Об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров в возмещение вреда



Дело № 2-3723/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Плотниковой Л.В.

при секретаре Курень В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева А. П. к Управлению социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление с индексацией, о взыскании задолженности с учетом индексации,

УСТАНОВИЛ:

Афанасьев А.П. обратился с иском к УСЗН Калининского района г. Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - Минсоцотношений) о взыскании задолженности за период с 1997 г. по 2007 г. по выплатам материальной помощи на приобретение продовольственных товаров в сумме 144 122 руб. 40 коп., ежегодной материальной помощи на оздоровление в сумме 1 491 руб. 99 коп., обязании УСЗН Калининского района г. Челябинска выплачивать с Дата обезличена г. ежемесячно на приобретение продовольственных товаров 2 421 руб. 09 коп. и ежегодную компенсацию на оздоровление в сумме 2849 руб. 50 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

В обоснование иска указал, что является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - базовый Закон) и получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров (далее - продпаек) и ежегодную компенсацию на оздоровление. Согласно Закону РФ от 15.05.1991 г., постановлению Пленума Верховного суда РФ, постановлению Конституционного суда РФ, определению Конституционного суда РФ, федерального закона продпаек и ежегодная материальная помощь на оздоровление подлежат индексации с 1997 г. - на индексы роста потребительских цен, с Дата обезличена года и Дата обезличена года - на коэффициенты роста МРОТ 1,581 и 1,515. Кроме того, должна производиться индексация указанных сумм на коэффициенты роста прожиточного минимума в субъекте РФ, а именно: с Дата обезличена года - на 1,145, с Дата обезличена года - на 1,11, с Дата обезличена года - на 1,12, с Дата обезличена - на 1,1, с Дата обезличена г. - 1,1, с Дата обезличена года - на 1,085, с Дата обезличена г. - 1,08.

Определением суда от Дата обезличена г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Челябинской области.

В судебном заседании истец Афанасьев А.П. поддержал исковые требования в полном объеме. Суду пояснил, что ранее не обращался в суд, поскольку суды отказывали в такой индексации.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ответчики Минсоцотношений и УСЗН Администрации Калининского района г. Челябинска просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные отзывы с возражением против иска.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Афанасьева А.П. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается копиями удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1987 серии «Р», выданного Дата обезличена г. за Номер обезличен, справками УСЗ министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Нижнекамском муниципальном районе, Департамента по бюджету и финансам Нижнекамского муниципального района, Отделения по г. Нижнекамску и Нижнекамскому району УФК по Республике Татарстан, УСЗН Администрации Калининского района г. Челябинска о фактически выплаченных денежных суммах,

что Афанасьев А.П. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1987 году (далее - ликвидатор) и имеет право на льготы, установленные для указанных в п. 3 части 1 статьи 13 лиц, предусмотренные статьями 15 и 40 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - базовый Закон), ранее получал по месту жительства в г. Нижнекамске Республики Татарстан, а с Дата обезличена г. состоит на учете в УСЗН, как ликвидатор ЧАЭС, и получил следующие выплаты:

ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров (далее - продпаек) в размере 166,98 руб. - с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., 200 руб. - с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.; 244,20 руб. - с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., 266,18 руб. - с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., 287,47 руб. - с Дата обезличена г. по Дата обезличена г.;

ежегодную компенсацию на оздоровление в размере 330 руб. в 2002 г., 2005 г.; 393,86 руб. - в 2006 г., 431,22 руб. - 2007 г.

Сведения о производимых выплатах Афанасьеву А.П. выплатах в соответствии с базовым законом в иные периоды истцом не представлены.

В Постановлении от Дата обезличена года Конституционным Судом РФ выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.

Из этого следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные материальной помощи.

Выплаты продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровление предусмотрены пунктом 10 статьи 15 и частью 1 статьи 40 базового закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 базового закона (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Следует учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровление был определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в базовый Закон, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей.

При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 г № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 базового Закона внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 базового Закона гарантируется продпаек в размере 300 рублей.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11 -П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровление в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847, от 07.05.2005 г. № 292, от 25.04.2006 г. № 246, от 21.03.2007 г. № 171, от 21.12.2007 г. № 914 (в редакции постановления Правительства РФ № 655 от 03.09.2008 г.) утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Исходя из уровня инфляции, были установлены следующие коэффициенты индексации: с 01.06.2004 г. - 1,1, с 01.01.2005 г. - 1,11, с 01.01.2006 г. - 1,09, с 01.01.2007 г. - 1,08, с 01.01.2008 г. - 1,105.

При этом, то обстоятельство, что продпаек и ежегодная материальная помощь на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и продпайка, а также ежегодной материальной помощи на оздоровление не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а продпаек и ежегодная материальная помощь на оздоровление, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847 продпаек устанавливается с 01.06.2004 года в размере 220 руб. (установленная законом 000 руб.), ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 330 руб. (установленная законом 300 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 г. № 292 продпаек устанавливается с 01.01.2005 года в размере 244 руб. 20 коп., ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 366 руб. 30 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 года №246 продпаек устанавливается с 01.01.2006 года в размере 266 руб. 18 коп., ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 399 руб. 27 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года №171 продпаек устанавливается с 01.01.2007 года в размере 287 руб. 47 коп., ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 431 руб. 21 коп. - коэффициент 1,08.

Суд отмечает, что расхождение между фактически выплаченными суммами и установленными постановлениями Правительства РФ связаны с арифметическим округлением сумм при индексации.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции от 05 апреля 2005 года № 7 разъяснено, что денежные материальной помощи гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины МРОТ, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона.

Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной материальной помощи в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровление исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Учитывая изложенное в совокупности, суд считает необходимым отказать Афанасьеву А.П. в индексации продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровление на индексы МРОТ с Дата обезличена г., с Дата обезличена г., на индексы величины прожиточного минимума в Челябинской области с Дата обезличена, с Дата обезличена г., с Дата обезличена г., на индекс инфляции с Дата обезличена г., поскольку данные выплаты являются по существу социальными выплатами и их размер подлежит индексации в соответствии с указанными Постановлениями Правительства РФ на индексы инфляции.

Требования истца об индексации выплат на индексы роста потребительских цен за период с 1997 г. по Дата обезличена г. не подлежат удовлетворению, поскольку такой порядок осовременивания выплат не предусмотрен действующим законодательством.

Оценивая изложенное в совокупности, суд установил, что индексация суммы продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровление произведена Афанасьеву А.П. в соответствии с действующим законодательством, недополученных сумм не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Афанасьева А. П. об обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодной материальной помощи на оздоровление с индексацией, о взыскании задолженности с учетом индексации.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.В. Плотникова