Дело №1- 56/2011г.
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2011 года г.Челябинск
Калининский суд г. Челябинска в лице председательствующего Рузаевой Т.П., при секретаре Максимове Д.А., с участием прокурора Козловой Н.Б., адвоката Усанова Д.В., потерпевшей ФИО4, подсудимого Авдиенко В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Авдиенко В.И., <данные изъяты> - в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ,
у с т а н о в и л :
в период с 17 часов ДД.ММ.ГГГГ по 06 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> Авдиенко В.И. во время возникшей ссоры умышленно причинил тяжкий, опасный для жизни, вред здоровью потерпевшего ФИО8 повлекший по неосторожности его смерть, нанеся ему руками и ногами множество ударов в область груди, не менее одного удара по лицу, не менее трех ударов по пояснице, не менее одного удара по правой верхней конечности и не менее двух ударов в область шеи, при этом сбил его с ног, отчего потерпевший ударился туловищем о стенку ванной чаши.
От действий Авдиенко В.И. у ФИО8 имели место:
переломы остистых отростков 6 и 7 шейных позвонков, перелом остистых и поперечных отростков поясничного отдела позвоночника, причинившие вред здоровью средней тяжести;
перелом правой локтевой кости, причинивший вред здоровью средней тяжести;
переломы костей лицевого черепа, причинивший вред здоровью средней тяжести.
закрытая тупая травма груди: множественные переломы ребер справа и слева по различным линиям, перелом тела грудины, причинившие тяжкий вред здоровью, опасный для жизни и находящиеся в прямой причинной связи с его смертью.
После причинения ФИО8 тяжкого вреда здоровью Авдиенко В.И., обнаружив, что ФИО8 не подает признаков жизни, замыл в квартире следы крови, избавился от предметов своей одежды, перетащил труп ФИО8 из квартиры на берег реки Миасс у <адрес>, привязал к шее трупа веревку с камнем, после чего погрузил труп ФИО8 в воду реки Миасс.
Допрошенный в судебном заседании подсудимый Авдиенко В.И. виновным себя в предъявленном обвинении признал частично. Он пояснил, что временно проживал в квартире ФИО8, платил ему деньги, но ФИО8 вел себя неправильно - похищал у Авдиенко В.И. деньги и продукты, в связи с чем они часто ссорились. ДД.ММ.ГГГГ Авдиенко В.И. после работы обнаружил очередную пропажу своего имущества, по этому поводу между ним и ФИО8 около 20-21 часа возник конфликт и драка. ФИО8 первым кинулся на Авдиенко В.И., ударил в челюсть, а Авдиенко В.И. в ответ нанес ФИО8 2-3 удара в грудь, около трех ударов по корпусу руками и подзатыльник. Далее в ванной комнате ФИО8 запнулся об цветок и упал, Авдиенко В.И. видел его тело наполовину в ванной, наполовину - на полу. Когда Авдиенко В.И. помогал ФИО8 подняться, тот вновь попытался его ударить, и Авдиенко В.И. в ответ нанес ФИО8 около пяти ударов в грудь для пресечения его противоправных действий, ФИО8 вновь упал и ударился о ванну, после чего оба разошлись. Только около 24 часов Авдиенко В.И. заглянул в комнату ФИО8 и нашел его на полу мертвым. Испугавшись, Авдиенко В.И. решил избавиться от тела, поэтому унес его к реке и там утопил, привязав к телу камень на веревке. Сам вернулся в квартиру потерпевшего, тщательно убрал её, замыл кровь, свою одежду выбросил и квартиру покинул.
Авдиенко В.И. признает себя виновным в причинении тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, коль скоро так оценены экспертом обнаруженные у ФИО8 телесные повреждения, но считает, что от его действий смерть ФИО8 наступить не могла. После обнаружения смерти ФИО8 Авдиенко В.И. заглядывал в холодильник и видел, что в перерыве между 21 часом и 24 часами того вечера в нем появились продукты. Авдиенко В.И. считает, что ФИО8 выходил из дома за продуктами и получил смертельные повреждения вне дома. Кроме того, некоторые повреждения ФИО8 мог получить при падении в ванной комнате.
Кроме частичного признания вины подсудимым, вина его в содеянном нашла свое подтверждение в собранных по делу доказательствах.
Из протоколов осмотра места происшествия и трупа (т.1, л.д.12-14,3-11) следует, что обнаруженный в реке труп ФИО8 утоплен умышленно, о чем свидетельствует наличие на его шее веревки с камнем.
Из протоколов осмотра трупа и заключения судебно-криминалистической экспертизы (т.1, л.д.280-283, 268-277) следует, что обнаруженный в воде труп может принадлежать ФИО8
Из протоколов осмотра предметов -одежды трупа (т.1, л.д.110-113, 114-115) следует, что потерпевшая ФИО4 опознала вещи своего брата ФИО8.
Из протоколов осмотра места происшествия - квартиры ФИО8 (т.1, л.д.23-24, 27-32, 33-34) ) следует, что во всех комнатах, при входе на кухню, в ванной комнате и коридоре - обнаружены множественные образцы вещества, похожего на кровь, в виде пятен и брызг.
Из заключений генетической и биологической экспертиз (т.1, л.д.258-263, 284-293) ) следует, что изъятое вещество является кровью и может принадлежать обнаруженному трупу, то есть, потерпевшему ФИО8
Из протокола осмотра детализации телефонных соединений (т.1, л.д.116-119) следует, что соединения с телефона Авдиенко В.И. происходили в период с 16 часов ДД.ММ.ГГГГ до 07 часов 07 июля в районе расположения базовой станции «Набережная-5», то есть, в районе расположения квартиры Мещерякова и участка реки, в которой был утоплен его труп.
Из табеля учета рабочего времени (т.1, л.д.190) следует, что в ночь с 06 на ДД.ММ.ГГГГ Авдиенко В.И. на рабочем месте не находился.
Из заключения дактилоскопической экспертизы (т.1, л.д.295-298) следует, что в квартире ФИО8 обнаружен след руки Авдиенко В.И., что подтверждает факт его там нахождения.
Из заключения психо-физиологического исследования (т.2, л.д.7-11), подтвержденного специалистом-физиологом ФИО35 в судебном заседании, следует, что согласно показаниям полиграфа от Авдиенко В.И. получены устойчивые психофизиологические реакции на множество касающихся совершенного в отношении ФИО8 преступления деталей, из чего сделан вывод о том, что Авдиенко В.И. обладает комплексом виновных знаний о них, а также совершил в отношении ФИО8 насильственные действия.
Из заключения судебно-медицинского эксперта (т.1. л.д.202-254) следует, что у трупа ФИО8 обнаружены признаки пребывания ФИО8 в воде после наступления смерти, веревка на шее с камнем, которые свидетельствуют о способе утопления трупа, что соответствует показаниям Авдиенко В.И..
У ФИО8 обнаружена закрытая тупая травма груди - множественные переломы ребер справа и слева, перелом тела грудины, которая квалифицируется как тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, создающий непосредственную угрозу для жизни. Наиболее вероятно, что смерть ФИО8 наступила в результате этой травмы.
Кроме того, у ФИО8 обнаружены:
- переломы остистых отростков 6 и 7 шейных позвонков, перелом остистых и поперечных отростков поясничного отдела позвоночника, причинившие вред здоровью средней тяжести;
- перелом правой локтевой кости, причинивший вред здоровью средней тяжести;
- переломы костей лицевого черепа, причинивший вред здоровью средней тяжести.
Принимая во внимание характер и локализацию переломов в области ребер и грудины, можно считать, что возникли они от воздействия тупых твердых предметов, о частных и индивидуальных признаках которых судить не представилось возможным. При этом, в область груди было нанесено не менее шести ударных воздействий, не менее семи - в область головы, шейного отдела позвоночника, правого предплечья.
Некоторое время после получения повреждений ФИО8 мог жить, кричать, передвигаться, в его крови обнаружены следы этилового алкоголя, от момента его смерти до момента обнаружения прошло не менее 7-10 дней и не более 2-4 месяцев, что соответствует данным о его избиении Авдиенко В.И. 06-ДД.ММ.ГГГГ. Часть обнаруженных у ФИО8 легких телесных повреждений могла образоваться в процессе борьбы и самообороны.
Из показаний судебно-медицинского эксперта в судебном заседании следует, что смерть ФИО8 наступила именно от переломов ребер и грудины, в данную область тупыми твердыми предметами было нанесено не менее шести травматических воздействий, от падения и соударения с краем ванны, с кастрюлей, о которую по показаниям Авдиенко В.И. ФИО8 запнулся, а также с любыми иными предметами получены они причинены быть не могли. Причинены данные телесные повреждения одновременно, хотя о последовательности причинения судить невозможно, после получения повреждений ФИО8 мог кричать и передвигаться на небольшие расстояния, но о том, чтобы он спустился с третьего этажа для похода в магазин, а тем более поднялся на третий этаж, вернувшись домой, речи быть не может.
Из показаний в судебном заседании потерпевшей ФИО4 -сестры ФИО8 - следует, что она 22 - ДД.ММ.ГГГГ видела брата в последний раз, пришла в квартиру к брату ДД.ММ.ГГГГ, увидела, что в квартире -порядок, что было не характерно для её брата, пол чистый, но в комнате, где спал брат, была кровь. Пропала собака, проживавшая с братом в квартире. Эти показания полностью соответствуют показаниям Авдиенко В.И. о том, что он навел в квартире порядок, и означают, что после него в квартире никого не было.
Из показаний в судебном заседании свидетеля ФИО8 - соседки ФИО8 из смежной с ним квартиры - следует, что с декабря 2009 года она слышала из его квартиры звуки ссоры между двумя мужчинами, что соответствует показаниям Авдиенко В.И. о ссорах между ним и потерпевшим.
Из показаний в период предварительного расследования свидетеля ФИО51 - соседки ФИО8 - следует, что собака ФИО8 стала обитать беспризорно на улице примерно с 05 по ДД.ММ.ГГГГ, что также соответствует показаниям Авдиенко В.И. о времени смерти ФИО8
Из показаний в судебном заседании свидетеля ФИО55 следует, что именно она познакомила ФИО8 и Авдиенко В.И., и последний стал проживать у ФИО8 в квартире, рассказывал ей, что бьет ФИО8 из-за его пьянства, антисанитарии и хищений его имущества. ДД.ММ.ГГГГ Авдиенко В.И. сообщил ей, что из квартиры ФИО8 его выгнали и перенес к ней для хранения свои вещи.
Из показаний в судебном заседании свидетеля ФИО60 следует, что примерно ДД.ММ.ГГГГ во время уборки в подъезде, где проживал ФИО8, она обнаружила на площадке третьего этажа (там находится квартира потерпевшего), на лестнице, ведущей ко второму этажу, пятна крови, которые она замыла.
Из аналогичных друг другу показаний в судебном заседании свидетелей ФИО62 и ФИО63 подтвердивших свои показания в период предварительного расследования (т.1, л.д.184-185, 186-187), следует, что оба присутствовали в качестве понятых ДД.ММ.ГГГГ при проверке показаний Авдиенко В.И. на месте - в квартире ФИО8 Авдиенко В.И. уверенно показывал, как пройти к квартире, в квартире рассказал, что пьяный ФИО8 украл у него деньги, в ответ на его вопросы был агрессивен, началась драка, во время которой Авдиенко В.И. бил потерпевшего по голове, туловищу и груди, тот падал в ванной комнате. Через некоторое время Авдиенко В.И. вошел в комнату ФИО8, обнаружил его мертвым, унес труп к реке, где утопил, привязав веревкой камень на шею.
Из аналогичных друг другу показаний в судебном заседании свидетеля ФИО68 и в период предварительного расследования свидетеля ФИО67 (т.2, л.д.193-195) следует, что в их присутствии в качестве понятых Авдиенко В.И. добровольно, без какого-либо принуждения, писал явку с повинной, следов телесных повреждений на нем не было. Он пояснял, что между Авдиенко В.И. и ФИО8 две драки произошли из-за денег, а через некоторое время Авдиенко В.И. обнаружил потерпевшего в его комнате мертвым, испугался и утопил труп в реке.
Из показаний в судебном заседании свидетеля ФИО70 следует, что в июле 2010 года она видела Авдиенко В.И. возле квартиры ФИО8 с большой сумкой, на вопросы он пояснил, что из квартиры съезжает.
Совокупность вышеприведенных доказательств с достоверностью свидетельствует о виновности подсудимого в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, повлекшего по неосторожности его смерть, и правильности квалификации его действий органами предварительного расследования по ч.4 ст.111 УК РФ.
Факт нанесения потерпевшему множества ударов в область груди, от которых последовала его смерть, подтвержден заключением судебно-медицинской экспертизы. Факт нанесения таких ударов ФИО8 именно подсудимым Авдиенко В.И. не отрицается самим подсудимым. Наличие у Авдиенко В.И. умысла на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего следует из того, что нанося ФИО8 множество (согласно заключению судебно-медицинского эксперта - не менее двадцати одного удара) ударов в область груди, где находится большинство жизненно-важных органов человека, он мог и должен был предвидеть наступление тяжкого вреда здоровью. В то же время, умысел Авдиенко В.И. на причинение потерпевшему смерти в судебном заседании не установлен, поэтому следует считать, что причинена она была по неосторожности.
Суд исключает из обвинения факт нанесения Авдиенко В.И. ударов ФИО8 неустановленными предметами как не нашедший своего подтверждения в судебном заседании, поскольку судебно-медицинским экспертом тупые твердые предметы, которыми потерпевшему причинены телесные повреждения, не конкретизированы, в судебном заседании эксперт подтвердил, что это могли быть руки и ноги.
Довод подсудимого о возможном получении ФИО8 смертельного ранения при падении, судом проверен. Он опровергнут как заключением судебно-медицинской экспертизы, так и показаниями судебно-медицинского эксперта в судебном заседании, когда он категорически исключил получение ФИО8 телесных повреждений при падении и соударении о какие-либо предметы, поскольку на его теле не обнаружено морфологических признаков, характерных для получения телесных повреждений при условии падения с высоты собственного роста и соударении о выступающие предметы.
Проверен и довод подсудимого о возможном получении ФИО8 смертельных телесных повреждений вне дома.
Данные о том, что после избиения Авдиенко В.И. ФИО8 общался еще с кем-либо, кто мог причинить ему телесные повреждения, в уголовном деле отсутствуют.
Из заключения судебно-медицинской экспертизы следует, что вся совокупность телесных повреждений, в том числе, смертельных, причинена ФИО8 в короткий промежуток времени, сам Авдиенко В.И. не отрицает нанесение им потерпевшему около восьми ударов в область груди. При этом, заключением эксперта не исключено, что после получения всей совокупности телесных повреждений ФИО8 мог совершать целенаправленные действия.
В то же время, в судебном заседании судебно-медицинский эксперт категорически утверждал, что такие действия не могли быть активными и исключил возможность его передвижения по лестнице вниз, а тем более, вверх. Таким образом опровергнута версия Авдиенко В.И. о том, что ФИО8 мог выходить на улицу и там получить телесные повреждения.
Состояния необходимой обороны либо превышения её пределов суд в действиях Авдиенко В.И. не находит - один удар в челюсть, нанесенный ему по его утверждению потерпевшим, не вызывал необходимости нанесения ему большого количества ударов по различным частям тела, в том числе, в различных местах квартиры - в жилой комнате, в ванной комнате, действия Авдиенко В.И. были совершены не с целью защиты, а в ходе конфликта.
Не находит суд в действиях Авдиенко В.И. и состояния аффекта. Один удар в челюсть не мог вызвать у Авдиенко В.И. состояния внезапно возникшего сильного душевного волнения - аналогичные ссоры между Авдиенко В.И. и потерпевшим происходили и ранее, Авдиенко В.И. им не только активно противодействовал, но и избивал ФИО8 о чем сам рассказывал свидетелю ФИО55, то есть, пострадавшей стороной в этих конфликтах он не был. Кроме того, не подтверждено наличие у Авдиенко В.И. состояния аффекта и заключением комплексной стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы - эмоциональное напряжение, вызванное аморальным поведением потерпевшего, уровня аффекта у Авдиенко В.И. не достигло, противоправное деяние он совершил в состоянии вменяемости. С выводами экспертизы суд согласился с учетом фактических обстоятельств дела.
При определении подсудимому меры наказания суд учитывает, что вину в содеянном он в целом признал, явился с повинной, по месту работы характеризуется положительно, что в совокупности своей смягчает его наказание.
С учетом особой тяжести содеянного, совершения Авдиенко В.И. нового преступления в условиях рецидива, суд считает, что в отношении него следует избрать меру наказания в виде лишения свободы, что будет соответствовать целям уголовного наказания - восстановлению социальной справедливости и исправлению осужденного. Срок наказания при этом суд избирает с учетом признания им своей вины, высказанного раскаяния, а также фактических обстоятельств дела - во время причинения Мещерякову телесных повреждений Авдиенко В.И. использовал только свою физическую силу, каких-либо предметов не применял.
Назначение в отношении Авдиенко В.И. дополнительной меры наказания в виде ограничения свободы, по мнению суда, не требуется.
Исключительных обстоятельств, предусмотренных ст.64 УК РФ, то есть, дающих основания для назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено санкцией ч.4 ст.111 УК РФ, предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком до пятнадцати лет, а также ст.73 УК РФ, то есть, условного наказания, при рассмотрении настоящего уголовного дела судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.302-304, 307-309 УПК РФ, суд
П р и г о в о р и л :
Авдиенко В.И. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.111 УК РФ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, и назначить в отношении него наказание в виде лишения свободы сроком в восемь лет без ограничения свободы и с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
Срок наказания Авдиенко В.И. исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, меру пресечения оставить прежней - в виде содержания под стражей.
Вещественные доказательства - рубашку, брюки с ремнем, трусы, кроссовки, камень с веревкой - уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения осужденному его копии, остальными участниками процесса - со дня его провозглашения с подачей жалобы через Калининский суд <адрес>.
Председательствующий