Дело № 2-946/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года Калининский районный суд г. Челябинска в составе: Председательствующего Григорьевой Л.Н.
при секретаре Алексеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Пономаренко И.М. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда суд
УСТАНОВИЛ:
Истец предъявила иск к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска (далее - ИФНС) о взыскании ежемесячной премии за май и июнь 2010 г., средств материального стимулирования за 1-й и 2-й кварталы 2010 г., заработной платы за работу в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, процентов за нарушение срока выплаты по день фактического расчета, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
В обоснование иска указала, что служила по контракту специалистом в отделе камеральных проверок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, привлекалась к исполнению служебных обязанностей во внеурочное время, в выходные и праздничные дни, а также к исполнению обязанностей охранника, при этом оплата не производилась. При увольнении по собственному желанию ей не были выплачены ежемесячная премия за май и июнь 2010 г., средства материального стимулирования за 1-й и 2-й кварталы 2010 г., заработная плата за работу в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни.
Решение Калининского районного суда г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении исковых требований Пономаренко И.М. в связи с пропуском срока обращения в суд определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено и дело направлено на повторное рассмотрение в тот же суд.
В судебном заседании истец и ее представитель по устному ходатайству Пономаренко С.И. на исковых требованиях настаивали в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Также истица пояснила, что ей стало известно о принятых решениях об отказе в выплате премии и средств материального стимулирования из письма ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Воргуданова А.В. возражала против удовлетворения требований, сославшись на обстоятельства, изложенные в письменных возражениях на иск.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск Пономаренко И.М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных, непосредсвенно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, осуществляется трудовым законодательством и иными нормативно правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Согласно абз.7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе.
Согласно п. 17 ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
До настоящего времени такой закон не принят.
Статьей 73 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» предусмотрено, что Федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ, пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года №2работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй статьи 392 Трудового кодекса РФ, они могут быть восстановлены судом.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд.
В судебном заседании согласно копии трудовой книжки выданной на имя Пономаренко И.М., служебного контракта № о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещения должности государственной гражданской службы РФ от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями истца подтверждено,
что Пономаренко И.М. проходила государственную гражданскую службу по контракту в ИФНС по Калининскому району города Челябинска по должности специалист 1 разряда отдела камеральных проверок № с ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт расторгнут, Пономаренко И.М. освобождена от должности Федеральной государственной гражданской службы и уволена с государственной службы по собственной инициативе, п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального Закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно пункту 9 Служебного контракта № Пономаренко И.М. установлено денежное содержание, которое состоит из ежемесячного оклада в размере <данные изъяты> рублей в месяц и ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы РФ в размере <данные изъяты>% установленного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада. Порядок и условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, премий и материальной помощи гражданскому служащему устанавливаются начальником Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району.
В соответствии с копиями расчетных листков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, пояснениями истца подтверждается, что работодатель ежемесячно извещал работника Пономаренко И.М. о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Согласно табелю учета и использования рабочего времени и расчета заработной платы в ИФНС Калининского района города Челябинска за период с июня 2009 года по июнь 2010 года работа в сверхурочное время, а также в выходные и праздничные дни у Пономаренко И.М. отсутствует.
В последний день службы Пономаренко И.М. была выдана трудовая книжка и произведен окончательный расчет, что подтверждается копией журнала учета и движения трудовых книжек, и не отрицалось истцом.
Согласно сообщению прокурора Калининского района города Челябинска на заявление Пономаренко И.М. о нарушении законодательства о государственной гражданской службе в ИФНС по Калининскому району города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в ходе проверки факты сверхурочной работы, а также работы в выходные и праздничные дни не нашли подтверждения.
В судебном заседании истец Пономаренко И.М. поясняла, что, получая расчетные листки, понимала, что работодатель не производит ей выплат за сверхурочную работу, а также за работу в выходные и праздничные дни. Однако за разрешением возникшего спора в суд не обращалась, поскольку не желала «портить отношений» с работодателем, никаких иных доказательств уважительности пропуска срока обращения с данным требованием в суд не имеет.
Анализируя вышеуказанные нормы права, обстоятельства дела суд установил, что трудовые отношения между истцом и ответчиком прекращены, что не отрицалось сторонами в судебном заседании. Истец просит взыскать невыплаченный заработок за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Законодателем предусмотрена возможность взыскания начисленной, но не выплаченной заработной платы не зависимо от срока на обращение в суд. В данной ситуации, отыскиваемые Пономаренко И.М. суммы, не были начислены в указанный истцом период, следовательно, к заявленному требованию применяется срок на обращение в суд предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса РФ, который Пономаренко И.М. пропустила, поскольку о нарушении своего права знала, начиная с августа 2009 года.
Также истец Пономаренко И.М. просит взыскать с ответчика ежемесячные премии за май и июнь 2010 года, средства материального стимулирования за 1 и 2 квартал 2010 года.
Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Согласно, п. 4 ч. 5 ст. 50 указанного закона предусмотрен порядок выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий, он определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.
Во исполнение указанных норм, а также в соответствии с Приказом ФНС РФ от 02.10.2009 N №, инспекцией приказом № от 30.03.2010 г. было утверждено положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим аппарата Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим аппарата Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Челябинска.
Данное Положение регулирует отношения по вопросу выплаты премии между представителем нанимателя и государственными гражданскими служащими инспекции.
Согласно п. 2.1 раздела II указанного выше Положения, премирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на аппарат ИНФС России по Калининскому району г. Челябинска.
Размер премии устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнении особо важных задач.
В соответствии с п.2.7 Положения, гражданским служащим, уволенным по основанию, предусмотренному п. п. 1-3,5 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ может быть выплачена премия по решению начальника инспекции.
Указанное положение позволяет начальнику Инспекции самостоятельно принимать решения о выплате премий, исходя из конкретного вклада работника Инспекции при исполнении им своих должностных обязанностей.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальником ИФНС по Калининскому району г. Челябинска был издан приказ № № «О премировании федеральных государственных гражданских служащих Инспекции», в соответствии с которым принято решение о премировании государственных гражданских служащих в размерах по представлению начальников структурных подразделений. Кроме этого, принято решение не производить выплату премии гражданским служащим, уволенным по основанию, предусмотренному пунктами 1-3,5 статьи 33 ФЗ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Согласно части 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. В соответствии с пунктом 5 части 5 этой же статьи ежемесячное денежное поощрение относится к дополнительным выплатам.
Согласно части 10 той же статьи гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Изложенное буквально означает, что другие выплаты гражданским служащим производятся помимо денежного содержания (оклад денежного содержания и дополнительные выплаты).
Частью 7 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ предусмотрено, что порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений данной статьи.
В силу пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации с соблюдением требований, установленных указанным Кодексом.
Исходя из вышеизложенного судом установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, и не относится к обязательным выплатам.
Приказом ФНС России от 24.05.2010 года №ММВ-8-1/16ДСП утверждена «Методика оценки эффективности деятельности территориальных органов ФНС России, распределение средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России в 1 квартале 2010 года». Аналогичная Методика была утверждена и за 2 и3 кварталы 2010 года На основании чего ИФНС по Калининскому району города Челябинска на заседании комиссии о распределение средств материального стимулирования за 1 и 2 квартал 2010 год было принято решение не производить выплату суммы материального стимулирования за 1 и 2 квартал 2010 года федеральным государственным служащим инспекции, освобожденным от замещаемой должности гражданской службы и уволенным с гражданской службы на момент осуществления материального стимулирования по инициативе гражданского служащего.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что законные права и интересы истца Пономаренко И.М. указанным решением не нарушены, оснований для признания решения Комиссии ИФНС незаконным, не имеется, в связи с чем, суд считает правильным отказать Пономаренко И.М. в удовлетворении требований о взыскании средств материального стимулирования за 1 и 2 квартал 2010 года.
Также истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда с ответчика в сумме <данные изъяты>00 рублей.
Поскольку заявленные требования тесно связаны с требованиями о взыскании недополученной заработной платы, премий, средств материального стимулирования в удовлетворении которых истцу отказано, суд считает необходимым отказать Пономаренко И.М. в удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>,00 рублей в полном объеме.
На основании изложенного с учетом положений статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Пономаренко И.М. в удовлетворении исковых требований к Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району города Челябинска о взыскании суммы ежемесячной премии за май и июнь 2010 года, средств материального стимулирования за 1 и 2 кварталы 2010 года, заработной платы за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и проценты от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>,00 рублей в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Судья Л.Н. Григорьева