Дело № 2-3468/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 октября 2011 г. г. Челябинск Калининский районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Жуковой Н.А., при секретаре Горюхиной О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Темниковой С. А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, У С Т А Н О В И Л: Темникова С.А. обратилась в суд с исковыми требованиями к ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> (далее по тексту - ТУ ФАУГИ) о признании права собственности в порядке приватизации на <адрес>А по <адрес> в <адрес>. В обоснование исковых требований указала, что на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ истец является нанимателем <адрес>А по <адрес> в <адрес>. Указанное жилое помещение находится в собственности государства и в оперативном управлении Челябинского областного суда. По условиям договора социального найма указанное жилое помещение Челябинский областной суд передал Темниковой С.А. в бессрочное владение и пользование для проживания в нем совместно с членом семьи ФИО4 Занимаемая квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащим приватизации, которые указаны в ст. 4 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в собственность граждан не передавалась. МУП «Центр приватизации жилья» с ДД.ММ.ГГГГ не имеет полномочий на заключение договоров безвозмездной передачи жилых помещений, являющихся собственностью РФ, закрепленных на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, в собственность граждан. Поэтому право на безвозмездное получение занимаемого жилого помещения в собственность может быть защищено только в судебном порядке. ФИО4 против передачи жилого помещения в собственность истца не возражает, самостоятельных исковых требований не заявляет, ранее принимал участие в приватизации жилого помещения. Ранее право на получение в собственность в порядке приватизации жилого помещения, находящегося в государственной собственности, истцом не использовалось, другого жилья на праве собственности или по договору найма не имеет. Истец Темникова С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика ТУ ФАУГИ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в судебное заседание и возражения по иску не представили. Представитель третьего лица Челябинского областного суда в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, по существу заявленных требований представили письменный отзыв, в котором не возражали против удовлетворения исковых требований. Представитель третьего лица МУП «Центр приватизации жилья» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, возражения по иску не представили. . Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, по существу заявленных требований представил письменный отзыв, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований. Изучив письменные материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. При разрешении спора по существу судом было установлено и достоверно подтверждается совокупностью добытых доказательств, что Темникова С.А. работала с ДД.ММ.ГГГГ судьей Курчатовского районного суда <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает судьей Челябинского областного суда. Решением жилищно-бытовой комиссии Челябинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ истец была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ранее, работая судьей Курчатовского районного суда <адрес>, Управлением Судебного департамента в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовая комиссия Челябинского областного суда, рассмотрев списки очередности и представленные документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий, приняла решение улучшить жилищные условия Темниковой С.А. путем приобретения однокомнатной квартиры. На основании заключенного государственного контракта купли-продажи недвижимого имущества №/А от ДД.ММ.ГГГГ Челябинский областной суд приобрел в собственность Российской Федерации однокомнатную квартиру общей площадью 40,1 кв.м, расположенную по адресу: <адрес> Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р указанная квартира закреплена на праве оперативного управления за государственным учреждением Челябинской областной суд. Право оперативного управления Челябинского областного суда на указанное жилое помещение зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ На основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Темниковой С.А. и членам её семьи была передана в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> С.А. и её сын ФИО4 зарегистрированы по месту жительства в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 воспользовался правом на приватизацию путем участия в приватизации <адрес> по Комсомольскому проспекте в <адрес>. Темникова С.А. не пользовалась правом на приватизацию, не имеет на праве собственности и пользовании другое жилое помещение, в приватизации спорной квартиры ей отказано МУП «Центр по приватизации жилья» ДД.ММ.ГГГГ Частью 3 статьи 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв.м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно. Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в статью 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которой судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством РФ, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам РФ, в порядке, установленном Правительством РФ. Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительством РФ было издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году», пролонгированное постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № (в настоящее время действует постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями»), согласно которому ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному суду РФ, Генеральной Прокуратуре РФ и Судебному департаменту при Верховном суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду РФ. Таким образом, законодатель отменил ранее установленный механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств и делегировал полномочия по обеспечению реализации соответствующей гарантии независимости судей Правительству РФ, никак не определив границы этого полномочия. Правительство РФ, в свою очередь, урегулировало указанными подзаконными актами не только порядок использования средств федерального бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий судей, но и некоторые элементы правового режима, распространяющегося на передаваемые им жилые помещения. Согласно статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92-98 Жилищного кодекса РФ. В силу статьи 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде отдельной квартиры. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти РФ - в жилищном фонде РФ. При этом определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда РФ гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента РФ, определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации (пункты 6 и 7 части 1 статьи 12 Жилищного кодекса РФ). Конституционный суд РФ указал, что по смыслу положений Федерального конституционного закона о судебной системе, прежде всего его статьи 5, Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации» и Закона «О статусе судей в Российской Федерации» в их нормативном единстве, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе, который, в частности, должен был бы определить четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судья может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, сроки предоставления и правовой режим жилых помещений, а также порядок введения в действие соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуская снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения. Эти вопросы, поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным законодателем, не могут быть предметом делегирования Правительству РФ и разрешаться по его усмотрению. Указанным постановлением Конституционный Суд РФ признал несоответствующим Конституции Российской Федерации оспоренное ВАС РФ законоположение в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым снижения уровня гарантий материального обеспечения судей, и обязал федерального законодателя надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу части 3 статьи 79 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Согласно определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О юридическим последствием решения Конституционного Суда РФ о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ такие акты не могут применяться и реализовываться каким - либо иным способом. Анализируя приведенные выше нормы права в их совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что федеральным законодательством судьи не отнесены к тем категориям граждан, которым предоставляется специализированное жилое помещение для временного проживания, не отнесены законодателем такие жилые помещения и к специализированному фонду РФ. Правительство РФ является органом исполнительной власти и согласно требованиям действующего законодательства, разграничивающим компетенцию государственных органов в области жилищных отношений, не вправе принимать решения о внесении дополнений и изменений в федеральные законы, а именно: относить жилые помещения, выделяемые судьям в целях обеспечения их жилыми помещениями на основании федерального закона, к специализированному жилищному фонду после предоставления таких жилых помещений. Указанные правоотношения являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признал не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (то есть действующей редакции пункта 3 статьи 19 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе судей в Российской Федерации») в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей. В указанном постановлении Конституционный Суд РФ указал, что статус судьи определяется Конституцией РФ (статьи 118, 119, 120, 121, 122 и 124) с тем, чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранить доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не лично привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно - правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому. Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи со статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально - бытового обеспечения. Из этого исходит и Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном Конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации», являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничений или снижения уровня установленных ими гарантий, к числу которых законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением. Анализируя в совокупности указанные нормы права с обстоятельствами настоящего гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что отсутствие до настоящего времени установленного законодателем во исполнение названного постановления Конституционного Суда РФ порядка обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не должно препятствовать реализации права истца, как судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на получение жилья в собственность, поскольку такое право согласуется с принципом независимости судебной власти, направлено на сохранение уровня гарантий материального обеспечения истца, как судьи, соответствующего его высокому статусу. Кроме того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что содержащееся в пункте 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ положение, в соответствии с которым судьи утратили право на получение жилья в собственность бесплатно, нарушает закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства, поскольку одни судьи могли воспользоваться правом на бесплатное получение жилья в собственность в силу прежней редакции статьи 19 Закона о статусе судей, в то время как, другие судьи такого права лишены в виду изменившегося законодательства. Темникова С.А. до принятия данного Федерального закона, работала судьей Курчатовского районного суда <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и должна была быть обеспечена жилым помещением в период действия законодательства, предусматривающего право на бесплатное получение жилья в собственность. Названное положение Федерального закона не согласуется с законодательным закреплением единства статуса судей (статья 3 Закона о судебной системе, статья 2 Закона о статусе судей), гарантиями которого является и материальное обеспечение судей (часть 3 статьи 11 Закона о судебной системе, статьи 9, 19 Закона о статусе судей). Таким образом, лишение судей права на приобретение жилья в собственность снижает уровень материального обеспечения судей, что недопустимо в силу части 4 статьи 5 Закона о судебной системе и статьи 55 Конституции Российской Федерации. В силу же пункта «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы судоустройства, составной частью которых является правовой статус судей, относятся к ведению Российской Федерации. Конституция Российской Федерации закрепляет основы единого правового статуса судей в Российской Федерации. В развитие названных конституционных положений Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает гарантии независимости судей, одной из которых является предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу (пункт 1 статьи 9 названного закона). Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Темниковой С.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Темниковой С. А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить. Признать за Темниковой С. А. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - <адрес>А по <адрес> в <адрес>, общей площадью 40,1 кв.м. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Калининский районный суд <адрес>. Председательствующий судья Н.А. Жукова