О взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации



Дело №2-1255/2011РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

23 июня 2011 года.

Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А.

при секретаре Резаковой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хибатуллиной З.У. к Управлению социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации

УСТАНОВИЛ:

Хибатуллина З.У. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска (далее - УСЗН) о взыскании за счет средств федерального бюджета убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.07.2000 г. по 31.07.2007 г. в сумме 48905 руб. 94 коп.

В обоснование иска указала, что эвакуирована из населенного пункта, находившегося на территории, загрязненной в результате аварии на ПО «Маяк», в связи с чем получает ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров (далее - продпаек).

Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 22.11.2007 г. в ее пользу была взыскана задолженность по выплатам на приобретение продовольственных товаров за указанный период единовременно в сумме 51533 руб. 58 коп. В связи с инфляцией несвоевременная выплата указанных сумм нарушила ее право, установленное Законом, причинило имущественный вред, который подлежит восстановлению путем индексации с применением индекса роста потребительских цен (далее - ИПЦ) без ограничения сроком исковой давности.

В дальнейшем истица уточнила исковые требования и просила взыскать убытки в сумме 38899 руб.79 коп.

В судебное заседание Хибатуллина З.У. не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца Отришко А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.

Представители УСЗН администрации Калининского района г. Челябинска, Министерства социальных отношений Челябинской области, Управления Федерального казначейства по Челябинской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представители УСЗН и МСО Челябинской области просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, МСО Челябинской области представило письменный отзыв с возражениями против иска со ссылкой на недоказанность наличия убытков; на пропуск срока исковой давности.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Хибатуллиной З.У. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается дубликатом удостоверением серии от 28.12.2005 г., что Хибатуллина З.У. является эвакуированной из населенного пункта пос. Течинской геолого-разведочной партии в 1957 году, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО !Маяк», сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (продпаек) в соответствии с п.6 ч.1 ст. 13 базового Закона.

Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 22.11.2007 г., вступившим в законную силу 14 декабря 2007 г. произведена индексация продпайка за период с 01.07.2000 г. по 31.07.2007 г., с УСЗН за счет средств федерального бюджета в пользу Хибатуллиной З.У. единовременно взыскана недополученная сумма денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров -51 533 руб. 58 коп.

Данное решение было исполнено ответчиком фактически 27.02. 2008 г. (выписка из лицевого счета по вкладу)

Вред, причинённый гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит возможно более полному по объёму возмещению, которое с учётом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом ЧАЭС.

Положениями части 3 статьи 5 Закона ЧАЭС (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 35 от 14 декабря 2000 года с изменениями и дополнениями, внесёнными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7 и от 11 мая 2007 года № 23, также указано, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесённого здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учётом индекса роста потребительских цен (далее - ИПЦ), рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.

По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным Законом ЧАЭС платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Из содержания статей 1,2,7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53, правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 01.12.1997 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, является конституционной обязанностью государства, Российской Федерации, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда.

При этом установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, являются правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации, а порядок индексации таких сумм может отличаться от порядка индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью.

Выплаты продпайка предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона ЧАЭС (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 года №179-ФЗ).

Частью 3 статьи 5 базового закона (в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. №31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Следует учитывать, что положения статьи 3 Закона ЧАЭС предусматривали право граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления продпайка был определен Федеральным законом от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство РФ, в том числе в Закон ЧАЭС, были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ и ст. 4 Федерального закона от 19.06.2000 г. №82-ФЗ установлено, что в 2000 г. выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30.06.2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83,49 руб.), а с 01 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 руб.

Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 07.08.2000 г. № 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона ЧАЭС внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона ЧАЭС гарантируется продпаекв размере 300 рублей.

Постановлением Конституционного суда РФ от 19 июня 2002 г. № 11 -П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления продпайка в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 847, от 07.05.2005 г. № 292, от 25.04.2006 г. № 246, от 21.03.2007 г. № 171, от 21.12.2007 г. № 914 (в редакции постановления Правительства РФ № 655 от 03.09.2008 г.) утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007 и 2008 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанными постановлениями Правительства РФ в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период, а также механизм возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.

Размер продпайка для граждан, к категории которых относится истец, составлял с 01.06. 2004 г. - 330 руб., с 01.01.2005 г. - 366,30 руб., с 01.01.2006 г. - 399,27 руб., с 01.01.2007 г. - 431,21 руб., с 01.01.2008 г. - 467,86 руб.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФот 24.04.2008 г. №ГКПИ08-525 по делу по заявлению В. О признании частично недействующим п. 1 приложения №1 к Правилам индексации в 2004 г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. №847) определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство РФ действовало в полном соответствии с ст. 1 Федерального закона от 26.04.2004 г., №31-ФЗ, ч.3 ст. 5 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1, поскольку каких - либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Данное в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. №35, в редакции от 05.04.2005 г. №7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснение о возможности индексации сумм возмещения вреда здоровью с учетом величины минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, а индексация продпайка, исходя их базовой суммы, Постановлением Конституционного Суда РФ №11-п не была признана неконституционной.

Таким образом, определенные по решению Калининского районного суда г. Челябинска от 22.11.2007 г. суммы продпайка значительно превышают размер выплат, на которые Хибатуллина З.У. вправе была рассчитывать в соответствии с действовавшим как на период ее обращения в суд с иском в 2007 г., так и действующим в настоящее время правовым регулирование.

Из сравнительного анализа механизма индексации размера продпайка, примененного судом в решении от 22.11.2007 г., и способа индексации, предусмотренного действующим законодательством, сопоставления полученных сумм очевидно, что имущественный вред у истца от инфляции и роста потребительских цен, о которых заявил Хибатуллина З.У. со ссылкой на п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. №35 и за которые несет ответственность государство, отсутствует.

Следовательно, законных оснований для взыскания заявленной истцом суммы убытков в связи с несвоевременной выплатой продпайка не имеется.

В соответствии с ст. 5 Закона ЧАЭС финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения в порядке, определяемом Правительством РФ, за счет средств казны РФ.

В связи с изложенным суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Хибатуллиной З.У.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Хибатуллиной З.У. полностью.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Калининский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:                Решетова М.А.