Дело № 2-1364/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 05 мая 2011 года г. Челябинск Калининский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Знамеровского Р.В., при секретаре Иванюк П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Скутельникова А.В. о признании незаконным отказа отдела военного комиссариата Челябинской области по Калининскому району г.Челябинска о направлении на повторное медицинское освидетельствование и обязании организовать повторное медицинское освидетельствование, у с т а н о в и л: Скутельников А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа отдела военного комиссариата Челябинской области по Калининскому району г.Челябинска в направлении на повторное медицинское освидетельствование и обязании организовать повторное медицинское освидетельствование. В обоснование заявления Скутельников А.В. указывает, что 20 мая 2008 года военно-врачебной комиссией военного комиссариата Калининского района г.Челябинска он был признан ограниченно годным к военной службе, освобожден от призыва и зачислен в запас Вооруженных Сил РФ. Впоследствии состояние здоровья улучшилось, и Скутельников А.В. обратился с заявлением в военный комиссариат Калининского района г.Челябинска о выдаче направления на медицинское переосвидетельствование, но получил отказ. Данный отказ считает незаконным, поскольку противоречит ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Конституции РФ. Отказ в даче направления на повторное медицинское освидетельствование нарушает права и свободы Скутельникова А.В. и делает невозможным поступление в высшие учебные заведения по специальностям, предъявляющим требования к состоянию здоровья и получение высшего образования. Заявитель Скутельников А.В., его представитель адвокат Турбин Ю.С. в судебном заседании на доводах заявления настаивали. Представитель заинтересованного лица военного комиссариата Калининского района г.Челябинска - Ваганова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования Скутельникова А.В. не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что обязанности проводить повторное медицинское освидетельствование граждан, признанных ограниченно годными к военной службе нет. Выслушав Скутельникова А.В., его представителя Турбина Ю.С., представителя военного комиссариата Калининского района г.Челябинска Ваганову Е.А. и исследовав материалы гражданского дела и проверив доводы заявления, суд считает заявление Скутельникова А.В. не подлежащим удовлетворению. Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом было установлено, что в связи с тем, что Скутельников А.В., 03.09.1983 года рождения, на основании медицинского освидетельствования был признан ограниченно годным к военной службе, решением призывной комиссии Калининского района от 20 мая 2008 года он был освобожден от призыва на военную службу и зачислен в запас. Скутельников А.В. 01 февраля 2011 года обратился с заявлением в военный комиссариат Калининского района г.Челябинска с просьбой выдать направление на медицинское освидетельствование для изменения записи в военном билете на «признан годным к военной службе». В ответе на заявление начальник военного комиссариата Калининского района г.Челябинска от 11.02.2011г. указал, что Скутельников А.В. не подлежит повторному медицинскому освидетельствованию. Согласно п.1 ст.5.1 Федерального закона от 28.03.198г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. Таким образом, порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. Указанное Положение не устанавливает обязательное проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, признанных ограниченно годными к военной службе. Скутельников А.В. обратился в медицинское учреждение для проведения обследования в январе 2011 года, с заявлением в комиссариат также в 2011 году, когда уже достиг возраста 27 лет и не подлежал призыву в ряды Вооруженных Сил РФ по возрасту. Следовательно, в связи с тем, что призывной возраст граждан в РФ составляет 27 лет, вопрос о годности Скутельникова А.В. к военной службе в настоящее время никакого значения не имеет, никаких последствий не влечет. Довод заявителя на нарушение его конституционных прав является необоснованным, поскольку пункт 3 статьи 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" делегировал определение порядка организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Правительство Российской Федерации, действуя в рамках реализации названного полномочия, приняло постановление от 31 декабря 2004 года N 886, в пункте 19 которого признало утратившим силу абзац первый пункта 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривавший обязательное периодическое медицинское освидетельствование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, изменилось или нет состояние их здоровья, что следует из Определения Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2010 г. № 1679-О-О. Кроме того, заявитель Скутельников А.В. указывает, что обжалуемый им отказ в направлении на медицинское освидетельствование делает невозможным поступление в высшие учебные заведения по специальностям, предъявляющим требования к состоянию здоровья и получение им высшего образования. Вместе с тем, заявителем не было представлено доказательств того, что ему было отказано в приеме документов на поступление в учебные заведения по причине записи в военном билете об ограниченной годности к военной службе. Из представленных заявителем различных правил приема в Бугурусланское летное училище гражданской авиации, в соответствии с п.1.4, п.1.5, приемная комиссия направляет абитуриентов для медицинского освидетельствования во врачебно-летную экспертную комиссию. Следовательно, при приеме в указанное учебное заведение вопрос о годности к учебе определяется врачебно-летной экспертной комиссией, а не решением военного комиссариата Калининского района г.Челябинска. При этом также суд учитывает, что в заявлении в военный комиссариат Калининского района г.Челябинска от 01.02.2011г. Скутельников А.В. не указывал о том, что прохождение повторного медицинского освидетельствования ему необходимо для поступления в высшие учебные заведения. Из изложенного следует, что заявителем Скутельниковым А.В. не было представлено суду доказательств нарушения его прав и свобод отказом военного комиссариата Калининского района г.Челябинска в направлении на медицинское освидетельствование. Таким образом, законных оснований для удовлетворения заявления Скутельников А.В. не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Скутельникова А.В. о признании незаконным отказа отдела военного комиссариата Челябинской области по Калининскому району г.Челябинска о направлении на повторное медицинское освидетельствование и обязании организовать повторное медицинское освидетельствование отказать. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Председательствующий Р.В. Знамеровский