Дело №2-40172011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. 25 ноября 2011 года. Калининский районный суд г.Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А. при секретаре Резаковой Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герц В. А., Герц Е. Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, к администрации Калининского района г. Челябинска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», УСТАНОВИЛ: Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения Администрации Калининского района г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в городе Челябинске на 2011 - 2013 годы, утвержденной Распоряжением Администрации города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указали, что при обращении в Администрацию Калининского района г. Челябинска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий им было незаконно отказано на том основании, что не представлен полный комплект необходимых документов. Считаеют, что данный отказ является незаконным, так как представленный ими пакет документов является исчерпывающим. В дальнейшем истцы уточнили исковые требования, просили признать незаконными решения администрации Калининского района г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку полагали, что отвечают всем условиям данной подпрограммы и имеют право на участие в ней. В судебном заседании истец Герц В.А. настаивал на удовлетворении исковых требования и пояснил, что на момент снятия с регистрационного учета из квартиры матери по адресу: <адрес>, п<адрес> Герц Е.Н. проживала совместно с ним одной семьей в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. В результате снятия с регистрационного учета из квартиры, принадлежащей матери, жилищные условия Герц Е.Н. не были ухудшены намеренно, так как фактически в указанной квартире она не проживала, право пользования этой квартирой у нее отсутствовало, членом семьи своей матери она не являлась, проживала с мужем в квартиру по <адрес>. Герц Е.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3 в судебное заседание не явилась, напарвила заявление о рассмотрени дела в ее отсутствие. Представитель истцов ФИО5, действующий по доверенности, поддержал исковые требования и пояснил, что отказ Герц Е.Н. от принятия наследства нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку на момент отказа от наследства ей не было известно о подпрограмме и намерения в ней участвовать у нее не было. Представитель ответчика администрации Калининского района г.Челябинска Францева Н.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на законность решений, вынесенных администрацией района, и отсутствие оснований для признания истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий для целей участия в подпрограмме. В обоснование возражений на иск указала, что истцами совершены действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях: Герц Е.Н. снялась с регистрационного учета в квартире, в которой ранее была зарегистрирована и имела право проживания. На каждого члена семьи истцов до снятия Герц Е.Н. с регистрационного учета по данному адресу приходилось более 10 кв. м. общей площади занимаемых жилых помещений. Жилищным законодательством предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, то есть при условии отнесения к категории малоимущих. Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам: В судебном заседании установлено и подтверждается пояснениями истцов и их представителя, ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении серии 1-ИВ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о заключении брака серии 1-ИВ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о регистрации по месту жительства № от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, договором безвозмездной передачи квартиры в общую (долевую) собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о принадлежности объекта недвижимости, справкой ООО «ДЕЗ Калининского района» г.Челябинска от 26 октября 2011 года, справкой ТД «Стрела» №,заявлением от 14.09.2011 г., кадастровым паспортом помещения от 23 августа 201 года, что ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между Герц В.А. и ФИО7, после вступления в брак ФИО7 присвоена фамилия ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ у Герц В.А. и Герц Е.Н. родилась дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ между Герц В.А., действующим по доверенности от имени ФИО8 - продавцом и ФИО9 - покупателем заключен договор купли-продажи, по условиям которого продавец продал, а ФИО9 купила квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 33,90 кв.м., состоящую из одной комнаты. Право собственности ФИО9 на данное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о регистрации права. В указанной квартиры зарегистрированы по месту жительства Герц Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ, Герц В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, 2001 г.р., с ДД.ММ.ГГГГ. Герц Е.Н. с несовершеннолетней дочерью ФИО3 до ДД.ММ.ГГГГ были зарегистрированы в <адрес> по п<адрес> в <адрес>, которая принадлежит матери Герц Е.Н. - ФИО10 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности ФИО10 на указанную квартиру зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права собственности серии <адрес>). Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Герц Е.Н. отказалась от наследства после смерти наследодателя ФИО11, состоящего в том числе, из 1/2 доли в праве собственности на указанную квартиру, в пользу ФИО10 В соответствии с договором безвозмездной передачи квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> общей площадью 69, 4 кв.м., передана в совместную собственность ФИО12, ФИО9, Герц В.А. 1/12 доля в праве собственности на указанную квартиру принадлежит на праве совместной собственности Герц В.А., ФИО13, ФИО9; 3/4 доли в ней принадлежит данным лицам на праве совместной собственности (справка ОГУП «Обл.ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с кадастровым паспортом помещения от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь указанной выше квартиры составляет 66,3 кв.м. Жилых помещений на праве собственности за Герц Е.Н. и ФИО3, 2001 года рождения, не зарегистрировано (уведомления Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в администрацию <адрес> с заявлением о признании их семьи, состоящей из 3 человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». ДД.ММ.ГГГГ администрацией района истцам предложено дополнительно представить документы: свидетельство о государственной регистрации права собственности, свидетельство о праве на наследство по закону, договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> указано, что до получения данных документов принятие решения по заявлению не представляется возможным. Как следует из пояснений истцов в судебном заседании, указанные в письме документы были предоставлены в администрацию района. ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> истцам было отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием оснований, поскольку они совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях с намерением приобретения права состоять на таком учете. В соответствии с преамбулой подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в <адрес> на 2011-2013 годы, основной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы обеспечения жильем молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Участником подпрограммы может быть молодая семья, постоянно проживающая на территории <адрес>, соответствующая следующим условиям: -возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не превышает 35 лет; -признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 4, п. 5 настоящей подпрограммы; -наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно пп. 4, пп. 5 п. 1 главы 7 подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в настоящей подпрограмме осуществляется администрацией района <адрес> по месту постоянного жительства (регистрации по месту жительства) молодой семьи. Таким образом, данная подпрограмма не содержит специальных условий признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем подлежат применению нормы действующего жилищного законодательства. В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются: - не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения -являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из представленных истцами документов следует, что истцы на момент обращения в администрацию района не являлись нанимателями жилых помещений по договору социального найма. Герц В.А. на тот момент принадлежала 1\3 доля в праве собственности на <адрес> по п<адрес> в <адрес>, общей площадью 66,3 кв.м., истцы занимали по договору коммерческого найма однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 33,9 кв.м., в которой зарегистрированы по месту жительства все члены семьи,, что свидетельствует о том, что они имели обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (66.3 кв.: 3 собственников : на 3 членов семьи). Пояснениями истцов подтверждается, что фактически они проживают своей семьей в <адрес>, занимают данное помещение по договору коммерческого найма, членами семьи матери Герц Е.Н. - ФИО10 не являются. В силу ст.2 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах РФ» каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ. Статья 53 ЖК РФ не содержит перечень действий, которые могут быть расценены как действия, совершенные для намеренного ухудшения жилищных условий. Из смысла данной нормы права следует, что такие действия должны быть совершены с умыслом, направленным на сознательное ухудшение жилищных условий, их целью является признание данного гражданина нуждающимся в жилом помещении. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что действия Герц Е.Н. по изменению места регистрации не могут являться действиями, направленными на намеренное ухудшение жилищных условий. Регистрация Герц Е.Н. в квартире, в которой они фактически проживают, свидетельствует об исполнении ими требований законодательства, обязывающих граждан регистрироваться по месту жительства (ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), то есть в соответствии с местом фактического жительства. Таким образом, при определении нуждаемости семьи ФИО15 в улучшении жилищных условий должна учитываться общая площадь жилых помещений, принадлежащих истцам на праве собственности, которая составляет 22.3 кв.м. В связи с тем, что семья истцов состит из 3 человек, следовательно, на каждого проживающегося приходится менее учетной нормы, установленной в г. Челябинске в размере 10 кв. м., что свидетельствует о том, что указанная семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, и имеет право участвовать в подпрограмме «Жилье для молодых семей». Истцами при обращении в администрацию Калининского района г.Челябинска, уполномоченную рассматривать заявления о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, были представлены все необходимые документы, предусмотренные пп. 5 п. 1 главы 7 данной подпрограммы. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Калининского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку он нарушает права истцов на участие в указанной подпрограмме, создает препятствие в их реализации. Нарушенные права истцов подлежат восстановлению путем признания отказа администрации района незаконным и признании семьи ФИО15 нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части признания незаконым решения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данным документов вопрос по существу решен не был, истцоам было предложено представить дополнительные документы, что в последствии ими было выполнено. Следовательно, данным решение права истцов нарушены не были, поскольку никаких препятствий в их реализации, и дополнительные обязанности на них возложены не были. Дело №2-4017/2011 Резолютивная часть РЕШЕНИЯ Именем Российской Федерации. 25 ноября 2011 года. Калининский районный суд г.Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А. при секретаре Резаковой Л.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герц В. А., Герц Е. Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Герц Ольги Вячеславовны, к администрации Калининского района г. Челябинска о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -197 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Удовлетворить иск Герц В. А., Герц Е. Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, частично. Признать незаконными решения администрации Калининского района г. Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании семьи Герц В. А. и Герц Е. Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в <адрес> на 2011-2013 годы, утвержденной Распоряжением администрации города Челябинска № от ДД.ММ.ГГГГ. Признать семью Герц В. А. и Герц Е. Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в указанной подпрограмме. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Калининский районный суд г. Челябинска. Председательствующий: М.А. Решетова.