Об индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной иатериальной помощи на оздоровление



Дело№2-2570\2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

27 июля 2011 года.

Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А.

при секретаре Резаковой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой В.П. к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска, министерству социальных отношений по Челябинской области о взыскании задолженности с учетом индексации и обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление с индексацией,

УСТАНОВИЛ:

Романова В.П. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска (далее - УСЗН), Министерству социальных отношений по Челябинской области о взыскании задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продуктов питания и материальной помощи на оздоровление за период с января 1997 года по декабрь 2007 года с учетом индексации в общей сумме 148095 руб.57 коп. и обязании ответчиков выплачивать ежемесячно начиная с 1 января 2008 года компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодно компенсацию на оздоровление с учетом индексации указанных сумм в соответствии с законодательством.

В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что является эвакуированной с места жительства вследствие аварии в 1957 г. на ПО «Маяк» и имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - базовый Закон), в связи с чем получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров (далее - продпаек) и ежегодную компенсацию на оздоровление, которые подлежат индексации с учетом коэффициентов роста МРОТ, коэффициентов роста прожиточного минимума в субъекте РФ и индексов инфляции.

В судебном заседании Романова В.П. и ее представитель Кадырова Э.А., действующая по доверенности, настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме по обстоятельствам, указанным в иске.

Представители УСЗН администрации Калининского района г. Челябинска, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Министерство социальных отношений Челябинской области направило в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором просила в иске отказать в связи с тем, что размер получаемой истицей компенсации соответствует законодательству, регулирующему данные отношения.

Выслушав пояснения истицы и ее представителя, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Романовой В.П. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается пояснениями истца, копией удостоверения серии от 21 июня 1994 года, что Романова В.П. является эвакуированной из населенного пункта Игиш в 1958 году, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и имеет право на льготы, установленные пунктом 6 ч. 1 ст.13, п.п.13 ст.17 базового Закона, в том числе на ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров (продпаек) и на ежегодную компенсацию на оздоровление.

Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Закон № 175 - ФЗ) распространено действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - базовый Закон) на граждан, … добровольно выехавших из населенных пунктов (в том числе эвакуированных (переселенных) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Согласно справки Челябинского ДЦРС от 28.з01.2008 года Романова В.П. работала в Челябинском ДЦРС филиале ОАО РЖД в период с 02.06.1993 года по 07.10.2003 года и получала ежемесячную денежную компенсацию по 200 руб. и ежегодную компенсацию на оздоровление по 100 руб. как эвакуированная по ПО МАЯК.

Справкой УСЗН от 12.03.2008 года, от 16.06.2011 года о фактически выплаченных денежных суммах подтверждено, что истец состоит на учете в УСЗН администрации Калининского района г. Челябинска с 01.01. 2003 года и получает продпаек:

в размере 200 руб. с 01.11.2003 г. по 31.05.2004 г.

в размере 220 руб. с 01.06.2004 г. по 31.12.2004 г.

в размере 244,20 руб. с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г.,

в размере 266,18 руб. с 01.01.2006 г. по 31.12.2006 г.,

в размере 287,47 руб. с 01.01.2007 г. по 31.10.2007 г.

в размере 317,65 руб. с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г.

в размере 358,94 руб. с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.

в размере 394.83 руб. с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 года

в размере 420.49 руб. с 01.01.2011 г. по май 2011 года.

а также ежегодную материальную помощь на оздоровление в размере 83.49 руб. за 1998 - 2000 г.г., в сумме 100 руб. за 2001 -2004 г.г., 121 руб. за 2005 г., в размере 131,29 руб. за 2006 г., в сумме 143.74 руб. за 2007 г., в размере 158.83 руб. за 2008 год, в сумме 179.48 руб. за 2009 год и размере 197.43 руб. за 2010 год.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены п.3 ч.1 ст.15 и п.13 с.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Частью 3 статьи 5 базового Закона (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона № 5 от 12 февраля 2001 г.) предусматривалось, что государственные пенсии, пособия, компенсации и иные, установленные данным Законом выплаты гражданам, защищались от инфляции в порядке, определяемом законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, выплаты устанавливались в зависимости от минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) и индексация выплат производилась при соответствующем его увеличении.

В дальнейшем в данную норму закона были внесены изменения (в редакция закона от 26.04.2004 года № 31-ФЗ), которыми размеры выплат гражданам, установленные настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определенном Правительством РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2000 года №122 -ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ» в законодательство РФ, в том числе в базовый закон о ЧАС были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб.

Статьей 3 указанного выше закона устанавливалось, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 года, т.е. исчисляемых исходя из 83 руб. 49 коп., а с 01.01.2001 года исходя из базовой суммы 100 руб.

Одновременно этим законом внесены изменения в базовый Закон о ЧАЭС, которыми гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст.13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 руб. и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 100 руб.

Федеральным законом № 31 от 26.04.2004 года «О внесении изменений в ст.5 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» и в базовый Закон были внесены изменения, которыми предусмотрено, что индексация указанных компенсационных выплат возможна только с момента вступления данного закона в силу, то есть с 29.05.2004 года, исходя из уровня инфляции, установленного на очередной год в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлениями Правительства, принимаемыми ежегодно, утверждались Правила индексации утверждены Правила индексации размеров ежемесячных компенсаций и иных выплат за период 19.06.2002 года по 2007 год. Данными Постановлениями установлены коэффициенты индексации и исходя из них размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате в соответствующий период.

Изложенное свидетельствует о том, что установление и пересмотр видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, вследствие Чернобыльской катастрофы и аварии на ПО «Маяк», но представляющие собой по существу социальные выплаты, является правом законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Федеральными законами о бюджете на соответствующие годы (2001-2004) финансирование оспариваемых истцом сумм предусмотрено только в размерах, зафиксированных в базовом Законе о ЧАЭС.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ ассигнования, определенные ФЗ «О бюджете», могут быть направлены только на конкретные, предусмотренные в данном законе цели.

Таким образом, представленный истцом расчет взыскиваемых сумм компенсации с учетом роста минимального размера оплаты труда и роста прожиточного минимума не может служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета являются специальные законы - Федеральный закон «О федеральном бюджете», а также Федеральными законы №122 от 07.08.200 года и №82-ФЗ от 19.06.2000 в части установления «базовой суммы» 100 руб. как критерия индексации.

Изложенное свидетельствует о том, что выплаты указанных компенсации, установленных в твердой денежной сумме, должны производится в размерах, указанных в п.3 ст.15 п.13 ст.17 Базового закона о ЧАЭС.

Принимая во внимание, что истице выплачивались компенсации в соответствии с действующим законодательством, то суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворения иска Романовой В.П. к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г. Челябинска, Министерству социальных отношений по Челябинской области о взыскании задолженности с учетом индексации и обязании выплачивать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление с индексацией полностью.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Челябинска..

Председательствующий: М.А. Решетова.