Решение по жалобе Ковтун Л.Ф. на действия органа местного самоуправления.



К делу №2-298-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская Калининского района Краснодарского края 05 апреля 2012 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Матиевского С.М., при секретаре Радченко Е.В., с участием заинтересованного лица П.Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Ковтун Л.Ф. на действия органа местного самоуправления.

УСТАНОВИЛ:

Ковтун Л.Ф. обратилась в Калининский районный суд Краснодарского края с жалобой на действия органа местного самоуправления, в которой указала, что 09.02.2012 года она обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район. Совместно с заявлением ею были предоставлены документы подтверждающие, что она - Ковтун Л.Ф. <данные изъяты> года рождения, является участником Великой Отечественной войны, удостоверение серии <данные изъяты>. По результатам рассмотрения поданных ею документов, вынесено распоряжение управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район от 28.02.2012 года <данные изъяты> «Об отказе в постановке на учет гражданки Ковтун Л.Ф. в качестве нуждающейся в жилом помещении», согласно которому ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, по тем основаниям, что она является членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, и на нее приходится 63,5 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи, установленную решением Совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60, составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов). Вместе с тем, при принятии решении не учтено, то обстоятельство, что она проживает в домовладении, принадлежащем ее дочери - П.Л.А. собственного жилья она не имеет, у дочери своя собственная личная жизнь, и тем самым она не ограждена от ухудшения жилищных условий в случае прекращения отношения с дочерью. В соответствии с положениями ст.7 и ст.40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на достойную жизнь, обеспеченную государством, а также имеет право на жилище, которое должно быть бесплатно предоставлено нуждающемуся гражданину. В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в соответствии со ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», она вынуждена была обратиться в Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район с формализованным заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку иного способа обеспечения жильем с удобствами в силу своего пенсионного возраста и состояния здоровья, она не имеет. В соответствии с подп.4 п.1 ст.15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. На основании вышеизложенного, считает, что распоряжение управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район от 28.02.2012 года <данные изъяты> не обоснованно и должно быть отменено, так как нарушает ее права, в связи с тем, что она нуждается в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного, заявительница просит суд: 1.Отменить распоряжение управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район от 28.02.2012 года <данные изъяты> «Об отказе в постановке на учет гражданки Ковтун Л.Ф. в качестве нуждающейся в жилом помещении». 2.Признать ее - Ковтун Л.Ф. проживающую по адресу <адрес> нуждающейся в улучшении жилищных условий. 3.Обязать управление градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «Участники Великой Отечественной войны».

В судебное заседание заявительница Ковтун Л.Ф., а также представители заинтересованных лиц - администрации муниципального образования Калининский район и Управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились. В телефонограмме заявительница Ковтун Л.Ф. просила рассмотреть дело без ее участия (л.д.42). В письменном ходатайстве представитель заинтересованного лица Управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район просил рассмотреть дело без участия представителя Управления, поддержал доводы изложенные в распоряжении <данные изъяты> от 28.02.2012 года, просил отказать в удовлетворении заявленных требований (л.д.38). В телефонограмме представитель администрации МО Калининский район просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации (л.д.37). Согласно ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Согласно ч.2 ст.257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, при указанных обстоятельствах, принял решение о рассмотрении заявления в отсутствие заявительницы, а также представителей заинтересованных лиц - администрации МО Калининский район и управления градостроительства и благоустройства администрации МО Калининский район.

В судебном заседании заинтересованное лицо П.Л.А.. поддержала доводы и требования указанные в жалобе Ковтун Л.Ф., а также пояснила, что заявительница Ковтун Л.Ф. является ее матерью, имеет инвалидность по общему заболеванию, проживает и зарегистрирована в жилом доме по адресу <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. В собственности ее мать Ковтун Л.Ф. жилья не имеет и какого либо договора найма, аренды, безвозмездного пользования в отношении жилого дома по адресу <адрес> с Ковтун Л.Ф. не заключала.

Суд, выслушав заинтересованное лицо П.Л.А. исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что согласно паспорту гражданина РФ, заявительница Ковтун Л.Ф. <данные изъяты> года рождения, зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес> с 05.06.1998 года (л.д.6).

Согласно удостоверению серии <данные изъяты> и справке Отдела Военного Комиссариата КК по Тимашевскому и Калининскому районам №108 от 17.02.2012 года, заявительница Ковтун Л.Ф. проходила военную службу (работала) в 486 мед.сан.бат. 409 стрелковой дивизии с марта 1943 года по май 1945 года, которая согласно перечню ГШ ВС СССР №5 стр.162 значится в составе действующей армии с 08.08.1943 года по 11.05.1945 года, заявительница является участником ВОВ и имеет права на льготы, установленные ст.14 ФЗ «О ветеранах» (л.д.7,8).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права <данные изъяты> заинтересованное лицо П.Л.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 22.04.2008 года является собственником жилого дома общей площадью 127 кв.м. по адресу <адрес> (л.д.23).

Согласно справке администрации Калининского сельского поселения Калининского района Краснодарского края №3722, заявительница Ковтун Л.Ф. проживает по адресу <адрес> (л.д.9).

Согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда №3722 от 31.01.2012 года, техническому паспорту и Акту обследования жилищных условий от 31.01.2012 года, заявительница Ковтун Л.Ф. зарегистрирована и поживает в жилом кирпичном доме 1998 года постройки, общей площадью 127,0 кв.м. по адресу <адрес>, собственником которого является заинтересованное лицо П.Л.А. при этом, наличия договора безвозмездного пользования жилым помещением в отношении заявительницы не имеется (л.д.10-22,26,27).

Согласно справке филиала ГУП «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по Калининскому району №65 от 25.01.2012 года, заявительница Ковтун Л.Ф. до 27.01.1987 года числилась собственником жилого дома по адресу <адрес>, по состоянию на 25.01.2012 года собственником объектов недвижимости в Калининском районе не значится, в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда и государственного и муниципального имущества на территории Калининского района Краснодарского края не участвовала (л.д.25).

Согласно Уведомлению Управления Росреестра по КК №23-0-1-58/4001/2012-378 от 17.02.2012 года, сведения о правах Ковтун Л.Ф. на имеющиеся у нее объекты недвижимости в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют, сведения предоставлены по Краснодарскому краю (л.д.24).

Согласно заявлению от 09.02.2012 года, заявительница Ковтун Л.Ф. 09.02.2012 года обратилась к главе МО Калининский район с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Участник ВОВ» и указанное заявление согласно отметке принято 09.02.2012 года в 10.50 часов (л.д.3-5).

Согласно распоряжению заместителя главы муниципального образования Калининский район, начальника управления градостроительства и благоустройства <данные изъяты> от 28.02.2012 года, заявительнице Ковтун Л.Ф. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку Ковтун Л.Ф. зарегистрирована по адресу <адрес>, с 19.06.1998 года, вышеуказанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ее дочери - П.Л.А. на основании свидетельства о государственной регистрации права серии <данные изъяты>, выданного 28.01.2012 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, согласно выписке из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда от 31.01.2012 года №3722 в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы двое членов семьи, Ковтун Л.Ф. имеет статус члена семьи собственника жилого помещения, общая площадь жилого помещения составляет 127,0 кв.м., согласно техническому паспорту от 21.07.2010 года. Таким образом, учитывая, что в вышеуказанном жилом помещений зарегистрировано двое членов семьи собственника жилого помещения, на каждого члена семьи приходится 63,5 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения на каждого члена семьи, установленную решением Совета муниципального образования Калининский район от 07.10.2005 года №60 составляющую менее 10 кв.м. для благоустроенных квартир (домов) (л.д.2).

Согласно подп.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно п.1 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п.12 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно ч.4 ст.6 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», общая площадь жилых помещений, занимаемых по договору поднайма жилого помещения жилищного фонда социального использования, по договору найма жилого помещения жилищного фонда коммерческого использования, а также по договору безвозмездного пользования жилым помещением индивидуального жилищного фонда, заключенному между лицами, объединенными признаками близкого родства или свойства, учитывается при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ч.1 и ч.12 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по месту их жительства по личному формализованному заявлению гражданина на имя главы местной администрации (главы муниципального образования), подаваемому в уполномоченный орган по учету, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учетные документы). Решение главы местной администрации (главы муниципального образования) о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении принимается с учетом заключения о наличии оснований для принятия гражданина на учет, составленного уполномоченным органом по учету, не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Положением об Управлении градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район, указанный орган осуществляет полномочия по признанию граждан нуждающимися в жилых помещениях, изданию решений об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д.40,41).

Также в судебном заседании установлено, что жилой дом по адресу <адрес> не является жилищным фондом социального использования, а является частной собственностью, принадлежит заинтересованному лицу П.Л.А. при этом участник ВОВ заявительница Ковтун Л.Ф. не имеет в собственности жилого помещения, не участвовала в приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, не реализовывала ранее право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества, а также в отношении указанного жилого помещения заявительница не имеет какого-либо заключенного договора найма, аренды, а также договора безвозмездного пользования жилым помещением.

При указанных обстоятельствах, общая площадь жилого помещения по адресу <адрес>, не должна учитываться при определении уровня обеспеченности заявительницы Ковтун Л.Ф. общей площадью жилого помещения, при решении вопроса о постановке Ковтун Л.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны», с учетом того, что Ковтун Л.Ф. как участник Великой Отечественной войны имеет право на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета по обеспечению жильем один раз, независимо от ее имущественного положения.

Наличие регистрации заявительницы Ковтун Л.Ф. в качестве члена семьи собственника жилого помещения по адресу <адрес>, не может служить основанием ограничения или условием реализации ее прав и свобод, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и Законом Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», принимая во внимание положение ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Согласно п.1,2,3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. В судебном заседании не установлено оснований, предусмотренных законом, в том числе ст.54 ЖК РФ, для отказа заявительнице в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по ее заявлению от 09.02.2012 года.

Согласно ч.7 ст.52 ЖК РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.14 ст.7 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года №1655-КЗ, датой и временем принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданина, в отношении которого принято соответствующее решение главы местной администрации (главы муниципального образования), являются дата и время представления гражданином в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район <данные изъяты> от 28.02.2012 года об отказе в постановке на учет Ковтун Л.Ф. в качестве нуждающейся в жилом помещении, признать Ковтун Л.Ф. нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Ковтун Л.Ф. на учет, как нуждающуюся в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны» с 09.02.2012 года, то есть с даты и времени представления заявительницей в уполномоченный орган по учету заявления о принятии на учет и учетных документов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258,194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным распоряжение заместителя главы муниципального образования Калининский район <данные изъяты> от 28.02.2012 года об отказе в постановке на учет гражданки Ковтун Л.Ф. в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Признать Ковтун Л.Ф. нуждающейся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования Калининский район и Управление градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования Калининский район поставить Ковтун Л.Ф. на учет, как нуждающуюся в жилом помещении по категории «Участник Великой Отечественной войны» с 09.02.2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:__________________________

В окончательной форме 10.04.2012 года