Дело № 2-2426/2010 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена
Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе:
председательствующего: судьи Панфиловой Н.В.
при секретаре: Скориненко Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Плотникова Д.А., Плотниковой М.А. к Администрации Калининского района г. Челябинска об оспаривании решения Администрации Калининского района г. Челябинска, признании права считаться нуждающимися в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения Администрации Калининского района г. Челябинска Номер обезличен от Дата обезличена года об оставлении без рассмотрения по существу заявления истцов о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, признании истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности на Администрацию Калининского района г. Челябинска признать семью истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указано, что истцами было подано заявление в Администрацию Калининского района г. Челябинска Дата обезличена года для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, для дальнейшего участия в подпрограмме «Жилье для молодых семей» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в г. Челябинске на 2006-2010 годы, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 27/06/2006 года № 13/6. Однако, решением Администрации калининского района г. Челябинска от Дата обезличена года Номер обезличен заявление истцов было оставлено без рассмотрения по существу, по мотивам, что рассмотрение указанного вопроса является нецелесообразным, поскольку списки участников подпрограммы на 2010 год уже утверждены. Срок действия указанной подпрограммы осуществляется по 2010 год, указанная подпрограмма не продлена и не принята новая, соответственно, отсутствуют основания для признания семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в данной подпрограмме. Считают оспариваемое решение незаконным, поскольку указанная подпрограмма не содержит ограничительных сроков на подачу заявлений о предоставлении социальной выплаты до окончания действия подпрограммы, кроме того, в указанной подпрограмме не предусмотрено в качестве оснований для отказа окончание срока формирования списка молодых семей, подготовки заявки на формирование, необходимости продления или принятия новой программы.
В судебном заседании истцы Плотниковы Д.А., М.А. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации Калининского района г. Челябинска Аминова Г.Т., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно суду указала, что оспариваемое истцами решение Администрации района является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель третьего лица - Управления по делам молодежи Администрации г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения истцов, представителя ответчика - Администрации Калининского района г. Челябинска, исследовав письменные доказательства дела, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований по следующим мотивам.
В судебном заседании установлены и подтверждаются пояснениями лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также ответом Администрации Калининского района г. Челябинска от Дата обезличена года Номер обезличен, справкой ООО «ДЕЗ Калининского района» г. Челябинска от Дата обезличена года, справкой ООО УК «Ремжилзаказчик» от Дата обезличена года, выпиской из поквартирной карточки, справкой ОГУП «Обл. ЦТИ» от Дата обезличена года, от Дата обезличена года, свидетельством о заключении брака серии I-ИВ Номер обезличен, свидетельством о рождении серии II-ИВ Номер обезличен, сведениями Управления Росреестра по Челябинской области от Дата обезличена года, свидетельством о расторжении брака, следующие обстоятельства.
Дата обезличена года Плотниковы М.А., Д.А. обратились с заявлением в Администрацию Калининского района г. Челябинска о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, для дальнейшего участия в подпрограмме «Жилье для молодых семей» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России» в г. Челябинске на 2006-2010 годы, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 27/06/2006 года № 13/6.
Решением Администрации Калининского района г. Челябинска от Дата обезличена года Номер обезличен Плотниковым М.А., Д.А. указано, что в связи с тем, что реализация подпрограммы установлена на период с 2006 года по 2010 год включительно, а списки участников подпрограммы на 2010 год, согласно п. 22 подпрограммы, утверждены, осуществление дальнейшего признания нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме нецелесообразно.
Как следует из материалов дела, у семьи Плотниковых отсутствуют помещения на праве собственности, по состоянию на Дата обезличена года (по сведениям ОГУП «Обл. ЦТИ») и по состоянию на Дата обезличена года (по сведениям Управления Росреестра по Челябинской области).
На момент обращения в Администрацию района и в момент вынесения решения Плотниковы зарегистрированы в квартире Номер обезличен дома Номер обезличен по ул. Кыштымской г. Челябинска, принадлежащей на праве собственности Саханову А.П.
В соответствии с ч.2 ст. 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 51 ЖК РФ предусматривает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пункт 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ устанавливает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Статьей 6 Закона Челябинской области от 25/08/2005 года № 400-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» определены правила определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи.Статья 15 Закона Челябинской области от 25/08/2005 года № 400-ЗО «О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению, и признания граждан малоимущими в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» предусматривает, что органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если их доходы и стоимость имущества ниже размера дохода и стоимости имущества, установленного органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 14 ЖК РФ. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного в Челябинской области.
Постановлениями Губернатора Челябинской области от 21 апреля 2008 года № 129, от 22 июля 2008 года № 224, от 10 октября 2009 года № 331 установлены величины прожиточного минимума в Челябинской области на душу населения, которые составили соответственно 3989 рублей, 4320 рублей, 4308 руб.
В соответствии с решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 25/10/2005 года № 7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Челябинск» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются:
- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
- являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилого помещения либо членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
- проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
- являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ граждане, лица вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконными действий и решений государственных органов, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативно- правому акту и нарушает их права и законные интересы, возлагает на них какие- либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления прав заявителей. Следовательно, для признания незаконными оспариваемых решений государственных органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативно- правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Постановлением Правительства РФ от 17/09/2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Срок действия программы 2002-2010 годы.
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области № 969 от 21/12/2007 года принята областная целевая программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Челябинской области на 2008-2010 годы срок реализации программы 2008-2010 годы, финансирование программы в 2008-2010 годах за счет федерального бюджета, областного и местных бюджетов и внебюджетных источников, объемы финансирования в 2008, 2009 и 2010 годах определены в программе, финансирование в 2011 году не предусмотрено. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» действует в рамках федеральной программы «Жилище».
В соответствии со ст. 30 Областной целевой программы формирование списков (основного и резервного) молодых семей- претендентов на участие в подпрограмме в планируемом году и предоставление их государственному заказчику подпрограммы заканчивается 15 августа года, предшествующего планируемому.
Поскольку действие программы заканчивается в 2010 году, формирование списков молодых семей- участников подпрограммы закончено 15 августа 2009 года.
Плотниковы М.А., Д.А. обратились в Администрацию Калининского района г. Челябинска для участия в вышеуказанной подпрограмме Дата обезличена года, то есть, после формирования списков, в связи с чем, не могли стать участниками данной подпрограммы, поскольку сроки формирования списков участников на 2010 год - последний год действия подпрограммы, истекли. Решения о продлении срока действия муниципальной программы на новый срок представительным органом местного самоуправления не принималось.
При указанных обстоятельствах решение администрации района об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для целей участия в названной подпрограмме, не может быть расценено как нарушающее права и свободы заявителей, создающее препятствия к осуществлению истцами их прав и свобод или ответственности, поскольку истцы не могли стать участниками программы, сроки формирования участников которой истекли, а решение администрации не порождает для них правовых последствий.
Оспариваемое Плотниковыми решение Администрации Калининского района г. Челябинска не препятствует заявителям повторно обратиться с заявлением об участии их в указанной выше, либо аналогичной программе, если органами местного самоуправления будут продлены сроки действия данной программы, либо принята новая программа, направленная на улучшение жилищных условий граждан.
Таким образом, с учетом требований законодательства, у суда не имеется законных оснований для признания семьи Плотниковых нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Плотникову Д.А., Плотниковой М.А. об оспаривании решения Администрации Калининского района г. Челябинска, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано через районный суд в кассационную инстанцию Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: Судья.