Дело № 2-3945/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Плотниковой Л.В.,
при секретаре Курень В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Панина М.В., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, к Администрации г. Челябинска, Администрации Калининского района г. Челябинска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, об обязании произвести постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Панин М.В., действующий за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, 2007 г.р., ФИО2, 2004 г.р., обратился в суд с иском к ответчикам о признании незаконным отказа Главы Администрации Калининского района г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, об обязании Администрации Калининского района г. Челябинска произвести постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством», входящей в состав Федеральной программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г.
В обоснование иска указал, что при обращении в Администрацию Калининского района г. Челябинска с заявлением о постановке на учет его и членов его семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ему было отказано, так как на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются малоимущие граждане.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности Шестакова Ю.В. поддержала заявленные требования. Суду пояснила, что ни у истца, ни у членов его семьи не имеется жилых помещений, фактически его семья проживает с его матерью в принадлежащей ей квартире; отказ обоснован тем, что к статусу ликвидатора необходим статус малоимущего.
Представитель ответчика Администрации Калининского района г. Челябинска по доверенности Французова Н.А. возражала против иска, ссылаясь на то, что в базовом законе предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть при условии отнесения к категории малоимущих. Суду пояснила, что законодательством не предусмотрена обязанность ставить на учет ликвидаторов.
Представители ответчика - Администрации города Челябинска, третьего лица Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представитель третьего лица просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменный отзыв.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Панина М.В., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО2, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г., копиями свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельств о рождении от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, справкой УК «Созвездие»№87 от ДД.ММ.ГГГГ, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, справками ОГУП «Обл. ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, уведомлений Управления Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ООО УК «Заречье» от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ,
что Панин М.В. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в двухкомнатной <адрес>-б по <адрес> в г. Челябинске, общей площадью 56,97 кв.м., принадлежащей на праве собственности по договору купли - продажи ФИО4, приходящейся ему матерью.
Совместно с истцом в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства его мать ФИО4, его дети ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., его сестра ФИО9, ее муж ФИО10, ее дети ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Кроме того, в указанной квартире фактически проживает его жена ФИО13, зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес> - 1, данный дом снесен, что зафиксировано при инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ
Исходя из общей площади данной квартиры, на каждого из них проживающих приходится по 7,12 кв.м. общей площади (56,97 кв.м. : 8 чел).
Иных жилых помещений, принадлежащих истцу, его жене или детям на праве собственности, не зарегистрировано.
Решением Челябинской городской Думы от 25.10.2005 г. №7/9 на территории муниципального образования "Город Челябинск" установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.
При обращении истца в Администрацию Калининского района г. Челябинска с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ о постановке его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г.,
ему письмом от ДД.ММ.ГГГГ № было разъяснено о невозможности принять решение по его заявлению в связи с отсутствием необходимого пакета документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, - документов, позволяющих признать его малоимущим гражданином.
Частью 2 ст. 49 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются, кроме малоимущих, иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В силу ч.1 ст.15 Закона РФ от 15.05.1991года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - базовый закон) гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, т.е. гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения (далее - ликвидаторы), предоставляются меры социальной поддержки, в том числе:
обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Оценивая обоснованность и законность требований истца, суд принимает во внимание следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, исходя из его масштабов и числа пострадавших, является реально невосполнимым и не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством, а следовательно, государство, приняв на себя обязанность по возмещению такого вреда путем предоставления денежных и других материальных компенсаций, доплат к социальным выплатам и льгот, должно стремиться к возможно более полному его возмещению; кроме того, данная обязанность государства обусловлена и фактической невозможностью возмещения такого вреда в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить потерпевшим полное восстановление их нарушенных прав.
Из правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 01.12.1997 года N 18-П и от 19.06.2002 года N 11-П, следует, что возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.).
Базовый закон в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для ликвидаторов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, первоочередное разовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью.
На основе названного Закона Правительством РФ была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, имевшая целью создание для данной категории граждан льготных условий реализации конституционного права на жилище, а основанием для бесплатного первоочередного предоставления жилья за счет средств федерального бюджета выступало наличие у гражданина специального правового статуса пострадавшего от воздействия радиации в связи с чернобыльской катастрофой, которым, в свою очередь, обусловливается соответствующая конституционно-правовая обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятым в рамках реформирования системы социальной защиты населения, часть льгот, ранее предоставлявшихся гражданам в натуральной форме, была заменена на денежные выплаты. В частности, изменился порядок обеспечения жильем участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы: тем из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, предоставляется право на обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а принятые на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных законоположений, при переходе к новому правовому регулированию обеспечения жилыми помещениями лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, должны быть предусмотрены соответствующие правовые механизмы, позволяющие с учетом специфики правового статуса этих лиц обеспечить сохранение достигнутого уровня защиты их прав и свобод, гарантий их социальной защищенности в равной мере с гражданами той же категории, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, и созданы необходимые, в том числе финансовые, условия для обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты.
Между тем введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после 1 января 2005 года, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до 1 января 2005 года, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года).
Такая дифференциация - при наличии у ликвидаторов одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
По изложенным основаниям постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 г. N 17-П положения пункта 1 части первой статьи 15 базового закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
Таким образом, отказ Главы администрации Калининского района г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ в принятии решения по заявлению Панина М.В. о постановке его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ликвидатора, в связи с отсутствием документов, позволяющих признать его малоимущим гражданином, является незаконным.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила), которыми определены порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Право на участие в подпрограмме в соответствии с п.п. «е» п.5 Правил имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 базового закона (далее - ликвидаторы).
Согласно п.п. «в» п. 18 Правил выдачу сертификатов ликвидаторам осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
Для участия в подпрограмме в силу п. 19 Правил ликвидаторы подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме по установленной форме, к которому прилагают следующие документы:
- документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;
- выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
- выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Из анализа указанных норм следует, что органы местного самоуправления осуществляют постановку на учет ликвидаторов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего в <адрес>-б по <адрес> в г. Челябинске не превышает учетную норму, установленную на территории муниципального образования "Город Челябинск", имеются законные основания для признания истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, в связи с чем исковые требования истца об обязании Администрации Калининского района г. Челябинска произвести постановку Панина М.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Главы администрации Калининского района г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ в принятии решения по заявлению Панина М.В. о постановке его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году, в связи с отсутствием документов, позволяющих признать его малоимущим гражданином.
Обязать Администрацию Калининского района г. Челябинска произвести постановку Панина М.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством», входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Л.В. Плотникова