О признании права на меры социальной поддержки и выдачи удостоверения инвалида вследствие катастрофы на ПО `Маяк`



Дело № 2-4113/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года Калининский районный суд г. Челябинска в составе: Председательствующего судьи Григорьевой Л.Н.

при секретаре Дога Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нигматуллиной Рашиды Галеевны к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района города Челябинска, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на меры социальной поддержки и выдаче удостоверения инвалида вследствие катастрофы на производственном объединении «Маяк», суд

УСТАНОВИЛ:

Нигматуллина Р.Г. обратилась с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района города Челябинска (далее по тексту УСЗН Калининского района) и Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 15 части 4 статьи 14 Закона №1244-1, как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина ставшего инвалидом вследствие аварии на ПО «Маяк» впоследствии умершего. Истец просила обязать ответчика выдать на имя умершего удостоверение, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ПО «Маяк», ставшего инвалидом, предоставляющего право на получение мер социальной поддержки.

Впоследствии требования дополнила и просила также признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 13 статьи 14 Закона №, ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ.

В обосновании заявленных требований Нигматуллина Р.Г. указала, что её сын Нигматуллин Шамиль Нуруллович, признан участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов реку Теча 1957-1958г.г. и ему выдано удостоверение ликвидатора от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Нигматуллину Ш.Н. установлена вторая группа инвалидности от общего заболевания, ДД.ММ.ГГГГ сын умер. Ответчики после обращений истца за назначением мер социальной поддержки сообщили, что выплата сумм возмещения вреда здоровью, членам семьи потерявшим кормильца, из числа граждан на ПО «Маяк» не предусмотрена. Также отказали в предоставлении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Отказ считает незаконным и необоснованным.

Истец в судебное заседание при надлежащем извещении не явилась, просила рассмотреть данное гражданское дело в свое отсутвие с участием её представителя.

Представитель истца по доверенности Зарипов Г.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по указанным основаниям.

Представитель ответчика УСЗН в Калининском районе по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Малеева Татьяна Тагировна в судебном заседании исковые требования не признала в части, суду пояснила, что истцу положена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменениями действующего законодательства. В удовлетворении оставшейся части просила отказать в связи с незаконность и необоснованностью.

Представитель ответчика Минсоцотношений Челябинской области просили суд рассмотреть данное гражданское дело в свое отсутствие, в предоставленном отзыве указали на необоснованность заявленных требований.

Заслушав пояснения представителей истца, ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд считает необходимым требования Нигматуллиной Р.Г. удовлетворить частично по следующим основаниям.

В статье 1 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» определен порядок распространения мер социальной защиты, установленных Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан, подвергшихся радиационному воздействию в связи с указанной аварией, из числа принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации ее последствий, эвакуированных (переселенных) или выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению либо проживающих в таких населенных пунктах.

Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» гражданам, относящимся к указанным категориям лиц, подвергшимся воздействию радиации, которые получили лучевую болезнь или другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, либо стали инвалидами в связи с радиационным воздействием вследствие данной аварии, гарантируется предоставление ряда мер социальной поддержки (статьи 2 и 3 указанного закона).

Кроме того, согласно статье 11 названного Федерального закона семьям, потерявшим кормильца из числа указанных граждан, - при наличии определенных статьями 41 и 42 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» условий - гарантируется предоставление ежемесячной компенсации за потерю кормильца, которая выплачивается независимо от других видов доходов (выплат).

Также согласно статье 11 названного Федерального закона этим семьям помимо указанной ежемесячной компенсации предоставляется меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

К мерам социальной поддержки отнесены: пункт 2 - обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий;

пункт 3 - оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях;

пункт 7- преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата;

пункт 8- внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства;

пункт 12- внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях;

пункт 13 - ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров;

пункт 14- преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Предоставление указанных мер социальной поддержки сохраняется за членами этих семей лишь в случае, если смерть кормильца явилась следствием заболевания, вызванного воздействием радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также при условии, что он при жизни имел право на их предоставление, т.е. возникновение у членов семьи умершего права на предоставление мер социальной поддержки связано с наличием у него специального правового статуса лица, имеющего заболевание, связанное с указанной аварией, что давало ему право на получение мер социальной поддержки.

Приобретение специального правового статуса инвалида вследствие заболевания, обусловленного воздействием радиации, осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, первым этапом которой является подтверждение непосредственного участия в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк», статуса эвакуированного (переселенного) или выехавшего добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, либо проживающего в таких населенных пунктах. Для этого на основании соответствующих документов органы исполнительной власти Челябинской, Свердловской и Курганской областей выдают гражданам справки единого образца, которые затем представляются ими в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства для оформления удостоверения (пункты 3 и 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2000 года N 229).

Следующим этапом указанной правоприменительной процедуры является установление межведомственными экспертными советами причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, как это предусмотрено частью первой статьи 13 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Причина же инвалидности, как связанная с аварией на производственном объединении «Маяк», устанавливается на основании удостоверения, подтверждающего указанный статус, и заключения межведомственного экспертного совета. Если на момент установления инвалидности гражданин не располагал указанными документами, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание, со дня же их представления причина инвалидности изменяется без дополнительного освидетельствования гражданина (пункт 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95).

Таким образом, статья 11 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», действующая в системной связи с его статьями 1, 3, 13 и 14, а также названными подзаконными нормативными правовыми актами, предусматривает, что основанием сохранения мер социальной поддержки для членов семьи, потерявших кормильца из числа инвалидов вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», является его смерть вследствие радиационного воздействия, обусловленного данной аварией, а условиями предоставления таких мер - наличие у кормильца статуса инвалида из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации, подтвержденного соответствующим удостоверением и справкой об установлении инвалидности с указанием в качестве причины инвалидности заболевания, связанного с аварией на производственном объединении «Маяк».

В судебном заседании согласно копиисвидетельства о рождении серии II-ИВ № от ДД.ММ.ГГГГ; удостоверения серии Б №; справки серии МСЭ -2007 № от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства о смерти серии II-ИВ № установлено,

что матерью Нигматуллина Шамиля Нурулловича ДД.ММ.ГГГГ года рождения является Нигматуллина Рашида;

Нигматуллин Ш.Н., являлся пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ, имел право на льготы и компенсации, предусмотренные для категорий граждан, указанных в части 1 пункт 3 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

ДД.ММ.ГГГГ Нигматуллину впервые установлена вторая группа инвалидности от общего заболевания;

ДД.ММ.ГГГГ Нигматуллин Ш.Н. умер.

Решением Калининского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения матери Нигматуллиной Рашиды Галеевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении сына Нигматуллина Ш.Н. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решения межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ № заболевание и инвалидность Нигматуллина Ш.Н. связаны с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов в результате радиационной аварии на ПО «Маяк» в 1957 году.

Решением межведомственного экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что причина смерти Нигматуллина Ш.Н. связана с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов в результате радиационной аварии на ПО «Маяк» в 1957 году.

Истец Нигматуллина Р.Г. просит суд признать за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Анализируя указанные нормы права, представленные истцом доказательства судом установлено, что Нигматуллин Ш.Н. при жизни ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью предусмотренную п.15 ч.1 ст. 14 вышеуказанного закона не получал, поскольку действующим законодательствам данная мера социальной поддержки для указанной категории граждан не предусмотрена, не предусмотрена указанная мера социальной поддержки и для инвалидов заболевание и инвалидность которых связана с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов в результате радиационной аварии на ПО «Маяк» в 1957 году, не предусмотрена данная мера социальной поддержки для членов семьи, потерявших кормильца, в связи с чем требования истца о признании за ней право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удовлетворению не подлежит.

Также истцом заявлено требование о выдаче удостоверения на имя умершего Нигматуллина Ш.Н., суд считает необходимым в удовлетворении данного требования отказать по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 10 Положения
о порядке оформления и выдачи удостоверений для граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо связанные с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и их последствий на атомных объектах гражданского или военного назначения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику - Удостоверения выдаются при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, на основании заключений региональных межведомственных экспертных советов или военно-врачебных комиссий, а также других органов, определяемых Правительством Российской Федерации, устанавливающих наличие заболеваний или частичной либо полной потери трудоспособности граждан, имеющих причинную связь с воздействием радиации (для перенесших лучевую болезнь и инвалидов), с предъявлением в указанные советы и ВКК следующих документов:

документов, подтверждающих факт пребывания в зоне аварии, участия в ликвидации последствий аварий, пребывания в зоне испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, с обязательным указанием времени пребывания (участия);

документов, подтверждающих факт и сроки постоянного проживания (работы, прохождения службы) в зонах радиоактивного загрязнения; факт и дату эвакуации из зоны отчуждения, переселения из зоны отселения, в том числе выезда в добровольном порядке;

других документов, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.10.92 N 279.

Таким образом выдача удостоверения «посмертно» членам семьи, потерявшим кормильца, не предусмотрена.

Ссылка истца на Приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ
от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н, необоснованна поскольку пунктом 1 Порядка и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотрена выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», однако Нигматуллин Ш.Н. к указанной категории граждан не относился.

Также истцом заявлено требование о признании права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 13 статьи 14Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Нигматуллина Р.Г. обратилась с заявлением в УСЗН Калининского района г. Челябинска с просьбой выдать ей удостоверение на имя умершего сына Нигматуллина Ш.Н. и установить меры социальной поддержки. К указанному заявлению заявителем был приложен весь необходимый пакет документов, однако ответ в адрес заявителя не поступил.

Представитель ответчика УСЗН Калининского района города Челябинска Малеева Т.Т. в судебном заседании пояснила, что истец имеет право на меры социальной поддержки а именно на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ в связи с внесением соответствующих изменений в действующее законодательства.

Пунктом 13 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусмотрено право на получение гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона на ежемесячную денежную компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров.

Статья 11 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» предусматривает, что основанием сохранения мер социальной поддержки для членов семьи, потерявших кормильца из числа инвалидов вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», является его смерть вследствие радиационного воздействия, обусловленного данной аварией, а условиями предоставления таких мер - наличие у кормильца статуса инвалида из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации, подтвержденного соответствующим удостоверением и справкой об установлении инвалидности с указанием в качестве причины инвалидности заболевания, связанного с аварией на производственном объединении «Маяк».

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 751
"О внесении изменений в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"внесены изменения: в абзац второй пункта 1 после слов "не достигшим 14-летнего возраста," дополнен словами "а также гражданам, указанным в части четвертой статьи 14 Закона». Указанные изменения действуют с ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя указанные нормы права, суд считает необходимым требования Нигматуллиной о признании за ней права на меры социальной поддержки предусмотренные пунктом 13 статьи 14Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить в полном объеме, поскольку судом достоверно установлено, что все необходимые для компенсации на приобретение продовольственных товаров документы истцом были предоставлены ДД.ММ.ГГГГ, выплаты устанавливаются с первого числа месяца следующего за месяцем обращения, кроме того, указанная компенсация была предусмотрена Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», уточнения были внесены в правила выплаты при этом не изменяя право истца на получение указанной меры социальной поддержки. В связи с чем суд считает необходимым обязать ответчика УСЗН Калининского района города Челябинска признать за Нигматуллиной Р.Г. право на получение меры социальной поддержки предусмотренной пунктом 13 статьи 14Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, обязать ответчика назначить истцу денежную компенсацию с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного с учетом положения статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нигматуллиной Рашиды Галеевны удовлетворить частично.

Признать за Нигматуллиной Рашидой Галеевной право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 13 статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Обязать Управление социальной защиты населения администрации Калининского района города Челябинска назначить Нигматуллиной Рашиде Галеевне ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований о признании права за Нигматуллиной Р.Г. на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 15 части первой статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», как нетрудоспособного члена семьи, находившегося на иждивении гражданина, ставшего инвалидом вследствие аварии на ПО «Маяк», а также в выдаче удостоверения Нигматуллиной Р.Г. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Судья: Л.Н. Григорьева