Дело № 2-3780/2010 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Челябинск
Калининский районный суд города Челябинска в составе:
председательствующего судьи Шигаповой С.В.,
при секретаре Алексеевой Е.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гореловой О.Ю. к Администрации города Челябинска, Администрации Калининского района города Челябинска, Правительству Челябинской области о признании незаконным решения главы администрации Калининского района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, возложении обязанности предоставления жилого помещения вне очереди,
УСТАНОВИЛ:
Истица Горелова О.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации Калининского района города Челябинска, Администрации города Челябинска, Правительству Челябинской области о признании незаконным решения главы администрации Калининского района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, возложении обязанности предоставления жилого помещения вне очереди.
В обосновании заявленных требований указала на то обстоятельство, что проживала и проживает совместно с опекуном ФИО8 по адресу <адрес>, после лишения родительских прав ее родителей по решению Калининского районного суда города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении в Администрацию Калининского района города Челябинска истицей был получен ответ ДД.ММ.ГГГГ №, которым в удовлетворении заявления отказано в виду наличия закрепленного за истицей жилого помещения по адресу: <адрес> комната 9 общей площадью 10,8 кв.м, предоставленного по договору социального найма матери истицы.
В судебное заседание истица не явилась. О времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом. Просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истицы - Бухтояров В.А., действующий на основании доверенности от 09 сентября 2010 года, выданной на срок три года, в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Правительства Челябинской области в судебное заседания не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, сведений об уважительной причине неявки суду не сообщил.
Представитель ответчиков Администрации Калининского района города Челябинска и Администрации города Челябинска - Францева Н.А., действующая на основании доверенностей от 09 августа 2010 года № 16, выданной на срок до 31 декабря 2010 года, и № 05-1301 от 18 августа 2010 года, выданной на срок до 31 декабря 2010 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, сославшись на закрепление за истицей жилого помещения по адресу: <адрес> комната 9 общей площадью 10,8 кв.м, предоставленного по договору социального найма матери истицы и отсутствие нуждаемости Гореловой О.Ю. в предоставлении ей жилого помещения.
Представитель Управления социального развития Администрации города Челябинска - Крутолапова В.В., действующая на основании доверенности № 15 от 11 октября 2010 года, выданной на срок по 30 марта 2011 года, в судебном заседании не возражала против доводов истицы, изложенных в исковом заявлении, полагая о законности ее исковых требований за исключением требования о признании незаконным бездействия главы Администрации Калининского района города Челябинска.
Представитель Министерства финансов Челябинской области, Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Министерства социальных отношений по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Представитель УСЗН Калининского района города Челябинска в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Просил о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражал против удовлетворения заявленных истцом исковых требований.
Заслушав объяснения представителей истца, Администрации города Челябинска, Администрации Калининского района города Челябинска, Управления социального развития Администрации города Челябинска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истца в части.
Согласно положений статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решения, действиям (бездействиям) выше указанных лиц относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (статья 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Анализируя указанные нормы права в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что истцом не пропущен срок обращения в суд в защиту своих нарушенных прав и свобод, установленный требованиями действующего законодательства.
В силу пункта 1 статьи 149 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно пункта 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, вне очереди предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичная норма содержится в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе и учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции от 22 августа 2004 года), дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного закона, а также статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, до достижения ими 23-х летнего возраста.
Из смысла приведенных норм следует: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на внеочередное обеспечение жильем, являются социально незащищенной категорией граждан и имеют право на внеочередное получение жилья в домах социального использования, с ними заключаются договоры социального найма.
В статье 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определено, что предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержаться в части 2 статьи 17 Закона Челябинской области № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опекой (попечительством) и в приемных семьях, а также в учреждениях всех типов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
При рассмотрении и разрешении спора по существу судом установлено и подтверждается постановлением Главы администрации Калининского района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №, что ФИО8 назначена опекуном несовершеннолетней Гореловой О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за ней сохранено право пользования по адресу: <адрес> «Б» <адрес> (общежитие).
В соответствии с постановлением Главы Администрации Калининского района города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ пункт 3 предыдущего постановления от ДД.ММ.ГГГГ отменен, за несовершеннолетней Гореловой О.Ю. закреплено право пользования жилым помещением площадью 10,8 кв.м по адресу: <адрес> «Б» <адрес> комната 9 в виду изменения статуса общежития на статус жилищного фонда социального использования.
Однако, учитывая положения статей 5, 7, 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент закрепления за истицей жилого помещения, общежитие являлось временным жилым помещением, не предназначенным для постоянного проживания. В связи с чем, правовых оснований для закрепления за истицей указанного помещения в качестве жилой площади у Главы Администрации Калининского района города Челябинска не имелось.
В соответствии со статьей 48 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, ордер на жилое помещение может быть признан недействительным в судебном порядке в случаях предоставления гражданами не соответствующих действительными сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, нарушения прав других граждан или организаций на указанное в ордере жилое помещение, неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о предоставлении жилого помещения, а также в иных случаях нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений.
Из вышеуказанных нормативных актов следует, что правом на внеочередное получение жилого помещения обладают дети-сироты, дети оставленные без попечения родителей, которые нуждаются в жилом помещении (не имеют закрепленного за ними жилого помещения), принятые в соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РСФСР на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствующей районной администрацией города.
Данному праву соответствует юридическая обязанность администрации города Челябинска, делегированная субъектом РФ - Челябинской областью, предоставить жилое помещение вышеуказанным гражданам в соответствии с минимальным размером предоставляемой площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления.
Положения данного Закона Челябинской области согласуются с положениями статей 1, 23, 24 Устава города Челябинска, в соответствии с которым Администрации города Челябинска является исполнительным и распределительным органом данного муниципального образования, имеет собственный бюджет, жилищный фонд, является получателем денежных средств, в том числе на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Согласно пункту 1 подпункта 1 решения Челябинской городской Думы третьего созыва от 25 октября 2005 года № 7/9 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования «Город Челябинск» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров общей площади на одного человека.
Гореловой О.Ю. не предоставлялось жилье вне очереди как детям, оставшимся без попечения родителей. При этом, закрепление за ней помещения, предоставленного ее матери по договору социального найма по адресу: <адрес> комната 9, по мнению суда, не может влиять на наличие либо отсутствие у нее права требовать предоставления ей вне очереди жилого помещения общей площадью 18 кв.м, как то предусмотрено требованиями действующего законодательства в виду того, что после перевода общежития в статус жилого дома и по настоящее время истица не является членом семьи нанимателя - ФИО9, поскольку последняя лишена в отношении истицы родительских прав, указанное жилое помещение имеет общую площадь 10,8 кв.м, что значительно меньше установленной законом учетной нормы площади жилого помещения как на момент возникновения спорных правоотношений, так и в настоящее время.
Истица Горелова О.Ю., являясь сиротой, не была в установленном законом порядке обеспечение жилым помещением по норме предоставления жилого помещения - 18 кв.м, общей площади, установленной Решением Челябинской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «город Челябинск».
С учетом выше приведенных правовых норм, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Гореловой О.Ю. о предоставлении жилого помещения вне очереди по установленной в городе Челябинске норме предоставления - 18 кв.м общей площади, поскольку занимаемое истцом жилое помещение, указанной норме не соответствует и подтверждается материалами дела.
Как следует из представленных технических характеристик квартиры, комната имеет размер жилой площади 10,8 кв.м, общей площади 15,21 кв.м., что значительно меньше установленной законом учетной нормы площади жилого помещения - 18 кв.м.
Согласно положениям пункта 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Гореловой О.Ю. в части признания незаконным решения Главы Администрации Калининского района города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Гореловой О.Ю. нуждающейся в жилом помещении по категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, признания Гореловой О.Ю. нуждающейся в обеспечении жилым помещением, соответствующим установленным стандартам предоставления жилой площади, в качестве дополнительных гарантий по социальной защите лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, возложении обязанности на Администрацию города Челябинска предоставить Гореловой О.Ю. за счет бюджета Челябинской области вне очереди по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в пределах города Челябинска общей площадью не менее 18 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Оснований для удовлетворения требований истца в части признания незаконным бездействия Главы Администрации Калининского района города Челябинска, выразившееся в непринятии мер по постановке Гореловой О.Ю. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения у суда не имеется в виду того обстоятельства, что судом не установлено каких - либо бездействия со стороны Главы Администрации Калининского района города Челябинска, отказ в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, по мнению суда, является правовой позицией должностного лица, что не может свидетельствовать о его бездействии.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 254 - 258, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гореловой О.Ю. к Администрации города Челябинска, Администрации Калининского района города Челябинска, Правительству Челябинской области о признании незаконным решения главы администрации Калининского района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма, возложении обязанности предоставления жилого помещения вне очереди удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Главы администрации Калининского района города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий Гореловой О.Ю..
Признать Горелову О.Ю. нуждающейся в обеспечении жилым помещением, соответствующим установленным стандартам предоставления жилой площади, в качестве дополнительных гарантий по социальной защите лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать Администрацию города Челябинска предоставить вне очереди Гореловой О.Ю. по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в городе Челябинске не менее 18 кв.м общей площадью, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В удовлетворении остальной части исковых требований Гореловой О.Ю. отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд города Челябинска.
Председательствующий: