решение по заявлению о признании недействительным решения



К делу №2-95-2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 20 января 2011 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Рубайло Л.А., с участием старшего помощника прокурора Калининского района Краснодарского края Малютиной Н.А., заинтересованного лица Григорьевой Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Калининского района к администрации муниципального образования Калининский район в интересах участника Великой Отечественной войны Гарагуля Н.Н. о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района Краснодарского края в интересах участника Великой Отечественной Войны Гарагуля Н.Н. обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Калининский район о признании недействительным решения об отказе в постановке на учет нуждающегося в жилом помещении участника Великой Отечественной войны, в котором указал, что в прокуратуру Калининского района с заявлением обратился участник ВОВ Гарагуля Н.Н., в котором указывалось, что он не согласен с ответом заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства Ширяева О.М. от 30.11.2010 года №428-р об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Проверкой установлено, что 26.11.2010 года в 09.53 часов Гарагуля Н.Н. обратился в управление градостроительства и благоустройства муниципального образования Калининский район с формализованным заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, приложив пакет документов. По результатам рассмотрения 30.11.2010 года ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Причиной отказа послужило то обстоятельство, что ранее до 2009 года он являлся собственником домовладения, в последствии, он передал домовладение своей дочери Григорьевой Г.Н. по договору дарения от 16.04.2009 года, которая зарегистрировала за собой право собственности на данное домовладение. В настоящий момент Гарагуля Н.Н. проживает в данном домовладении, расположенном по адресу <адрес> <адрес> <адрес> №. Вместе с тем, при рассмотрении заявления участника ВОВ Гарагуля Н.Н. не было учтено то обстоятельство, что в Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ и указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции указа Президента РФ от 09.01.2010 года №30 (далее Указа) внесены изменения, согласно которым отменены ограничения, установленные ранее действующим законодательством, связанные с периодом постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц данной категории, а именно ставших на учет до 01.03.2005 года. В связи с чем, Гарагуля Н.Н., передавая домовладение в 2009 году дочери по договору дарения, не мог предвидеть, что в 2010 году в законодательство будут внесены изменения, позволившие встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, ссылка на ст.53 ЖК РФ с выводом о том, что Гарагуля Н.Н. намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не может быть обоснованной. Пунктом 1 Указа определено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной войны, относится обеспечение за счет средств Федерального бюджета лиц данной категории, лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. Понятие и порядок признания и постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий закреплен ст.ст.49,51 и 52 Жилищного кодекса (далее ЖК РФ). В соответствии с п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. Статьями 7 и 14 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в редакции Закона Краснодарского края от 04.06.2009 года №1760-КЗ (далее Закона №1655-КЗ) определен порядок признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и перечень документов, предоставляемых для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении. Гарагуля Н.Н., будучи зарегистрированным в качестве члена семьи, проживает в домовладении, собственником которого является его дочь и таким образом, фактически не огражден от ухудшения жилищных условий в случае изменения отношений с дочерью. Из изложенного следует, что решение об отказе Гарагуля Н.Н. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обоснованно и должно быть отменено, в связи с тем, что Гарагуля Н.Н. нуждается в жилом помещении. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан по заявлению гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, по обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

На основании изложенного, прокурор просит суд признать незаконным решение администрации МО Калининский район об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 30.11.2010 года №428-р, признать Гарагуля Н.Н. нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Калининский район поставить Гарагуля Н.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Участник Великой Отечественной войны» с момента обращения с формализованным заявлением 26.11.2010 года в администрацию МО Калининский район.

В судебное заседание заинтересованное лицо Гарагуля Н.Н., а также представители заинтересованных лиц - администрации МО Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Согласно телефонограмме, представитель администрации МО Калининский район просил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица (л.д.39). От представителя Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица, в котором поддержаны доводы, изложенные в распоряжении Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район №428-р от 30.11.2010 года «Об отказе в постановке на учет гражданина Гарагуля Н.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении», а также содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч.3 и ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие заинтересованного лица Гарагуля Н.Н., а также представителей администрации МО Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район.

В судебном заседании старший помощник прокурора Малютина Н.А. полностью поддержал доводы и требования указанные в заявлении. Заинтересованное лицо Григорьева Г.Н. полностью поддержала доводы и требования заявленные прокурором, а также пояснила, что заинтересованное лицо Гарагуля Н.Н. является ее отцом, который был ранее собственником жилого дома по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>. Ее отец Гарагуля Н.Н., в силу преклонного возраста и необходимости обеспечить себе постоянный уход в старости по договору дарения от 16.04.2009 года, с учетом того, что она с ним проживает и осуществляет уход, подарил ей дом по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>.

Выслушав прокурора, заинтересованное лицо Григорьеву Г.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что согласно удостоверению серии Е №, заинтересованное лицо Гарагуля Н.Н. имеет право на льготы, установленные ст.15 ФЗ «О ветеранах» (л.д.6).

Согласно паспорту гражданина РФ, заинтересованное лицо Гарагуля Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован по месту жительства, по адресу <адрес> № <адрес> <адрес> (л.д.5).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.23), заинтересованное лицо Григорьева Г.Н., на основании договора дарения от 16.04.2009 года, заключенного между Гарагуля Н.Н. (даритель) и Григорьевой Г.Н. (одаряемая), является собственником жилого дома общей площадью 43,7 кв.м., жилой площадью 27,9 кв.м. по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>(л.д.24),.

Согласно справке администрации Куйбышевского сельского поселения Калининского района Краснодарского края №1795 от 18.11.2010 года, заинтересованное лицо Гарагуля Н.Н. зарегистрирован и проживает по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, вместе со своей дочерью Григорьевой Г.Н. (л.д.7).

Согласно выписке №26 от 18.11.2010 года из лицевого счета жилого помещения частного жилого фонда и техническому паспорту, собственником одноэтажного жилого (саманного) дома, 1957 года постройки, общей площадью 43,7 кв.м., жилой площадью 27,9 кв.м. по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, в котором зарегистрирован и проживает Гарагуля Н.Н., является Григорьева Г.Н. Газоснабжение в доме баллонное, отопление автономное, отсутствуют – ванная (душевая) комната, санузел, горячее водоснабжение, канализация, при этом зарегистрированы по месту жительства в указанном доме Гарагуля Н.Н. и Григорьева Г.Н., договора найма в отношении Гарагуля Н.Н. не имеется (л.д.8-21).

Согласно справке филиала ГУП КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» по Калининскому району №2172 от 23.11.2010 года, по архивным данным 12.12.1988 года на имя Гарагуля Н.Н., изготовлен технический паспорт на жилой дом расположенный по адресу <адрес> <адрес> №. Правоустанавливающие документы не предоставлены, правовая регистрация не проводилась. 16.04.2009 года Гарагуля Н.Н. дарит жилой дом с земельным участком Григорьевой Г.Н. (Договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). В приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и государственного и муниципального имущества на территории Калининского района Краснодарского края Гарагуля Н.Н. не участвовал, в настоящее время собственником объектов недвижимости в Калининском, районе не значится (л.д.22).

Согласно заявлению от 26.11.2010 года, заинтересованное лицо Гарагуля Н.Н. обратился с заявлением к главе МО Калининский район о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по категории «Участник ВОВ» и указанное заявление принято 26.11.2010 года в 09.53 часов, согласно отметке на заявлении (л.д.34,35).

Согласно распоряжению заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства №428-р от 30.11.2010 года «Об отказе в принятии на учет гражданина Гарагуля Н.Н. в качестве нуждающегося в жилом помещении», Гарагуля Н.Н. отказано в принятии на учет в связи с тем, что Гарагуля Н.Н. зарегистрирован в домовладении по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, принадлежащем на праве собственности его дочери - Григорьевой Г.Н., которой 16.04.2009 года Гарагуля Н.Н. подарил указанный жилой дом с земельным участком по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ и указанные действия Гарагуля Н.Н. учтены, как совершенные в целях признания нуждающимся в жилом помещении с намерением состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем, Гарагуля Н.Н. имеет право обратиться с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (л.д.4).

Согласно подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно ч.2 и ч.4 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) жилых помещений, и (или) части жилого(ых) помещения(ий), принадлежащих на праве собственности следующим гражданам указанным в заявлении о принятии на учет.

Общая площадь жилых помещений, занимаемых по договору поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, а также по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда, заключенному между лицами, объединенными признаками близкого родства или свойства, учитывается при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п.1,2,3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно ч.1 и ч.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Положением об Управлении градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, утвержденным Решением совета МО Калининский район №439 от 12.03.2010 года, указанный орган осуществляет полномочия по ведению в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.36-38).

Суд учитывает, что в Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ и Указ Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 года №30, внесены изменения, согласно которым отменены ограничения, установленные ранее действующим законодательством, связанные с периодом постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ВОВ, а именно ставших на учет до 01.03.2005 года, в связи с чем, Гарагуля Н.Н. совершая договор дарения в 2009 году, не мог знать об указанных изменения закона, в связи с чем, к нему не применимо положение ст.53 ЖК РФ, в качестве оснований для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В свою очередь, суд учитывает, что общая площадь в одноэтажном жилом саманном доме, 1957 года постройки, по адресу <адрес> № <адрес> <адрес>, не имеющем центрального отопления, газоснабжения, горячего водоснабжения и канализации, при отсутствии в доме ванной (душевой) комнаты, санузел, не может быть учтена, как пригодная для личного проживания участника ВОВ Гарагуля Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающегося в уходе.

Также в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу <адрес> № <адрес> не является муниципальным имуществом, а является частной собственностью, принадлежит Григорьевой Г.Н., договора найма у Гарагуля Н.Н. не имеется, при этом Гарагуля Н.Н. также не имеет в собственности жилого помещения, не участвовал в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и не реализовывал ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Калининского района, договора найма не имеется.

При указанных обстоятельствах, общая площадь жилого помещения по адресу <адрес> № <адрес>, не должна учитываться при определении уровня обеспеченности Гарагуля Н.Н. общей площадью жилого помещения, при решении вопроса о постановке Гарагуля Н.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны», с учетом того, что Гарагуля Н.Н., как Участник Великой Отечественной войны имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от его имущественного положения.

Наличие регистрации Гарагуля Н.Н. по адресу <адрес> № <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных законом, в том числе ст.ст.53,54 ЖК РФ, для отказа заинтересованному лицу Гарагуля Н.Н. в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «участник ВОВ» по его заявлению от 26.11.2010 года.

Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №428-р от 30.11.2010 года, как противоречащее закону, следует признать незаконным, в свою очередь заинтересованное лицо Гарагуля Н.Н. подлежит признать нуждающимся в жилом помещении и возложить обязанность на администрацию МО Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район принять Гарагуля Н.Н. на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны» с 26.11.2010 года, то есть с даты и времени представления в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район №428-р от 30.11.2010 года об отказе в постановке на учет гражданина Гарагуля Н. Н., в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать Гарагуля Н.Н. нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию Муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район принять Гарагуля Н.Н. на учет, как нуждающегося в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны» с 26.11.2010 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:____________________

В окончательной форме 25.01.2011 года.