Дело № 2-3543/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Калининский районный суд г.Челябинска в составе:
Председательствующего Норик Е.Н.
при секретаре Завертан О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вегерт М. А. к Администрации Калининского района г.Челябинска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, МУП «Центр по приватизации жилья», ОГУП «Областной Центр технической инвентаризации» о признании права собственности на комнату за умершим и включении имущества в наследственную массу, суд
У С Т А Н О В И Л :
Вегерт М. А. обратилась в суд с иском к Администрации Калининского района г.Челябинска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, МУП «Центр по приватизации жилья», ОГУП «Областной Центр технической инвентаризации» о признании права собственности на комнату общей площадью 20,6 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ...А, ... за умершей ФИО3 и включении указанного имущества в наследственную массу.
В обоснование заявленных требований Вегерт М. А. указала, что Дата обезличена г. между ФИО3 и Администрацией г.Челябинска был заключен договор Номер обезличен безвозмездной передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан, согласно которому ФИО3 была передана в собственность комната общей площадью 20,6 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ...А, .... В декабре 2007 г. истец, действуя от имени ФИО3, обратилась в УФРС по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанную комнату. По окончанию регистрации истцу было выдано свидетельство о государственной регистрации права от Дата обезличена г. Дата обезличена г. ФИО3 умерла. При обращении к нотариусу с заявлением о принятии наследства ей было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти ФИО3 в связи с тем, что государственная регистрация права собственности на спорную комнату произведена после смерти собственника.
В судебном заседании истец Вегерт М. А. исковые требования поддержала, по существу иска указала на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Ответчики - представители Администрации Калининского района г.Челябинска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, МУП «Центр по приватизации жилья», ОГУП «Областной Центр технической инвентаризации» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Третьи лица - представитель ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска, нотариус ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Положениями ст.218 ГК РФ регламентированы основания приобретения права собственности.
В силу ч.2 ст.218 ГГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации такого права.
Право собственности на недвижимые вещи, возникновение этих прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст.131 ГК РФ, ст.2, ч.1ст.9 ФЗ Номер обезличенФЗ от Дата обезличена г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (абзац 2 п.2 ст.218 ГК РФ).
При рассмотрении дела судом было установлено и подтверждено письменными материалами дела, что на основании договора Номер обезличен от Дата обезличена г. безвозмездной передачи жилого помещения в коммунальной квартире в собственность граждан, ФИО3 была передана одна комната общей площадью 20,6 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ...А, ....
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 74АА Номер обезличен, права собственности ФИО3 на указанную комнату зарегистрировано Дата обезличена г., о чем в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации Номер обезличен.
Как установлено судом, ФИО3, являвшаяся матерью истца, умерла Дата обезличена г.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти ФИО3 серии II-ИВ Номер обезличен от Дата обезличена г., свидетельством о рождении ФИО5 серии II-ХЕ Номер обезличен от Дата обезличена г., справкой о заключении брака Номер обезличен от Дата обезличена г.
Из материалов наследственного дела, заведенного после смерти ФИО3, следует, что после смерти матери Вегерт М. А. обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, указав в качестве наследственного имущества вышеназванную комнату. Однако, согласно постановлению об отказе в совершении нотариального действия от Дата обезличена г., нотариус ФИО4 отказала Вегерт М. А. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на спорное имущество, в связи с тем, что государственная регистрация права собственности была произведена на гражданина, утратившего свою правоспособность в связи со смертью.
Как было установлено судом, право собственности на комнату общей площадью 20,6 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ...А, ... было зарегистрировано за ФИО3 после ее смерти.
Вместе с тем, право собственности ФИО3 на комнату общей площадью 20,6 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ...А, ... при ее жизни никто не оспаривал, она открыто владела, пользовалась комнатой, в установленном законом порядке обратилась за оформлением права собственности в соответствующий орган, однако при жизни право собственности на комнату не успела оформить в связи со смертью.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Вегерт М. А. о признании за ФИО3 права собственности на комнату общей площадью 20,6 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ...А, ..., возникшее у нее при жизни, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.1153 ГК РФ - комната общей площадью 20,6 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ...А, ... - подлежит включению в наследственную массу, оставшуюся после смерти ФИО3
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Вегерт М. А. удовлетворить.
Признать за ФИО3, умершей Дата обезличена г., право собственности на комнату общей площадью 20,6 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ...А, ..., возникшее у нее при жизни.
Включить комнату общей площадью 20,6 кв.м. в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: ..., ..., ...А, ..., в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО3, умершей Дата обезличена г.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г.Челябинска.
Судья Е.Н.Норик