Решение по иску о признании права собственности



Дело № 2-559/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Калининский районный суд г.Челябинска в составе:

Председательствующего Норик Е.Н.

при секретаре Завертан О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской области о признании права собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л:

К. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику - ТУ ФАУГИ Челябинской области о признании права собственности на <адрес>.

В обоснование исковых требований указал, что, являясь судьей <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с порядком, определенным Правительством РФ № 192 от 21 марта 2008 года «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при Прокуратуре РФ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» с целью улучшения жилищных условий на основании решения жилищной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года ему предоставлена однокомнатная квартира площадью 40,8 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, в которой он проживает и несет бремя ее содержания. Учитывая невозможность оформления квартиры в собственность в виду отсутствия урегулированного порядка оформления правоустанавливающих документов на приобретение такого рода недвижимого имущества, что нарушает жилищные права истца, в целях защиты нарушенных прав просил признать за ним право собственности на вышеназванное жилое помещение в судебном порядке.

Истец К. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание не представили.

Представитель третьего лица - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, по существу заявленных требований представили письменный отзыв.

Представитель третьего лица - УФРС по Челябинской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

Изучив письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При разрешении спора по существу судом было установлено и достоверно подтверждается совокупностью добытых доказательств, что Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГК.. назначен судьей <данные изъяты>, где работает по настоящее время.

Решением жилищной комиссии по учету и распределению жилья в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия по учету и распределению жилья в <данные изъяты>, рассмотрев списки очередности и представленные документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, приняла решение улучшить жилищные условия К. путем приобретения однокомнатной квартиры.

На основании заключенного государственного контракта купли-продажи объекта недвижимого имущества № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> приобрел в собственность Российской Федерации у ФИО3 жилое помещение - однокомнатную квартиру <адрес>

Право оперативного управления на указанное жилое помещение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> суд обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области с просьбой включения спорной квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об отнесении жилых помещений, находящихся в оперативном управлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда к служебным жилым помещениям», указанная квартира была включена в состав специализированного жилищного фонда и отнесена к служебным жилым помещениям.

ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> суд уведомил об этом Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области исх. № и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области исх. №.

На основании договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ К. была передана во владение и пользование указанная однокомнатная квартира, в которую он вселился.

Частью 3 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.метров или в виде отдельной комнаты.

Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Пунктом 2 статьи 14 ФЗ от 22 августа 2004 года были внесены изменения в статью 19 Закона РФ «О статусе судей в РФ», согласно которой судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством РФ было издано постановление от 06 декабря 2005 года № 737 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году», пролонгированное постановлениями Правительства РФ от 17 июля 2006 года № 440 и от 23 февраля 2007 года № 126 (в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 21 марта 2008 года № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями»), согласно которому ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному суду Российской Федерации, Генеральной Прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Таким образом, законодатель отменил ранее установленный механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств и делегировал полномочия по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству Российской Федерации, никак не определив границы этого полномочия.

Правительство Российской Федерации, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами не только порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, но и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения.

Согласно статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации).

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральным законом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92 - 98 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации.

При этом определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункты 6 и 7 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Конституционный суд Российской Федерации указал, что по смыслу положений Федерального конституционного закона о судебной системе, прежде всего его статьи 5, Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации и закона «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе, который, в частности, должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения.

Эти вопросы, поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем, не могут быть предметом делегирования Правительству Российской Федерации и разрешаться по его усмотрению.

Указанным Постановлением Конституционный Суд РФ признал несоответствующим Конституции Российской Федерации оспоренное ВАС РФ законоположение в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым снижения уровня гарантий материального обеспечения судей, и обязал федерального законодателя надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу части 3 статьи 79 Федерального Конституционного закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ (в редакции от 02 июня 2009 года) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2004 года №78-О юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким - либо иным способом.

Анализируя приведенные выше нормы права в их совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что федеральным законодательством судьи не отнесены к тем категориям граждан, которым предоставляется специализированное жилое помещение для временного проживания, не отнесены законодателем такие жилые помещения и к специализированному фонду РФ.

Правительство РФ является органом исполнительной власти и согласно требованиям действующего законодательства, разграничивающим компетенцию государственных органов в области жилищных отношений, не вправе принимать решения о внесении дополнений и изменений в федеральные законы, а именно: относить жилые помещения, выделяемые судьям в целях обеспечения их жилыми помещениями на основании федерального закона, к специализированному жилищному фонду после предоставления таких жилых помещений.

Указанные правоотношения являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении от 31 января 2008 года № 2-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (то есть действующей редакции пункта 3 статьи 19 Закона РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации») в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.

В указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120, 121, 122 и 124) с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом.

Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранить доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не лично привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно - правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому.

Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи со статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально - бытового обеспечения.

Из этого исходит и Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном Конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации», являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничений или снижения уровня установленных ими гарантий, к числу которых законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением.

Анализируя в совокупности указанные нормы права с обстоятельствами настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что отсутствие до настоящего времени установленного законодателем во исполнение названного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации порядка обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не должно препятствовать реализации права истца, как судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на получение жилья в собственность, поскольку такое право согласуется с принципом независимости судебной власти, направлено на сохранение уровня гарантий материального обеспечения истца, как судьи, соответствующего его высокому статусу.

Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что содержащееся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ положение, в соответствии с которым судьи утратили право на получение жилья в собственность бесплатно, нарушает закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства, поскольку одни судьи могли воспользоваться правом на бесплатное получение жилья в собственность в силу прежней редакции статьи 19 Закона о статусе судей, в то время как, другие судьи такого права лишены в виду изменившегося законодательства.

Названное положение не согласуется с законодательным закреплением единства статуса судей (статья 3 Закона о судебной системе, статья 2 Закона о статусе судей), гарантиями которого является и материальное обеспечение судей (часть 3 статьи 11 Закона о судебной системе, статьи 9, 19 Закона о статусе судей).

Таким образом, лишение судей права на приобретение жилья в собственность снижает уровень материального обеспечения судей, что недопустимо в силу части 4 статьи 5 Закона о судебной системе и статьи 55 Конституции Российской Федерации.

В силу же пункта «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства, составной частью которых является правовой статус судей, относятся к ведению Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет основы единого правового статуса судей в Российской Федерации. В развитие названных конституционных положений Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает гарантии независимости судей, одной из которых является предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (пункт 1 статьи 9 названного закона).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования К. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 98, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования К. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Челябинской области о признании права собственности на квартиру удовлетворить.

Признать за К. право собственности на жилое помещение - <адрес>

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд города Челябинска.

Председательствующий: Е.Н.Норик