О взыскании компенсации морального вреда



Дело № 2-4620/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

28 декабря 2011 года.

Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А.

при секретаре Максимове А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бухариной С. П. к ООО «Транспортная компания ЖБИ-1» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бухарина С.П. обратилась в суд с иском к ООО «Транспортная компания «ЖБИ-1» о взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что ее сын, ФИО3, работал в ООО «Транспортная компания «ЖБИ-1» составителем подразделения промышленно-железнодорожного транспорта. ДД.ММ.ГГГГ при исполнении ФИО3 трудовых обязанностей произошел несчастный случай, в результате которого ФИО3 погиб от полученных повреждений. В связи с утратой сына истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях. Она испытала шок, стала плохо спать по ночам, находилась в стрессовом состоянии, проходила длительный курс лечения, ее беспокоят постоянные кошмары, переживания за будущее младшего сына, обострились хронические заболевания.

В судебном заседании истец Бухарина С.П. настаивала на исковых требованиях по основаниям, указанным в иске, и пояснила, что после гибели сына вынуждена была принимать успокоительные препараты и лекарства, не могла ходить на работу и выполнять свои трудовые обязанности, испытывает нервные срывы, страдает бессонницей, депрессивным состоянием, до сих пор проходит лечение у психотерапевта, ей стало тяжело общаться с людьми, сын проживал с ней и был ее опорой.

Представитель истца ФИО4, действующая по устному ходатайству, исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что причиненный вред подлежит возмещению ответчиком в полном объеме, поскольку отсутствует вина потерпевшего в причинении ему вреда.

Представитель ответчика ООО «Транспортная компания ЖБИ-1» ФИО5, действующий на основании ордера, исковые требования признал частично, не оспаривал факт несчастного случая и пояснил, что со стороны ответчика оказывалась помощь родственникам в организации похорон и оказании медицинской помощи. Возражал против взыскания компенсации морального вреда в указанном истцом размере, просил уменьшить его с учетом требований разумности и справедливости, имущественного положения ответчика, а также того обстоятельства, что причинение вреда произошло вследствие грубой неосторожности самого потерпевшего.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается пояснениями сторон, актом о несчастном случае на производстве, свидетельством о смерти серии 111-ИВ от ДД.ММ.ГГГГ, актом медицинского освидетельствования о смерти серии 75 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о рождении серии VI-ИВ от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ООО ПЖРЭО «Курчатовского района» от ДД.ММ.ГГГГ, договором об обязательством пенсионном страховании от ДД.ММ.ГГГГ, что

ДД.ММ.ГГГГ между Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Уральский государственный университет путей сообщения» и ФИО3 заключен договор на обучение , в соответствии с которым университет оказывает ФИО3 образовательные услуги по специальности организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт) с присвоением квалификации инженер путей сообщения.

Приказом ООО «Транспортная компания ЖБИ-1» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принят на работу в ООО «Транспортная компания ЖБИ-1» монтером путей 3 разряда на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Транспортная компания ЖБИ-1» при выполнении маневренных работ на подъездном железнодорожном пути в связи с нарушением организации и проведения подготовки работников по охране труда произошел несчастный случай, в результате которого составителю поезда ФИО3 причинен вред здоровью, относящийся к категории тяжких, в виде размозжения средней и верхней трети левого предплечья, травматическому шоку 3-4 степени, что привело к травматической ампутации верхней трети левого бедра.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с полученными повреждениями ФИО3 умер в стационаре МУЗ ГКБ , о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о регистрации смерти, что подтверждается свидетельством о смерти серии 111-ИВ от ДД.ММ.ГГГГ, медицинским свидетельством о смерти серии 75 от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом (распоряжением) ООО «Транспортная компания ЖБИ-1» от ДД.ММ.ГГГГ срок действия трудового договора, заключенного с ФИО3, прекращен, работник уволен ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 83 п. 6 ч. 1 Трудового кодекса РФ в связи со смертью.

Указанные обстоятельства подтверждаются Актом о несчастном случае на производстве, в соответствии с которым причиной несчастного случая явились недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, а именно непроведение первичного инструктажа по охране труда и профессионального обучения и проверки знаний по охране труда.

В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

     В силу статьи 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины.

     Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и других объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.

        Принимая во внимание особые свойства промышленного железнодорожного транспорта, создающего повышенную опасность причинения вреда, суд считает возможным признать данную деятельность, в результате осуществления которой был причинен вред жизни и здоровью ФИО3, источником повышенной опасности.

В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, вызванных причинением телесных повреждений средней степени тяжести, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Возмещение морального вреда представляет собой выплату денежной суммы, размер которой определяется исключительно судом, исходя из характера физических и нравственных страданий, которые оцениваются судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, учитывая при этом требования разумности и справедливости.

Пояснениями истца подтверждается, что в результате смерти сына она испытывает депрессию, стресс, нервные срывы из-за потери близкого человека, страдает бессонницей, ей стало тяжело общаться с людьми, в связи с чем она с трудом справляется со своими обязанностями по месту работы, что отрицательно сказывается на ее душевном равновесии и вызывает необходимость обращаться за медицинской помощью, так как она не может справиться со своим состояниям, часто бывают нервные срывы, сопровождающиеся слезами, истерикой.

Свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ФИО3 являлся родным сыном истицы.

Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности в судебном заседании причинения Бухариной С.П. в связи со смертью члена ее семьи в результате несчастного случая на производстве нравственных страданий, выразившихся в переживаниях поводу утраты сына, стрессовом состоянии, душевных расстройствах.

Учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ).

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда истице суд учитывает следующие обстоятельства: характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства причинения вреда - в связи со смертью члена семьи в результате несчастного случая на производстве, а также требования разумности и справедливости, и считает возможным взыскать в пользу Бухариной С.П. компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в сумме 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск Бухариной С. П. частично.

Взыскать с ООО «Транспортная компания ЖБИ-1» в пользу Бухариной С. П. компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд <адрес>.

Председательствующий:                                           М.А. Решетова