05 мая 2011 года г. Челябинск Калининский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Жукова А.А. при секретаре Юнусовой Л.З., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермякова В.И. к Управлению социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью, причиненного воздействием радиации при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с применением индексов роста потребительских цен, у с т а н о в и л: Пермяков В.И. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска (далее - УСЗН) о единовременном взыскании за счет средств федерального бюджета недополученных ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью (далее - возмещение вреда), установленных п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон ЧАЭС). В обоснование иска указано, что истец является инвалидом 2 группы бессрочно, впервые платежи в возмещение вреда здоровью назначены в 1995 году как ликвидатору аварии на Чернобыльской АЭС, с 01.05.2007 года имеет статус перенесшего лучевую болезнь, в связи с чем он ежемесячно получал возмещение вреда. Считает, что имеет право на получение возмещения вреда, исчисленного соответствующих «трудовых» индексов, индекса роста минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), индекса величины прожиточного минимума в Челябинской области (далее - ВПМ), индексов инфляции. В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель ответчика УСЗН администрации Калининского района г. Челябинска - Волосатов А.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. Представители третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представитель Министерства социальных отношений Челябинской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв с возражениями против иска со ссылкой на установление нового механизма повышения суммы возмещения вреда; на восстановление прав истца при вынесении решения суда от 02.09.2008 года, при вынесении решения суда от 22.06.2004 года; на пропуск срока исковой давности. Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Пермякова В.И. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено и подтверждается удостоверением перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, от 20.04.2007 года, справкой МСЭ №, решением межведомственного экспертного совета от 23.03.2007 г. №, что Пермяков В.И. являлся инвалидом второй группы в период с 2002 года по 2007 год, с 23.03.2007 года ему была установлена связь его заболевания с радиационным воздействием. В связи с этим он получал ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в связи с заболеванием, полученным вследствие выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Челябинска от 11.01.2008 г. с УСЗН Администрации Калининского района г. Челябинска в пользу истца была взыскана задолженность сумм возмещения вреда за период с 01.07.2000 г. по 31.12.2007 г. единовременно в сумме 103358,36 руб., в том числе: на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2000 года по 31.12.2007 года в сумме 95134,93 руб., ежегодная материальная помощь на оздоровление за 2000-2007 годы в сумме 8223,43 руб., на УСЗН Администрации Калининского района г. Челябинска возложена обязанность выплачивать Пермякову В.И. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в сумме 1847,77 руб., начиная с 01.01.2008 года, и ежегодную материальную помощь на оздоровление в сумме 3079,66 руб., начиная с 2008 года, с последующей индексацией этих сумм в соответствии с действующим законодательством. Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Челябинска от 12.11.2008 г. с УСЗН Администрации Калининского района г. Челябинска в пользу истца была взыскана задолженность сумм возмещения вреда за период с 01.05.2007 г. по 31.08.2008 г. единовременно в сумме 53749,12 руб., на УСЗН Администрации Калининского района г. Челябинска возложена обязанность выплачивать Пермякову В.И. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, в размере 8508,59 руб., начиная с 01.09.2008 года с последующей индексацией этих сумм в соответствии с действующим законодательством. Решения суда вступили в законную силу. Указанные денежные средства фактически перечислены на счет Пермякова В.И. в марте и в декабре 2008 года, что подтверждается выпиской из лицевого счета по вкладу, справкой УСЗН. Согласно п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон ЧАЭС) предусмотрено получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем истец является получателем указанной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, состоит на учете в Управлении социальной защиты населения Калининского района г. Челябинска. В соответствии с п. 25 ст. 14 Закона ЧАЭС в редакции, действовавшей до 15.02.2001 г., инвалидам вследствие аварии на ЧАЭС гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Вред, причинённый гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит возможно более полному по объёму возмещению, которое с учётом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - базовый закон). Положениями части 3 статьи 5 базового закона (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиациивследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат. В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от 14 декабря 2000 года с изменениями и дополнениями, внесёнными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года № и от 11 мая 2007 года №, также указано, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учётом индекса роста потребительских цен (далее - ИПЦ), рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Пермякову В.И. в установленном порядке с июля 2000 года своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причинённого здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению истцу имущественного вреда (убытков). Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объёме, Пермяков В.И. вправе требовать полного возмещения убытков, причинённых ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Данная индексация повторной не является, поскольку коэффициенты МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и коэффициенты уровня инфляции использованы в расчётах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности. Поскольку фактически выплата истцу недополученных сумм возмещения вреда здоровью осуществлена в марте и декабре 2008 года, при расчете убытков следует применять индексы роста потребительских цен по отношению к марту и декабрю 2008 года. Расчет индексации сумм возмещения вреда произведен следующим образом: Индексация, произведенная судом, согласно решения Калининского районного суда г. Челябинска от 12.11.2008 г. Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью в соответствии с требованиями закон-ва (руб.) Фактически выплаченная сумма за указанный период Сумма недоплаты за указанный период (значение графы № минус значение графы №) Индекс потребительских цен по Челябинской области Сумма убытков с учетом индексации потребитель-ских цен год месяц 2007 Май 1,08 7700,00 4508,09 3191,99 1,208 3855,92 Июнь 7700,00 4508,09 3191,99 1,202 3836,77 Июль 7700,00 4508,09 3191,99 1,196 3817,62 Август 7700,00 4508,09 3191,99 1,188 3792,08 Сентябрь 7700,00 4508,09 3191,99 1,180 3766,55 Октябрь 7700,00 4508,09 3191,99 1,160 3702,71 Ноябрь 7700,00 4508,09 3191,99 1,142 3645,25 Декабрь 7700,00 4508,09 3191,99 1,128 3600,56 2008 Январь 1,105 8508,59 4981,44 3527,15 1,097 3869,28 Февраль 8508,59 4981,44 3527,15 1,083 3819,90 Март 8508,59 4981,44 3527,15 1,069 3770,52 Апрель 8508,59 4981,44 3527,15 1,056 3724,67 Май 8508,59 4981,44 3527,15 1,046 3689,40 Июнь 8508,59 4981,44 3527,15 1,036 3654,13 Июль 8508,59 4981,44 3527,15 1,030 3632,96 Август 8508,59 4981,44 3527,15 1,024 3611,80 Итого: 59790,12 Согласно выписке из лицевого счета по вкладу сумма задолженности, справке УСЗН выплаченная по решениям Калининского районного суда г. Челябинска от 11.01.2008 года, от 12.11.2008 года составила 157107,48 руб., из которых компенсация сумм возмещения вреда составила 53749,12 руб. Таким образом, недоплата сумм возмещения вреда за указанный период составила 6041 руб.(59790,12 - 53749,12). В соответствии с ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Анализ содержания вышеприведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что ее положения подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещения вреда, т.е. когда суммы возмещения вреда ранее не назначались и не выплачивались. Следовательно, статья 208 ГК РФ к требованиям граждан о взыскании убытков, возникших в связи с несвоевременной выплатой проиндексированных сумм возмещения вреда здоровью, которые выплачивались им на основании базового Закона, применению не подлежат. В соответствии с ст. 5 Закона ЧАЭС финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения в порядке, определяемом Правительством РФ, за счет средств казны РФ. В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с УСЗН за счет средств федерального бюджета в пользу Пермякова В.И. единовременно недополученные суммы возмещения вреда здоровью и убытки в общей сумме 6041 руб. Выплаты продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровление предусмотрены пунктом 10 статьи 15 и частью 1 статьи 40 базового закона (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона. Частью 3 статьи 5 базового закона (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ. Следует учитывать, что положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Новый порядок установления продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровлениебыл определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в базовый Закон, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 г № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 базового Закона внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 базового Закона гарантируется продпаек в размере 300 рублей. Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11 -П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровление в твердых размерах, исходя из базовой суммы. При этом, то обстоятельство, что продпаек иежегодная материальная помощь на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и продпайка, а также ежегодной материальной помощи на оздоровление не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а продпаек и ежегодная материальная помощь на оздоровление, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № продпаек устанавливается с 01.06.2004 года в размере 220 руб. (установленная законом 000 руб.), ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 330 руб. (установленная законом 300 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.05.2005 г. № продпаек устанавливается с 01.01.2005 года в размере 244 руб. 20 коп., ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 366 руб. 30 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2006 года № продпаек устанавливается с 01.01.2006 года в размере 266 руб. 18 коп., ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 399 руб. 27 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 года № продпаек устанавливается с 01.01.2007 года в размере 287 руб. 47 коп., ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 431 руб. 21 коп. - коэффициент 1,08. Суд отмечает, что расхождение между фактически выплаченными суммами и установленными постановлениями Правительства РФ связаны с арифметическим округлением сумм при индексации. В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года №, в редакции от 05 апреля 2005 года № 7 разъяснено, что денежные материальной помощи гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины МРОТ, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной материальной помощи в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация продпайка и ежегодной материальной помощи на оздоровление исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной. Учитывая изложенное в совокупности, суд считает необходимым отказать Пермякову В.И. в индексации продпайка и ежегодной материальной помощи за период с 01.07.2000 года по 31.12.2007 года, поскольку данные выплаты являются по существу социальными выплатами и их размер подлежит индексации в соответствии с указанными Постановлениями Правительства РФ на индексы инфляции. Оценивая изложенное в совокупности, суд установил, что индексация суммы продпайка и ежегодной материальной помощи произведена Пермякову В.И. в соответствии с действующим законодательством, недополученных сумм не имеется, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований истца в данной части. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Пермякова В.И. удовлетворить частично. Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска за счет средств федерального бюджета в пользу Пермякова В.И. в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, за период с 01.07.2000 г. по 31.08.2008 г. с применением индекса потребительских цен единовременно в сумме 6041 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований Пермякова В.И. отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня вынесения судом решения в окончательной форме. Председательствующий: А.А. Жуков
Период