Дело № 2-117/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Калининский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Плотниковой Л.В.
при секретаре Юнусовой Л.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тагай Валентины Михайловны к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска, Управлению социальной защиты населения района Вешняки города Москвы о взыскании недополученных сумм в возмещение вреда здоровью,
УСТАНОВИЛ:
Тагай В.М. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска (далее - УСЗН) о единовременном взыскании за счет средств федерального бюджета недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью (далее - возмещение вреда), установленных п.п.15 ч.1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон ЧАЭС), за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 277 484 руб. 22 коп., и об обязании УСЗН выплачивать ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, возмещение вреда в размере 10 576,18 руб.
В обоснование иска указала, что является инвалидом 2 группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, получает возмещение вреда в твердом размере, который подлежит в связи с вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ ежегодной индексации с учетом роста величины прожиточного минимума в целом по стране, однако в связи с неопределенным характером механизма такой индексации в силу постановления Конституционного суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-п ежегодная индексация должна осуществляться за 2002 - 2004 г.г., исходя из роста величины прожиточного минимума в Челябинской области, а с ДД.ММ.ГГГГ - пропорционально росту инфляции в РФ.
Определением суда от 09.12.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление социальной защиты населения района Вешняки города Москвы.
В судебном заседании истец поддержала исковые требования в полном объеме, суду пояснила, что в период с апреля по декабрь 2009 г. возмещение вреда не получала в связи со сменой места жительства, что ежегодно производится увеличение возмещения вреда на индекс инфляции, что в 2003 г. установлена 3 группа инвалидности от общего заболевания, в 2004 г. - 2 группа инвалидности от общего заболевания, с ДД.ММ.ГГГГ инвалидность связали с аварией на Чернобыльской АЭС.
Представитель истца по устному заявлению Смирнова ОА. поддержала исковые требования истца, суду пояснила, что ранее ДД.ММ.ГГГГ истец возмещение вреда не получала, но инвалиды вследствие аварии на Чернобыльской АЭС не могут быть поставлены в неравные условия в зависимости от даты установления инвалидности.
Представители ответчиков, представители третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представитель Министерства социальных отношений Челябинской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил отзыв с возражениями против иска.Выслушав объяснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Тагай В.М. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, от ДД.ММ.ГГГГ, справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, копиями решения экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ, решения межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ, справкой УСЗН от ДД.ММ.ГГГГ №, копиями справок МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, письмами УСЗН района Вешняки г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ,ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом второй группы вследствие заболевания, связанного с катастрофой на ЧАЭС бессрочно, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ она состоит на учете в УСЗН и получает ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью (далее - возмещение вреда), в размере 3 726 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - в размере 4 117,58 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 4 508,09 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 4 981,44 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 5 404,86 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 6 191,93 руб.
В период с апреля по декабрь 2009 г. включительно возмещение вреда Тагай В.М. не выплачивалось в связи со сменой места жительства, поскольку ДД.ММ.ГГГГ она снялась с регистрационного учета в г. Челябинске и зарегистрировалась по месту жительства с указанного времени в <адрес>95.
В связи с регистрацией Тагай В.М. по месту пребывания в <адрес>184, выплата возмещения вреда была ей возобновлена с ДД.ММ.ГГГГ, при этом между УСЗН и УСЗН района Вешняки <адрес> была достигнута договоренность о выплате истцу возмещения вреда за период с апреля по декабрь 2009 г. по прежнему месту жительства в г. Челябинске, однако до настоящего времени данная договоренность не выполнена, суммы возмещения вреда за указанный период истцу не выплачены.
В части 3 статьи 5 Закона ЧАЭС в редакции Федерального закона № 5от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон от 12.02.2001 г. № 5) указано, что компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством РФ.
Частью 3 ст. 2 Закона от 12.02.2001 г. № 5 установлено, что размеры выплат в возмещение вреда чернобыльцам ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Пунктом 2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11-П указанные нормы в их взаимосвязи признаны не соответствующими статьям 19 и 55 Конституции РФ, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер.
До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ были ориентированы данным постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учётом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Однако размеры выплат, установленных в твёрдой денежной сумме в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона ЧАЭС (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством РФ (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. № 31-ФЗ).
Во исполнение указанного законодательного требования Правительство РФ своими постановлениями
от 25 мая 2005 г. № 326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 27 декабря 2004 г. № 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 7 мая 2005 г. № 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 25 апреля 2006 г. № 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 21 марта 2007 г. № 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 21 декабря 2007 г. № 914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
от 16 декабря 2009 г. № 1024 "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом ЧАЭС размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, постановлениями Правительства РФ определены коэффициенты индексации исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Индексация выплачиваемых истцу сумм возмещения вреда произведена ответчиком в соответствии с указанным порядком с применением коэффициентов инфляции.
Требования истца Тагай В.М. относительно необходимости индексации назначенного ей в твёрдой денежной сумме возмещения вреда в ином порядке - с применением индекса роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, начиная с 1 января 2002 года, то есть до их фактического назначения, - являются неверными, основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку на момент ее обращения с настоящим иском законодателем был установлен порядок индексации указанных сумм исходя из уровня инфляции, в связи с чем применение ранее действовавшего порядка невозможно.
В соответствии с ст. 5 Закона ЧАЭС финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения в порядке, определяемом Правительством РФ, за счет средств казны РФ.
С учетом изложенных выше доводов и справки о фактически выплаченных денежных суммах, суд считает необходимым взыскать с УСЗН в пользу Тагай В.М. за счет средств федерального бюджета единовременно недополученные суммы возмещения вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в следующем порядке:
январь - март 2009 г. (4 981,44 х 1,13) - 5 404,86 х 3 мес. = 672,51 руб.
апрель - декабрь (4981,44 х 1,13) х 9 мес. = 50 661,24 руб.
Общая сумма 51 333,75 руб.
В удовлетворении исковых требований Тагай В.М. в остальной части следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судР Е Ш И Л:
Исковые требования Тагай Валентины Михайловны удовлетворить частично.
Взыскать с Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска за счет средств федерального бюджета в пользу Тагай Валентины Михайловны в возмещение вреда здоровью 51 333 рубля 75 копеек.
В удовлетворении исковых требований Тагай В.М. в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Плотникова