Дело № 2-1962/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена Калининский районный суд г. Челябинска в составе: Председательствующего Григорьевой Л.Н.
при секретаре Олоховой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска поданное в интересах Енгисаевой Л.В., Андреевой У.Л. о взыскании задолженности по выплате заработной платы, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска обратился в суд с исковым заявлением в интересах Енгисаевой Л.В. и Андреевой У.Л. к ответчику ООО «Евразия-Урал» о взыскании недополученной заработной платы с Дата обезличена года по Дата обезличена года в размере 21 747,15 рублей и 23 095,27 рублей соответственно.
Определением Калининского районного суда г. Челябинска от Дата обезличена года на основании ч.4 ст.151 ГПК РФ указанные исковые заявления были объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Представитель прокуратуры Тракторозаводского района г. Челябинска Малышева О.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в иске, просила отказать в удовлетворении требований Андреевой У.Л. заявленных самостоятельно в связи с их недоказанностью.
Енгисаева Л.В. в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, просила суд рассмотреть данное гражданское дело в свое отсутствие.
Андреева У.Л. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований поданных в её интересах прокуратурой Тракторозаводского района г. Челябинска настаивала в полном объеме, кроме того, просила взыскать с ответчика за невыдачу трудовой книжки материальный ущерб в размере 65 258,00 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 рублей.
Представители ответчика по доверенности от Дата обезличена года Поносова Е.Ю., от Дата обезличена года Поздняков М.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились в полном объеме, суду пояснили, что Енгисаева Л.В. и Андреева У.Л. заработную плату получили в полном объеме в соответствии со штатным расписанием, Дата обезличена года не вышли на работу, при этом уничтожили все данные относительно себя в электронной базе данных, а также на бумажном носителе, также отсутствуют трудовые книжки Енгисаевой Л.В. и Андреевой У.Л.. Согласны с тем, что указанные работниками в расчете исковых требований суммы были выплачены ответчиком именно в тех суммах, которые они указывают в своих расчетах, поскольку доказательств опровергающих данный расчет в части полученного дохода не имеется.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд считает необходимым исковые требования прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска удовлетворить в части по следующим основаниям.
В судебном заседании согласно копии трудового договора от Дата обезличена года, установлено, что ЕнгисаеваЛ.В. была трудоустроена к ответчику с Дата обезличена года на должность бухгалтера-калькулятора с должностным окладом 15 000,00 рублей.
Енгисаева Л.В. в период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года получила заработную плату в размере октябрь – 5 810,00рублей; ноябрь 9 400,00 рублей; декабрь 14 000,00 рублей; январь 6 800,00 рублей; февраль 2 000,00 рублей.
Согласно декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц производящих выплаты физическим лицам доход, полученный Енгисаевой Л.В. в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года, составил 15 812,50 рублей.
Согласно штатному расписанию за Дата обезличена у ответчика предусмотрена одна единица главного бухгалтера и одна единица бухгалтера с окладом 5 500,00 рублей, надбавкой в размере 825 рублей.
В соответствии с пунктами 4.1 – 4.3 Положения об оплате труда в ООО «Евразия-Урал» работникам общества выплачиваются премии за добросовестное исполнение трудовых обязанностей и за продолжительную и безупречную работу. Премии выплачиваются за счет прибыли, на основании приказов директора общества.
Согласно табелю учета рабочего времени Енгисаева в декабре 2009 года отработала 23 дня, в Дата обезличена 19 дней, в Дата обезличена 6 дней.
Андреева У.Л. согласно копии трудового договора была трудоустроена у ответчика в качестве бухгалтера по налоговому учету с Дата обезличена года с должностным окладом 15 000,00 рублей. Согласно копии приказа Номер обезличенк от Дата обезличена года Андреева У.Л. уволена Дата обезличена года по пп. «а» п.6 ч.1 ст.81 ТК РФ.
В период работы с Дата обезличена года по Дата обезличена года Андреева получила доход в размере октябрь – 6 910,00 рублей, ноябрь 8 500,00 рублей, декабрь 12 500,00 рублей, январь 5 000,00 рублей.
Согласно табелю учета рабочего времени Андреева У.Л. в Дата обезличена отработала 23 дня, в Дата обезличена 19 дней, Дата обезличена 6 дней.
Согласно декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц производящих выплаты физическим лицам доход, полученный Андреевой У.Л. в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года, составил 15 812,50 рублей.
Статьями 56 и 129 ТК РФ предусмотрены основные понятия трудового договора и заработной платы, так трудовой договор это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статьей 16 ТК РФ предусмотрено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
В соответствии со ст. 135, 136 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Андреева У.Л. в судебном заседании поясняла, что при собеседовании им был обещан заработок в размере 15 000,00 рублей, который через два месяца обещали увеличить. Трудовой договор Енгисаевой Л.В. и свой Андреева заполняла собственноручно, в графу должностной оклад самостоятельно вписала 15 000,00 рублей, поскольку именно такой доход был обещан руководством при приеме на работу. Трудовой договор заполняла в присутствии Дороховой Л.Ю., которая осуществляет кадровую работу в организации, и она ставила печать в трудовой договор.
Енгисаева в судебном заседании также подтвердила, что им обещали заработок в 15 000,00 рублей, однако, сообщила, что трудовой договор заполняла Дорохова Л.Ю., в присутствии Енгисаевой Л.В. и Андреевой У.Л. Дата обезличена года.
Ходатайствовали перед судом о допросе Дороховой Л.Ю. в качестве свидетеля по данному гражданскому делу, в процессе рассмотрения дела от заявленного ходатайства отказались, поскольку Дорохова отказалась давать свидетельские показания в суде.
Представители ответчика предоставили суду заявление Дороховой Л.Ю. и приказ Номер обезличенк от Дата обезличена года согласно которым исполнительному директору Дороховой Л.Ю. предоставлен отпуск на 7 календарных дней в период с Дата обезличена года по Дата обезличена год. В судебном заседании пояснили, что в указанный истцами период времени, Дорохова не могла заполнять трудовые договора Енгисаевой Л.В. и Андреевой У.Л. в связи с её отсутствием на рабочем месте.
Кроме того, Енгисаева Л.В. и Андреева У.Л. получив судебные запросы, в том числе и по ходатайству истцов в ИФНС и пенсионный фонд для предоставления сведений о полученном доходе от ответчика и перечислении страховых взносов ответы на судебные запросы суду не предоставили. Так Андреева У.Л. в судебном заседании поясняла, что предоставленные ответчиком индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах соответствуют действительности, доход указан исходя из оклада в 5500,00 рублей, в связи с чем, предоставлять ответы нецелесообразно.
Исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Енгисаева Л.В. и Андреева У.Л. были приняты на работу к ответчику в должности бухгалтера и главного бухгалтера соответственно с окладом согласно штатному расписанию в размере 5 500,00 рублей, и надбавкой в размере 825 рублей. Оклад, указанный в трудовых договорах Енгисаевой Л.В. и Андреевой У.Л. судом не принимается, поскольку в судебном заседании установлено, что вышеуказанная сумма проставлялась работником Андреевой У.Л. в трудовых договорах собственноручно, данная сумма являлась заработком с учетом предусмотренных Положением об оплате труда премий, предоставленная декларация по отчислению страховых взносов в пенсионный фон также не подтверждает указанный истцами заработок в размере 15 000,00 рублей, иных доказательств истцы суду не предоставили. При таких обстоятельствах суд рассчитывает размер задолженности, по заработной плате истцов исходя из оклада 5500,00 рублей.
Енгисаева Л.В. утверждает, что её не выплачена заработная плата за период с Дата обезличена года по Дата обезличена год.
Согласно табелю учета рабочего времени Енгисаева в Дата обезличена отработала 23 дня, в Дата обезличена 19 дней, в феврале Дата обезличена 6 дней.
Следовательно, её заработная плата должна была составить в Дата обезличена 6 325 (фактически получила 14 000,00 рублей); в Дата обезличена 7 510,69 (фактически получила 6800) в Дата обезличена 1997,37 (фактически получила 2 000,00). Таким образом, размер недополученной заработной платы составил 710,69 рублей.
Андреева У.Л. утверждает, что её не выплачена заработная плата за период с Дата обезличена года по Дата обезличена год.
Согласно табелю учета рабочего времени Андреева У.Л. в Дата обезличена отработала 23 дня, в Дата обезличена 19 дней, в Дата обезличена года 6 дней.
Следовательно, её заработная плата должна была составить в Дата обезличена 6325,00 рублей (фактически получила 12500); в январе 7510,69 (фактически получила 5000); в Дата обезличена 1997,37. Таким образом, размер недополученной заработной платы Андреевой У.Л. в спорный период составил 4 508,06 рублей.
В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Енгисаевой Л.В. недополученную заработную плату в размере 710,69 рублей, в пользу Андреевой У.Л. в размере 4 508,06 рублей.
Кроме того Андреева У.Л. просила суд взыскать с ответчика материальный ущерб за невыдачу трудовой книжки при увольнении в размере 65 258,00 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 рублей.
Так Андреева в судебном заседании поясняла, что не обращалась к ответчику с заявлением о выдаче трудовой книжки по настоящее время. Также пояснила, что в настоящее время работает водителем такси, заработную плату получает.
Представитель ответчика поясняла, что трудовая книжка Андреевой У.Л. отсутствует, поскольку последняя её забрала, о чем ответчик информировал прокуратуру Тракторозаводского района, а также органы милиции в связи с обращением по факту пропажи документов, о чем предоставили суду соответствующие копии заявлений.
В соответствии со статьей 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что отсутствие трудовой книжки не повлияло, на возможность Андреевой У.Л. трудится, которая в настоящее время работает и получает соответствующее вознаграждение за свой труд. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Андреевой У.Л. в части взыскания ущерба за невыдачу трудовой книжки при увольнении в размере 65 258,00 рублей у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 63 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. N 63 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» установлено, что статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Так Андреева У.Л. указывала, что в связи с недополученным при увольнении заработком она вынуждена была обратиться в юридическую фирму за консультацией, отказ работодателя выплатить недополученную часть заработка негативно отразилось на здоровье Андреевой У.Л., появилась бессонница и головные боли.
Однако в судебном заседании установлено, что в защиту интересов Андреевой У.Л. с исковым заявлением в суд обратилась прокуратура Тракторозаводского района и отстаивала интересы Андреевой У.Л. в каждом судебном заседании, следовательно необходимость в дополнительных юридических консультациях у Андреевой У.Л. отсутствовала, кроме того Андреева в судебных заседаниях от услуг представителя Тракторозаводской прокуратуры не отказывалась. Каких либо доказательств свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья либо обращениях за медицинской помощью Андреева суду не предоставила. Представитель прокуратуры заявленные Андреевой У.Л. самостоятельно требования не поддержала, в связи с их недоказанностью, в удовлетворении данных требований просила отказать.
Поскольку Андреева суду доказательств подтверждающих факт причинения ответчиком работнику морального вреда не предоставила, основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда в размере 10 000,00 рублей у суда не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Евразия-Урал» в пользу Енгисаевой Л.В. недополученную заработную плату за январь 2010 года в размере 710,69 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Евразия-Урал» в пользу Андреевой У.Л. недополученную заработную плату за январь, февраль 2010 года в размере 4 508,06 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Андреевой У.Л. Ульене Леонидовне и Енгисаевой Л.В. отказать в полном объеме.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Евразия-Урал» государственную пошлину в федеральный бюджет в размере 400,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Судья Л.Н. Григорьева