Взыскание убытков в свяязи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров



Дело №2-4325/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

30 декабря 2011 года.

Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А.

при секретаре Максимове А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайнитдиновой Майкамал к Управлению социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

УСТАНОВИЛ:

Гайнитдинова М. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Калининского района г. Челябинска о взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, установленной Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 38268 руб. 46 коп.

В обоснование заявленных исковых требований истица указала, что является эвакуированной с места жительства в связи с аварией на ПО «Маяк» в 1957 году, в связи с чем получает выплаты в возмещение вреда здоровью на приобретение продовольственных товаров. Решением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в ее пользу была взыскана задолженность по указанным выплатам, которые должны быть проиндексированы с учетом роста потребительских цен, что способствует восстановлению покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных истице. Задержка выплаты назначенных сумм денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в связи с инфляционным процессами в стране причинило истице имущественный вред, который подлежит полному возмещению путем применения механизма индексации указанных выплат с учетом индекса потребительских цен.

В судебное заседание истица не явился, извещена надлежащим образом, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца ФИО3, действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанными в иске.

Представитель УСЗН ФИО8 действующая по доверенности, возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на своевременную выплату полагающихся истице по решению суда выплат, ссылалась на большие погрешности в представленном истцом расчете исковых требований.

Представители Министерства социальных отношений <адрес>, Управления Федерального казначейства по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования Ганитдиновой М. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и подтверждается вступившим в законную силу решением Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что истица является эвакуированной из населенного пункта <адрес> геолого-разведочной партии в 1957 году и имеет право на льготы, установленные пунктом 6 части 1 ст.13 базового закона, в том числе и на ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Указанным решением суда Гайнитдиновой М произведена индексация продпайка за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. применением индексов роста минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ; роста величины прожиточного минимума в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ; индексов роста инфляции с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с УСЗН за счет средств казны федерального бюджета в пользу истицы взыскана денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за указанный период в сумме 53537 руб. 05 коп.; на УСЗН возложена обязанность по выплате истице указанной выплаты в сумме 1217 руб. 49 коп., начиная с ДД.ММ.ГГГГ с последующей ежегодной индексацией этих сумм в соответствии с действующим законодательством.Решение суда было исполнено в марте 2008 года путем выплаты истице взысканных судом денежных средств.

Из содержания статей 1, 2 и 7 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53, правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, является конституционной обязанностью государства, Российской Федерации, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда.

При этом установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации; а порядок индексации таких выплат может отличаться от порядка индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров эвакуированным из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", предусмотрены п.3 ч.1 ст. 15     Чернобыльского Закона.

Частью 3 статьи 5 Чернобыльского Закона (в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на ДД.ММ.ГГГГ (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с ДД.ММ.ГГГГ - исходя из базовой суммы 100 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере оплаты труда» и от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда <адрес>, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила индексации в 2004 - 2011 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период, а также механизм возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.

Размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров для граждан, к категории которых относится истец, составлял с ДД.ММ.ГГГГ -166,98 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 200 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 220 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 244,20 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 266,18 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 287,47 руб., с ДД.ММ.ГГГГ -317,65 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 358,94 руб., с ДД.ММ.ГГГГ - 394,83 руб., с ДД.ММ.ГГГГ-420,49 руб.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ08-525 по делу о признании частично недействующим п. 1 приложения к Правилам индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ), определено, что, устанавливая порядок индексации размера компенсационных выплат, Правительство Российской Федерации действовало в полном соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ, ч. 3 ст. 5 Чернобыльского Закона, поскольку каких-либо других критериев индексации названных выплат и компенсаций данными Законами не предусмотрено.

Данное в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в редакции от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснение о возможности индексации сумм возмещения вреда здоровью с учетом величины минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, исходя из базовой суммы, Постановлением Конституционного Суда РФ -П, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Таким образом, определенные по решению Калининского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суммы компенсаций на приобретение продовольственных товаров значительно превышают размер выплат, на которые Гайнитдинова М. вправе была рассчитывать в соответствии с действовавшим как на период ее обращения в суд с иском в 2007 году, так и действующим в настоящее время правовым регулированием.

Из сравнительного анализа механизма индексации размера компенсаций на приобретение продовольственных товаров, примененного судом в решении от ДД.ММ.ГГГГ, и способа индексации, предусмотренного действующим законодательством, сопоставления полученных сумм, очевидно, что имущественный вред у истца от инфляции и роста потребительских цен, о которых заявила Гайнитдинова М. и за которые несет ответственность государство, отсутствует.

Руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении иска Гайнитдиновой Майкамал полностью.

Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Калининский районный суд <адрес>.

Председательствующий:               М.А. Решетова.