Об оспаривании решения УПФ , включении периодов работы в трудовой стаж , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-3758/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Плотниковой Л.В.

при секретаре Курень В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гариповой Ф.С. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска о признании незаконным отказа включить в специальный стаж периода военной службы и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, об обязании включить периоды в специальный стаж и назначить досрочную пенсию по старости с даты обращения,

УСТАНОВИЛ:

Гарипова Ф.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска (далее - УПФР) о признании незаконным отказа включить в специальный стаж периода действительной военной службы в должности санинструктора в войсковой части 7483 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании включить указанные периоды в специальный стаж и назначить досрочную пенсию по старости с даты обращения - с ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование иска указала, что по ранее действовавшему законодательству служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР включалась в специальный стаж; что за периоды повышения квалификации ей выплачивалась средняя зарплата.

В судебном заседании истец Гарипова Ф.С. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Сенина Т.В. возражала против иска, ссылаясь на то, что период военной службы невозможно включить в специальный стаж, поскольку должность «санинструктор» не предусмотрена ранее действующим законодательством, а по ныне действующему законодательству военная служба не включается в специальный стаж.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Гариповой Ф.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.11 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона (женщинам 55 лет) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, в сельской местности, поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 ст.27 ФЗ №173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список от 29.10.2002 г.) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила от 29.10.2002 г.).

В соответствии с положениями постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П установлено, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ за период до вступления в силу новых правовых актов, могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования. Это означает, что при исчислении соответствующего стажа применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990 г. №340-1 "О государственных пенсиях в РФ" и иных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до 01.01.2002 г.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.09.1999 г. № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 (далее - Список от 06.09.1991г.).

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (далее - Перечень 1959 г.) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение 1959 г.).

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004 г. правила и нормы по исчислению общего и специального стажа, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования, могут применяться независимо от того, выработан общий и специальный трудовой стаж полностью либо частично на момент введения в действие нового правового регулирования, устанавливаемого в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Таким образом, с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. №2-П, при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости медицинским работникам применяются следующим образом:

- за период работы до ДД.ММ.ГГГГ - Перечень и Положение от 1959г.

- за период работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - Список от 06.09.1991 г.,

- за период работы с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - Список и Правила от 22.09.1999 г.,

- за период работы с ДД.ММ.ГГГГ - Список и Правила от 29.10.2002 г.

Как следует из заявления Гариповой Ф.С., копии трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ и решения начальника УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ,

истец обратилась за назначением досрочной пенсии по старости по ст. 27 п.1 п.п.20 Закона № 173-ФЗ, ей было отказано в связи с недостаточностью специального стажа, поскольку он составил 28 лет 02 месяца 07 дней.

При этом из специального стажа истца исключен период действительной военной службы в должности санинструктора в Войсковой части 7483 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью02 года 00 месяцев 04 дня в связи с тем, что Списком от ДД.ММ.ГГГГ и ранее действовавшими нормативно - правовыми актами это не предусмотрено.

На основании архивной справки Центрального архива внутренних войск МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, диплома от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено,

что Гарипова (до заключения брака - Нафикова) Ф.С., имевшая среднее медицинское образование, квалификацию «медицинская сестра» проходила действительную военную службу в добровольном порядке в должности санинструктора 4 роты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В период, когда истец служил в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, действовало Положение от 1959 г., пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Поскольку на момент осуществления Гариповой Ф.С. действительной военной службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления ее прав в области пенсионного обеспечения.

Согласно подпункту «г» пункта 1 названного Положения от 1959 г. работникам здравоохранения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.

В силу пункта 4 Положения от 1959 г. служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности независимо от условия выработки не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых дает работникам здравоохранения право на льготную пенсию.

Доводы представителя ответчика о том, что должность «санинструктор» не предусмотрена Перечнем от 1959 г. суд расценивает несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3.6 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №1-63-И под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы (например, служба в должности санинструктора).

Если служба проходила не по специальности, то она засчитывается в стаж только при наличии не менее 2/ 3 стажа работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Принимая во внимание, что на момент обращения Гариповой Ф.С. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, период действительной военной службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью.

В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Законом №173-Ф3.

Таким образом, исковые требования Гариповой Ф.С. о признании незаконным отказа включить в специальный стаж периода действительной военной службы в должности санинструктора в войсковой части 7483 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании включить указанный период продолжительностью 02 года 00 месяцев 04 дня в специальный стаж подлежат удовлетворению.

На основании справки МУЗ Городская клиническая больница № <адрес> судом установлено, что в период работы в должности участкового врача терапевта поликлиники МУЗ ГКБ № Гарипова Ф.С. находилась на курсах повышения квалификациис ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГс сохранением зарплаты, однако данные периоды не были включены в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Принимая во внимание, что в указанные периоды за истцом сохранялась заработная плата, что для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы и повышения категории, суд считает, что данные периоды исключены ответчиком из специального стажа Гариповой Ф.С. незаконно и подлежат включению в него общейпродолжительностью 00 лет 02 месяца 06 дней.

Принимая во внимание, что специальный стаж истца, учтенный по протоколу заседания Комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 28 лет 02 месяца 26 дней, что при дополнительном включении вышеуказанных спорных периодов общей продолжительностью 02 года 02 месяца 10 дней специальный стаж истца составляет 30 лет 05 месяцев 06 дней,

суд установил, что Гарипова Ф.С. выработала необходимый для назначения досрочной пенсии по старости специальный стаж, следовательно, ее требование об обязании назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 19 Закона №173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, при этом днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С заявлением о назначении досрочной пенсии по старости Гарипова Ф.С. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее заявлением, следовательно, пенсия должна быть ей назначена с этой даты, соответственно, требование об обязании назначить ей досрочную пенсию по старости с даты первоначального обращения - с ДД.ММ.ГГГГподлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияГариповой Фарзаны Салимовны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска включить в специальный стаж Гариповой Ф.С., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода действительной военной службы в должности санинструктора в войсковой части 7483 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Калининском районе г. Челябинска включить в стаж работы Гариповой Ф.С., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», указанные периоды общейпродолжительностью 02 года 02 месяца 10 дней

и назначить Гариповой Ф.С. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Л.В. Плотникова