Решение по иску о постановке на учет и предоставлении жилого помещения.



Дело № 2-2977/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 года Калининский районный суд г.Челябинска в составе:

Председательствующего                                              Норик Е.Н.

с участием прокурора      Павловой А.В.

при секретаре                                                                           Мухиной М.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района г.Челябинска, заявленного в интересах Рыженковой А.А. к Администрации Калининского района г.Челябинска, Администрации г.Челябинска, Правительству Челябинской области о возложении обязанности по постановке на учет и предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Калининского района г.Челябинска обратился в суд с иском в интересах Рыженковой А.А., в котором просил обязать ответчиков принять Рыженкову А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить ей вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее 18 кв. м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Рыженкова А.А. является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При установлении над Рыженковой А.А. попечительства ФИО9 на возмездной основе не был решен вопрос о закреплении за несовершеннолетней жилого помещения. Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22.09.2008 г. признано незаконным распоряжение Главы администрации Калининского района г. Челябинска от 22.11.2007 г. о сохранении за Рыженковой А.А. права пользования жилым помещением - комнатой жилой площадью 16,4 кв.м. общей площадью 21,07 кв.м. в <адрес> и Рыженкова А.А. снята с учета для получения жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 30.06.2011 г. Рыженковой А.А. исполнилось 18 лет, тем самым попечительство над ней со стороны ФИО9 было прекращено. С 01.09.2010 г. Рыженкова А.А. обучается в ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» и с 01.07.2011 г. поставлена на неполное государственное обеспечение. В соответствии с действующим законодательством Рыженкова А.А. имеет право на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма, однако до настоящего времени жилье Рыженковой А.А. не предоставлено, что является нарушением ее права на внеочередное получение жилого помещения.

В судебном заседании прокурор ФИО5 настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в иске.

Рыженкова А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила, что действительно является лицом, из категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в связи с чем она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Представитель ответчиков - Администрации г.Челябинска и Администрации Калининского района г.Челябинска ФИО6 действующая по основании доверенностей от 11.01.2011 г. и от 11.07.011 г., в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что Рыженкова А.А. принята на учет для получения жилья, однако в связи с тем, что в настоящее время Рыженкова А.А. обучается в Челябинском государственном университете, жилое помещение будет предоставлено ей после окончания обучения в вузе и получения диплома.

Представитель УСЗН администрации Калининского района г.Челябинска ФИО7 действующая по доверенности от 11.01.2011 г., поддержала заявленные исковые требования прокурора.

Представитель ответчика - Правительства Челябинской области, в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представили письменный отзыв на исковое заявление, в котором указали, что обязанность предоставить в натуре жилое помещение Рыженковой А.А. в соответствии с действующим законодательством должна быть возложена на органы местного самоуправления, за счет средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам на эти цели.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, оценив их доводы в обоснование иска и в возражение против него, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

При разрешении спора по существу судом было установлено и подтверждено свидетельством о рождении серии I-ВН от 20.04.2001 г., что родителями Рыженковой А.А. являются ФИО2 и ФИО8

Согласно свидетельству о смерти серии I-ВН от 30.09.2005 г. ФИО8 умерла 15.01.2001 г.

Решением Ходжаевского межрайонного гражданского суда Республики Узбекистан от 19.03.2001 г., вступившим в законную силу 09.04.2001 г., ФИО2 был лишен родительских прав в отношении дочери ФИО3, 30.06.1993 года рождения.

Постановлением Хокима Текстильного района г.Бухары от 09.04.2001 г. разрешено изменение фамилии несовершеннолетней Головой А.А., 30.06.1996 года рождения, на фамилию матери «Рыженкова».

Распоряжением главы администрации Калининского района г.Челябинска от 03.06.2010 г. над несовершеннолетней Рыженковой А.А., 30.06.1993 года рождения, назначена попечителем на возмездной основе ФИО9

09.06.2010 г. между Администрацией Калининского района г.Челябинска и ФИО9 заключен договор о приемной семье за , по условиям которого несовершеннолетняя Рыженкова А.А., 1993 года рождения, передана на воспитание в приемную семью ФИО9

Распоряжением Главы администрации Калининского района г.Челябинска от 22.11.2007 г. за Рыженковой А.А., 30.06.1996 года рождения, сохранено право пользования жилым помещением - комнатой, жилой площадью 16,4 кв.м., общей площадью 21,07 кв.м. в <адрес>, Рыженкова А.А. снята с учета для получения жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 22.09.2008 г. распоряжение Главы администрации <адрес> от 22.11.2007 г. признано незаконным.

Постановлением Главы администрации Калининского района г.Челябинска от 20.06.2002 г. утвержден протокол заседания жилищной комиссии администрации района № 8 от 18.06.2002 г. по учету и распределению жилой площади, согласно которому Рыженкова А.А., 30.06.1993 года рождения принята на регистрационный учет для получения жилья как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В период с 09.06.2010 г. по 30.06.2011 г. Рыженкова А.А. проживала вместе со своим попечителем ФИО9 по адресу: <адрес>. С 01.09.2011 г. Рыженкова А.А. является студентом ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» и находится на неполном государственном обеспечении, что подтверждается справкой данного учреждения от 11.07.2011 г.

В связи с достижением Рыженковой А.А. 30.06.2011 г. совершеннолетия договор о приемной семье от 09.06.2010 г. прекратил свое действие (п.8.1 договора). В настоящее время Рыженкова А.А. проживает в комнате площадью 16,4 кв.м. по адресу: <адрес>, в которой фактически отсутствует кухня.

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В соответствии с частью 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В ст.5 названного Федерального закона определено, что предусмотренные Федеральным законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в ст.17 Закона Челябинской области -ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица, из их числа в возрасте до 23 лет, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Согласно Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 г. N 442-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье" государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части однократного обеспечения таких категорий граждан жилыми помещениями (подп.8 п.3) за счет субвенций из Фонда компенсаций областного бюджета.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 21.08.2008 г. за № 273 утвержден Порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями по договору социального найма, согласно которому жилые помещения указанной категории граждан предоставляются из муниципального жилищного фонда.

         Рыженкова А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, то есть социально незащищенной категории граждан, договор о приемной семье прекратил свое действие в связи с достижением ею совершеннолетия, и на основании вышеназванных правовых норм она имеет право на внеочередное получение жилья в домах социального использования по договору социального найма.

Имеющимися в деле доказательствами подтверждается и в судебном заседании не оспаривалось, что за Рыженковой А.А. жилых помещений в г.Челябинске не зарегистрировано, сведения о регистрации прав указанного лица на отдельные объекты недвижимости отсутствуют.

До настоящего времени жилое помещение Рыженковой А.А. не предоставлено. Данное обстоятельство не отрицается представителем Администрации Калининского района г. Челябинска.

Суд полагает, что указанным бездействием ответчика нарушены права Рыженковой А.А. на внеочередное получение жилого помещения, которые гарантированы государством.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Рыженкова А.А. принята на соответствующий учет в целях обеспечения в дальнейшем жилым помещением, то суд не находит оснований для удовлетворения требований в части возложения на Администрацию Калининского района г.Челябинска данной обязанности.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ст. 50 ЖК РФ).

В соответствии с Решением Челябинской городской Думы третьего созыва от 25 октября 2005 г. N7/9 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "город Челябинск" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет 18 (восемнадцать) квадратных метров общей площади на одного человека.

При указанных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора в части возложения на администрацию г.Челябинска предоставить Рыженковой А.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в г.Челябинске, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям за счет средств областного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Калининского района г.Челябинска, действующего в интересах Рыженковой А.А., удовлетворить частично.

Обязать Администрацию г.Челябинска за счет средств бюджета Челябинской области предоставить Рыженковой А.А., 30 июня 1993 года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное изолированное жилое помещение в г.Челябинске, общей площадью не менее 18 кв.м., соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в кассационную инстанцию Челябинского областного суда через Калининский районный суд г.Челябинска.

Председательствующий:                                                                Е.Н. Норик