Решение по иску о признании незаконным отказа в направлении на повторное медицинское освидетельствование (вступило в законную силу)



Дело № 2-1364/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                         г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Знамеровского Р.В.,

при секретаре Иванюк П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Скутельников А.В. о признании незаконным отказа отдела военного комиссариата Челябинской области по Калининскому району г.Челябинска о направлении на повторное медицинское освидетельствование и обязании организовать повторное медицинское освидетельствование,

у с т а н о в и л:

Скутельников А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа отдела военного комиссариата Челябинской области по Калининскому району г.Челябинска в направлении на повторное медицинское освидетельствование и обязании организовать повторное медицинское освидетельствование.

В обоснование заявления Скутельников А.В. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссией военного комиссариата Калининского района г.Челябинска он был признан ограниченно годным к военной службе, освобожден от призыва и зачислен в запас Вооруженных Сил РФ. Впоследствии состояние здоровья улучшилось, и Скутельников А.В. обратился с заявлением в военный комиссариат Калининского района г.Челябинска о выдаче направления на медицинское переосвидетельствование, но получил отказ. Данный отказ считает незаконным, поскольку противоречит ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Конституции РФ. Отказ в даче направления на повторное медицинское освидетельствование нарушает права и свободы Скутельников А.В. и делает невозможным поступление в высшие учебные заведения по специальностям, предъявляющим требования к состоянию здоровья и получение высшего образования.

Заявитель Скутельников А.В., его представитель адвокат ФИО3 в судебном заседании на доводах заявления настаивали.

Представитель заинтересованного лица военного комиссариата Калининского района г.Челябинска - ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования Скутельников А.В. не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что обязанности проводить повторное медицинское освидетельствование граждан, признанных ограниченно годными к военной службе нет.

Выслушав Скутельников А.В., его представителя ФИО3, представителя военного комиссариата Калининского района г.Челябинска ФИО4 и исследовав материалы гражданского дела и проверив доводы заявления, суд считает заявление Скутельников А.В. не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом было установлено, что в связи с тем, что Скутельников А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании медицинского освидетельствования был признан ограниченно годным к военной службе, решением призывной комиссии Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ он был освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас.

Скутельников А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в военный комиссариат Калининского района г.Челябинска с просьбой выдать направление на медицинское освидетельствование для изменения записи в военном билете на «признан годным к военной службе».

В ответе на заявление начальник военного комиссариата Калининского района г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ указал, что Скутельников А.В. не подлежит повторному медицинскому освидетельствованию.

Согласно п.1 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.198г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Таким образом, порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Согласно п.39 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" (с изменениями и дополнениями) граждане, признанные не годными к военной службе, в случае, если в результате их обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения ранее установленный им диагноз заболевания изменен или они признаны здоровыми, могут быть освидетельствованы повторно.

Указанное Положение не устанавливает обязательное проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, признанных ограниченно годными к военной службе.

Скутельников А.В. обратился в медицинское учреждение для проведения обследования в январе 2011 года, с заявлением в комиссариат также в 2011 году, когда уже достиг возраста 27 лет и не подлежал призыву в ряды Вооруженных Сил РФ по возрасту. Следовательно, в связи с тем, что призывной возраст граждан в РФ составляет 27 лет, вопрос о годности Скутельников А.В. к военной службе в настоящее время никакого значения не имеет, никаких последствий не влечет.

Довод заявителя на нарушение его конституционных прав является необоснованным, поскольку пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" делегировал определение порядка организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Правительство Российской Федерации, действуя в рамках реализации названного полномочия, приняло постановление от 31 декабря 2004 года N 886, в пункте 19 которого признало утратившим силу абзац первый пункта 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривавший обязательное периодическое медицинское освидетельствование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, изменилось или нет состояние их здоровья, что следует из Определения Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2010 г. № 1679-О-О.

Кроме того, заявитель Скутельников А.В. указывает, что обжалуемый им отказ в направлении на медицинское освидетельствование делает невозможным поступление в высшие учебные заведения по специальностям, предъявляющим требования к состоянию здоровья и получение им высшего образования. Вместе с тем, заявителем не было представлено доказательств того, что ему было отказано в приеме документов на поступление в учебные заведения по причине записи в военном билете об ограниченной годности к военной службе.

Из представленных заявителем различных правил приема в <данные изъяты>, в соответствии с п.1.4, п.1.5, приемная комиссия направляет абитуриентов для медицинского освидетельствования во врачебно-летную экспертную комиссию. Следовательно, при приеме в указанное учебное заведение вопрос о годности к учебе определяется врачебно-летной экспертной комиссией, а не решением военного комиссариата Калининского района г.Челябинска.

При этом также суд учитывает, что в заявлении в военный комиссариат Калининского района г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ Скутельников А.В. не указывал о том, что прохождение повторного медицинского освидетельствования ему необходимо для поступления в высшие учебные заведения.

Из изложенного следует, что заявителем Скутельников А.В. не было представлено суду доказательств нарушения его прав и свобод отказом военного комиссариата Калининского района г.Челябинска в направлении на медицинское освидетельствование.

Таким образом, законных оснований для удовлетворения заявления Скутельников А.В. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Скутельников А.В. о признании незаконным отказа отдела военного комиссариата Челябинской области по Калининскому району г.Челябинска о направлении на повторное медицинское освидетельствование и обязании организовать повторное медицинское освидетельствование отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                                          Р.В. Знамеровский