заинтересованного лица Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район (л.д.53,55,65), а также в телефонограмме представителя администрации МО Калининский район (л.д.54) заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие заявительницы Соседка М.Ф., заинтересованного лица Соседка С.И., а также представителей заинтересованных лиц - администрации Муниципального образования Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район.
В судебном заседании заинтересованное лицо Соседка В.В. поддержал доводы и требования заявительницы Соседка М.Ф. указанные в заявлении, а также пояснил, что заявительница Соседка М.Ф. является его матерью, проживает и зарегистрирована в жилом доме по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, принадлежащем на праве совместной собственности ему и заинтересованному лицу Соседка С.И., которая является его супругой. В собственности его мать Соседка М.Ф. жилья не имеет, а также с Соседка М.Ф. не заключено каких либо договоров найма и аренды в отношении жилого дома по адресу <адрес> № <адрес>.
Суд, выслушав заинтересованное лицо Соседка В.В., исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно паспортным данным – заявительница Соседка М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> с 18.11.2003 года (л.д.27).
Согласно удостоверениям серии И №011083 от 27.02.1996 года, серии ЖР №015346 от 25.09.1996 года, справке серии МСЭ-012 №555633 и справке №4812/1 от 19.04.2002 года, заявительница Соседка М.Ф. является участником ВОВ, инвалидом II группы по общему заболеванию и имеет право на льготы и при имущества установленные ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995 года (л.д.6,45,48).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права Серии 23-АБ №116897 и Серии 23-АБ №116898 от 23.10.2003 года, совместными собственниками на основании договора от 22.10.2003 года, земельного участка с расположенным на нем жилым домом общей площадью 64,1 кв.м. жилой площадью 40,4 кв.м. по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, являются заинтересованные лица Соседка В.В. и Соседка С.И. (20,46).
Согласно справке администрации Куйбышевского сельского поселения Калининского района Краснодарского края №30 от 14.01.2011 года, заявительница Соседка М.Ф. проживает по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, вместе с заинтересованными лицами Соседка В.В., Соседка С.И. (л.д.36).
Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда №1 от 13.01.2011 года, техническому паспорту и Акту обследования жилищных условий Соседка М.Ф. №1 от 13.01.2011 года, заявительница Соседка М.Ф. зарегистрирована и проживает в одноэтажном жилом кирпичном доме 1986 года постройки, общей площадью 64,1 кв.м. жилой площадью 40,4 кв.м. по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, вместе с совместными собственниками указанного жилого помещения - Соседка В.В. и Соседка С.И., при этом, договор безвозмездного пользования и договор найма жилым помещением не заключен (л.д.7-19,21,37-39).
Согласно справке филиала ГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Калининский районный отдел №17-001 от 14.01.2011 года, заявительница Соседка М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ, не значится собственником строений в Калининском районе, сведений о приватизации в отношении заявительницы не имеется (л.д.5).
Согласно заявлению от 14.01.2011 года, заявительница Соседка М.Ф. обратилась к главе МО Калининский район с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Участник ВОВ», и согласно отметке в заявлении, заявление принято 14.01.2011 года в 11.46 часов (л.д.33-35).
Согласно распоряжению заместителя главы муниципального образования Калининский район №11-р от 18.01.2011 года, заявительнице Соседка М.Ф. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что заявительница зарегистрирована с 18.11.2003 года в домовладении по адресу <адрес> <адрес> №, принадлежащем на праве совместной собственности сыну и невестке заявительницы - Соседка В.И. и Соседка С.И., которые также зарегистрированы в указанном жилом доме, при этом общая площадь домовладения составляет 64,1 кв.м., согласно техническому паспорту от 19.09.2003 года и учитывая, что в домовладении зарегистрировано 3 человека (объединенных признаками близкого родства), на каждого члена семьи приходится 21,36 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) и менее 11 кв.м. для квартир (домов) с частичными удобствами (л.д.3).
В свою очередь суд учитывает, что согласно подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.
Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», общая площадь жилых помещений, занимаемых по договору поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, а также по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда, заключенному между лицами, объединенными признаками близкого родства или свойства, учитывается при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч.1 и ч.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.
В судебном заседании установлено, что Решением совета муниципального образования Калининский район №439 от 12.03.2010 года, утверждено положение об Управлении градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, согласно которому Управление ведет в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.60-64).
Также в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу <адрес> № <адрес> не является жилищным фондом социального использования, а является частной совместной собственностью, принадлежащей заинтересованным лицам Соседка В.В. и Соседка С.И., при этом участник ВОВ заявительница Соседка М.Ф. не имеет в собственности жилого помещения, не участвовала в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, не реализовывала ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества, договора найма, либо иного в отношении жилого помещения по адресу <адрес> № <адрес> у заявительницы не имеется.
При указанных обстоятельствах, общая площадь жилого помещения по адресу <адрес> № <адрес>, не должна учитываться при определении уровня обеспеченности заявительницы Соседка М.Ф. общей площадью жилого помещения, при решении вопроса о постановке Соседка М.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны», с учетом того, что Соседка М.Ф. как участник ВОВ имеет право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета по обеспечению жильем один раз, независимо от его имущественного положения.
Наличие регистрации заявительницы Соседка М.Ф. в качестве члена семьи собственника жилого помещения по адресу <адрес> № <адрес>, при указанных обстоятельствах, не может служить основанием ограничения или условием реализации ее прав и свобод, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Согласно п.1,2,3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных законом, в том числе ст.54 ЖК РФ, для отказа заявительнице Соседка М.Ф. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории участник ВОВ, по ее заявлению от 14.01.2011 года.
Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №11-р от 18.01.2011 года об отказе в постановке на учет гражданке Соседка М.Ф., в качестве нуждающейся в жилом помещении, не является законным, в связи с чем, указанное распоряжение следует признать незаконным, а Соседка М.Ф. признать нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Соседка М.Ф. на учет, как нуждающуюся в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны» с 14.01.2011 года, то есть с даты и времени представления Соседка М.Ф. в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №11-р от 18.01.2011 года об отказе в постановке на учет гражданке Соседка М.Ф. в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Признать Соседка М.Ф. нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Соседка М.Ф. на учет, как нуждающуюся в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны» с 14.01.2011 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья:____________________
В окончательной форме 07.02.2011 года.