О взыскании компенсации морального вреда



Дело №2-740/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

24 марта 2011 года.

Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А.

при секретаре Резаковой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукониной О.Н., действующей в своих интересах и в интересах ФИО3, ФИО4 к ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Луконина О.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, обратилась в суд с иском к ОАО «Челябинский электрометаллургический завод» о взыскании компенсации морального вреда в размере, предусмотренного п. 7.5 Отраслевого тарифного соглашения по горно - металлургическому комплексу - 1 397 276, 49 руб.

В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «ЧЭМК» в результате нарушения технологического процесса произошел несчастный случай и погиб ее муж ФИО6 Работодатель, в нарушение указанного Отраслевого тарифного соглашения не выплатил ей и ее сыновьям компенсацию морального вреда, который выразился в следующем: после смерти мужа, у нее и детей произошел шок, вся их семья испытывает нравственные страдания.

В судебном заседании Луконина О.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, настаивала на исковых требованиях по основаниям, указанным в иске.

Представитель истца по доверенности Корзо Г.Ю. в судебном заседании поддержала требования истца в полном объеме.

Представитель ответчика ОАО «ЧЭМК» по доверенности Кагер А.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, она пояснила, что ответчик готов выплатить истцам компенсацию морального вреда в размере, установленном коллективным договором. Ответчик не является участником указанного истцом Отраслевого соглашения, в связи с чем положения данного соглашения не являются для него обязательными.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено и подтверждается пояснениями сторон, актом о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ,

что ДД.ММ.ГГГГ из-за нарушения технологического процесса в ОАО «ЧЭМК» произошел несчастный случай, в результате которого плавильщику ферросплавов цеха ФИО6 был причинен тяжкий вред здоровью в виде ожогов, повреждения дыхательных путей, шока, повлекший его смерть ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, вызванных причинением телесных повреждений средней степени тяжести, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Возмещение морального вреда представляет собой выплату денежной суммы, размер которой определяется исключительно судом, исходя из характера физических и нравственных страданий, которые оцениваются судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, учитывая при этом требования разумности и справедливости.

Представленными в деле документами подтверждается, что ФИО6 на день смерти проживал с семьей: женой Лукониной О.Н. и несовершеннолетними сыновьями: Владиславом ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Дмитрием ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Луконина О.Н. в судебном заседании пояснила, что не может выразить словами испытываемые ею чувства после смерти мужа, так как до сих пор не может поверить в случившееся и не в состоянии об этом говорить. В семье были очень хорошие отношения, муж любил детей, занимался их воспитанием. В настоящее время несмотря на то, что младшему сыну исполнилось всего 10 месяцев, она вынуждена выйти на работу, так как в г. Челябинске у нее нет родственников, они с мужем приехали на Урал с Украины, она является единственным кормильцем своих детей, и плательщиком кредита, который они с мужем взяли для покупки квартиры.

Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности в судебном заседании причинение Лукониной О.Н. и ее детям в результате смерти мужа и отца физических и нравственных страданий, выразившихся в стрессовом состоянии после смерти близкого родственника, ухудшении состоянии здоровья, невозможности в полной мере вести прежний образ жизни, вызвавшие необходимость в содержании и воспитании двух несовершеннолетних детей, погашения ипотеки.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает следующие обстоятельства: характер причиненных истцу и ее детям нравственных страданий, фактические обстоятельства причинения вреда - в результате несчастного случая на производстве, а также требования разумности и справедливости, и считает возможным взыскать в пользу Лукониной О.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4компенсацию морального вреда в размере 1 300 000 рублей.

Суд находит несостоятельными доводы сторон о том, что размер компенсации подлежит определению исходя из положений тарифного соглашения или коллективного договора, поскольку они противоречат нормам действующего законодательства, в соответствии с которым размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом предусмотренных законом обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск Лукониной О.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 частично.

Взыскать с Открытого акционерного общества «Челябинский электрометаллургический комбинат» в пользу Лукониной О.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, компенсацию морального вреда в размере 1 300 000 (одного миллиона трехсот тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:                                           М.А. Решетова