Решение по иску о признании незаконным отказа в выдаче рецептов, обязании выдать рецепты, компенсации морального вреда.



Дело № 2-3716/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Плотниковой Л.В.

при секретаре Мухиной М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского района г. Челябинска, поданного в интересах ФИО9, к Муниципальному учреждению здравоохранения Городская клиническая больница г. Челябинска о признании незаконным отказа в выдаче рецептов, возложении обязанности по выписке рецептов независимо от финансирования, о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района г. Челябинска, действующий в интересах ФИО9., обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконными отказы в выдаче ФИО9 рецептов на получение лекарственного средства «панкреатин» в ноябре, декабре 2010 года, июне 2011 года, в занижении рекомендованной дозы указанного препарата в октябре 2010 года, мае 2011 года; возложении обязанности в дальнейшем выписывать рецепты на лекарственные средства в соответствии с назначенным лечением, независимо от финансирования; о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 рублей.

В обоснование иска указано, что ФИО9. является инвалидом 2-ой группы от общего заболевания и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами. Указанный препарат назначался гастроэнтерологом 9 упаковок на 1 месяц из расчета по 2 капсулы 3 раза в день, но в ноябре, декабре 2010 г., июне 2011 г. рецепты на данный препарат не выписывались, а в октябре 2010 и мае 2011 г. доза препарата была занижена в 2 раза из - за отсутствия финансирования. Отказ в выписке рецептов нарушило право ФИО9. на отсроченное обслуживание. Указанные действия (бездействия) ответчика повлекли ухудшение качества жизни ФИО9 она испытывала стресс, страх за состояние своего здоровья, чувствовала незащищенность, испытывала чувство унижения.

Истец ФИО9. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО3и представитель истца по доверенности ФИО4 поддержали исковые требования.

Представитель ответчика МУЗ ГКБ по доверенности ФИО5 исковые требования не признала. Суду пояснила, что выписка рецептов возможна в автоматизированном режиме в пределах запланированных и выделенных лимитов для лечебного учреждения. Возложение обязанности на будущее время противоречит действующему законодательству. Отсутствуют доказательства причинения ответчиком морального вреда истцу.

Представители третьих лиц: Министерства здравоохранения Челябинской области, Управления здравоохранения администрации г. Челябинска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В предыдущих судебных заседаниях представитель Министерства здравоохранения Челябинской области возражал против иска, ссылаясь на то, что заявка на финансирование формируется исходя из норматива, установленного Федеральным законом №178-ФЗ от 27.11.2009 г., при этом сумма фактически отпущенных истцу лекарств намного превышает установленный норматив.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования Прокурора Калининского района г. Челябинска, заявленные в интересах ФИО9 подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, ответом МУЗ ГКБ , что

ФИО9. является инвалидом второй группы от общего заболевания бессрочно, состоит на учете в МУЗ ГКБ Челябинска с диагнозом: <данные изъяты> <данные изъяты>

В соответствии с ст. 6.1., 6.2. Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 года (в редакции от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) ФИО9. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, который включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно - курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В рамках исполнения указанного федерального закона ФИО9 включена в Федеральный регистр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и СКЛ.

В соответствии с п. 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 328 от 29.12.2004 года, при обращении гражданина в лечебно-профилактическое учреждение врач по результатам осмотра, назначая лечение, выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные средства, предусмотренные Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 665 от 18 сентября 2006г.

Согласно данного Перечня лекарственный препарат панкреатин должен отпускаться лечебными учреждениями в рамках оказания дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, к которым относится ФИО9

Рекомендацией гастроэнтеролога - пульмонолога ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО9. назначен креон (панкреатин) 25 000 ЕД 2 капсулы 3 раза в день, при этом отмечено, что коррекция дозы креона после лечения дисбактериоза.

Консультациями гастроэнтеролога ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, гастроэнтеролога МУЗ ГКБ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что указанная доза креона (панкреатина) сохраняет свою актуальность в течение 2010 - 2011 г.г.

Ранее - ДД.ММ.ГГГГ гастроэнтеролог МУЗ ГКБ назначал креон 25 000 ЕД по одной капсуле 3 раза в день, для коррекции дозы креона ФИО9. ДД.ММ.ГГГГ дано направление на госпитализацию, от которой она отказалась.

На основании выписки из медицинской карты ФИО9., перечней рецептов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, карты гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств, рецептов установлено,

что при обращении ДД.ММ.ГГГГ ФИО9. выписан рецепт на препарат панкреатин 9 упаковок, но со сниженной дозировкой - 150мг ; ДД.ММ.ГГГГ выписан рецепт на препарат панкреатин 300 мг. , но всего 5 упаковок;

при обращении ДД.ММ.ГГГГ,16.11.2010 г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - креон не назначен;

ДД.ММ.ГГГГ креон 25 000 ЕД №20 назначен, но рецепт не выписан с отметкой, что нет в наличии.

Картой учета отпуска лекарственных средств за период с ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что выписанный истцу по рецепту ДД.ММ.ГГГГ панкреатин отпущен ДД.ММ.ГГГГ, по рецепту от ДД.ММ.ГГГГ - отпущен ДД.ММ.ГГГГ

Показаниями свидетеля ФИО7 - заведующей отделением врачей общей практики МУЗ ГКБ подтверждено, что гастроэнтеролог мог скорректировать дозу указанного лекарственного препарата, исходя из состояния здоровья пациента, а врач общей практики мог снизить дозировку из-за отсутствия препарата, при этом при отсутствии препарата в прикрепленной аптеке рецепт на него для отсроченного исполнения может быть распечатан в автоматизированном режиме только при условии подтверждения заявки Управлением здравоохранения Администрации г. Челябинска.

Учитывая, что осмотра ФИО9. гастроэнтерологом до ДД.ММ.ГГГГ не было, снижение врачом общей практики дозировки препарата креон в октябре 2010 г. является необоснованным.

При наличии консультаций гастроэнтеролога ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и гастроэнтеролога МУЗ ГКБ от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости приема препарата креон 25 000 ЕД 3 раза в день по 2 капсулы снижение дозировки врачом общей практики в мае 2011 г. до 5 упаковок является необоснованным.

Таким образом, судом достоверно установлено, что ответчиком незаконно отказано ФИО9. в выписке рецептов на панкреатин в ноябре, декабре 2010 г. и июне 2011 г., и необоснованно снижена дозировка данного препарата в октябре 2010 г. и мае 2011 г.

Такие бездействия (действия) нарушают гарантированное Конституцией РФ, федеральным законом право ФИО9 на получение медицинской помощи и государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами.

Доводы представителей ответчика и третьего лица о недостаточности нормативов финансирования не имеют юридического значения, так как Федеральный закон «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.07.1999 г. имеет прямое действие и не содержит норм, связывающих предоставление данного вида государственной финансовой помощи с лимитами финансирования.

Пациенту могут быть выданы и аналоги лекарственных средств, что установлено п. 2.7. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 328 от 29.12.2004 г. (далее - Порядок).

Кроме того, отказ в выписке рецептов на лекарственные препараты, нарушило право истца на отсроченное обслуживание, установленное п. 2.7 Порядка, согласно которого в случае временного отсутствия лекарственных средств…, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание и осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного перечнем средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства вновь выписанному рецепту.

Таким образом, суд считает, что отказ в выдаче ФИО9 рецептов на получение препаратапанкреатин (креон) в ноябре, декабре 2010 г., июне 2011 г., и необоснованное снижение дозировка данного препарата в октябре 2010 г. и мае 2011 г. являются незаконными, в этой части исковые требования истца подлежат удовлетворению.

Требования о возложении на ответчика обязанности в дальнейшем, при назначении истцу лечения, выписывать ФИО9. рецепты на лекарственные препараты в соответствии с назначенным лечением, удовлетворению не подлежат, так как, следуя ст.ст. 11,12 ГК РФ, судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые гражданские права. Фактически требования прокурора направлены на защиту прав ФИО9. на будущее время, что противоречит положениям вышеназванных норм материального права.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физических и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права и нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации вреда. Согласно абзацу 2 ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации суд принимает степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии со ст.ст. 1064, 1101 ГК РФ вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению лицом, причинившем его…. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

ФИО9 в виду отказа ответчиком в выдаче рецептов на получение лекарственного препарата панкреатин и снижения его дозировки были причины физические и нравственные страдания, выразившиеся в ухудшении качества жизни ФИО9. при отсутствии необходимого препарата, показанного ей по медицинским показаниям. В связи с этим ФИО9. нервничала, испытывала страх за состояние своего здоровья, чувствовала незащищенность.

При таких обстоятельствах доводы искового заявления о причинении истцу физических и нравственных страданий вследствие ухудшения качества жизни при отсутствии или недостаточности необходимого лекарственного средства, нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

Учитывая индивидуальные особенности истца - состояние здоровья ФИО9., характер ее переживаний, суд считает, что исковые требования о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 500 руб. подлежат удовлетворению, данная сумма соответствует требованиям разумности и справедливости, в остальной части требования не подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что исковые требования Прокурора Калининского района г. Челябинска, заявленные в интересах ФИО9., удовлетворены частично, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Калининского района г. Челябинск, заявленные в интересах ФИО9, удовлетворить частично.

Признать отказы Муниципального учреждения здравоохранения Городская клиническая больница <адрес> в выдаче ФИО9 рецептов на получение лекарственного препарата «панкреатин» в ноябре, декабре 2010 года, июне 2011 года, в занижении рекомендованной дозы указанного препарата в октябре 2010 года, мае 2011 года незаконными.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения Городская клиническая больница <адрес> в пользу ФИО9 компенсацию морального вреда в сумме 500 рублей.

В удовлетворении исковых требований ФИО9 в остальной части отказать.

Взыскать с Муниципального учреждения здравоохранения Городская клиническая больница <адрес> в доход местного бюджета госпошлину в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

           

Председательствующий                                           Л.В. Плотникова