Решение по иску о возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.



Дело № 2-231/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ.

         Калининский районный суд г.Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А.

         при секретаре Резаковой Л.И.

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скачковой Н.И. к администрации Калининского района г. Челябинска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО21. первоначально обратилась в суд с иском к ответчику администрации Калининского района г. Челябинска о возложении обязанности принять ее семью на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование иска указала, что при обращении в Администрацию Калининского района г. Челябинска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ей было незаконно отказано на том основании, что обеспеченность ее семьи общей площадью жилого помещения составляет более установленной учетной нормы на одного человека. Считает, что данный отказ является незаконным, так как обеспеченность ее и членов ее семьи общей площадью жилых помещений менее учетной нормы. Ей и членам ее семьи принадлежат доли в праве собственности на жилые помещения, находящиеся в общей долевой собственности лиц, не являющихся членами одной семьи, в связи с чем суммирование общую площадь таких помещений для определения уровня обеспеченности общей площадью является необоснованным.

В последующем истица уточнила исковые требования, просила признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий вместе с членами семьи: ФИО22., дочь ФИО24., для участия в программе «Молодая семья»

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация г. Челябинска.

В судебном заседании истец ФИО25. настаивала на удовлетворении исковых требованиях и пояснила, что проживает вместе членами своей семьи: дочерью ФИО26. и супругом ФИО27. в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, которая принадлежат на праве общей долевой собственности ей и ФИО28., который членом ее семьи не является, общего хозяйства с ней не ведет. Таким образом, в данной квартире проживают фактически две семьи, и общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи истицы, не превышает учетной нормы 10 кв.м.

       Представитель администрации Калининского района г. Челябинска ФИО29. возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на законность решения, вынесенного администрацией района, и отсутствие оснований для признания членов семьи истца нуждающимися в улучшении жилищных условий для целей участия в подпрограмме. В обоснование возражений на иск указала, что обеспеченность семьи истца общей площадью превышает уставленную учетную норму.       

        Третье лицо ФИО30., представитель администрации г. Челябинска не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено и подтверждается пояснениями истца, письмом администрации Калининского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельством о рождении серии , свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствами о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из технического паспорта справками ООО «ДЕЗ Калининского района» Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество о сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ1 года, справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права собственности, серии <адрес>, копией лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ, что:

ДД.ММ.ГГГГ у ФИО31. родилась дочь ФИО32

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак между ФИО33. и ФИО34., после заключения брака ФИО35 присвоена фамилия ФИО36

ДД.ММ.ГГГГ ФИО37. и ФИО38. выдано свидетельство о праве на наследство на 1/2 долю в праве собственности на двухкомнатную <адрес> в г. Челябинске общей площадью 46,60 кв.м. в равных долях каждому.

Право собственности ФИО39. на 1/4 долю в праве собственности на данное жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись.

3/4 доли в праве собственности на указанное жилое помещение принадлежит ФИО40. (свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

В указанной квартире зарегистрированы по месту жительства ФИО41. с ДД.ММ.ГГГГ, ее несовершеннолетняя дочь ФИО42 с ДД.ММ.ГГГГ, муж ФИО43. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО44 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО45. с ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о регистрации серии от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из технического паспорта на квартиру по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанное жилое помещение имеет общую площадь 46,6 кв.м., жилую площадь 26,1 кв.м. и состоит из двух смежных комнат площадью 7,2 кв.м. и 18,9 кв.м.

Лицевой счет на данное жилое помещение открыт на имя ФИО46.

Иных жилых помещений на праве собственности за ФИО47., ФИО48. не зарегистрировано (уведомления Управления Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, справка ОГУП «Обл.ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ).

ФИО49. принадлежит 1/5 доля в праве общей долевой собственности на четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 76,4 кв.м., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ

Сособственниками указанной квартиры в размере 1/5 доли каждый в праве собственности являются ФИО52., ФИО53., ФИО54., ФИО55.

В данном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства ФИО56 с ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО57., ФИО58Г., ФИО58Г., ФИО60., ФИО61., ФИО62. на основании свидетельства о регистрации серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО63 и ФИО56. обратились в администрацию Калининского района г. Челябинска с заявлением о признании их семьи, состоящей из 3 человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией района истице отказано в признании ее семьи нуждающейся в предоставлении жилых помещений на том основании, что обеспеченность семьи общей площадью на одного человека более установленной решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ на территории муниципального образования «Город Челябинск» учетной нормы в размере 10 кв.м.

В соответствии с преамбулой подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в г. Челябинске на 2011-2013 годы, основной целью подпрограммы является комплексное решение проблемы обеспечения жильем молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Участником подпрограммы может быть молодая семья, постоянно проживающая на территории г. Челябинска, соответствующая следующим условиям:

-возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не превышает 35 лет;

-признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 4, п. 5 настоящей подпрограммы;

       -наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно пп. 4, пп. 5 п. 1 главы 7 подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в настоящей подпрограмме осуществляется администрацией района города Челябинска по месту постоянного жительства (регистрации по месту жительства) молодой семьи.

Таким образом, данная подпрограмма не содержит специальных условий признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем подлежат применению нормы действующего жилищного законодательства.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются:

- не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения

-являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

         Согласно разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2009 г. N 604-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Васильева В. В. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации" такое положение направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства.

Общая площадь жилья, приходящаяся на одного проживающего, определяется как сумма общей площади жилья, принадлежащего заявителю и совместно проживающим с ним членам его семьи на праве собственности, и общей площади жилья, которое заявитель и совместно проживающие с ним члены его семьи используют для постоянного проживания по иным основаниям, исходя из количества совместно проживающих.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела и пояснениям истца, истец с членами его семьи фактически проживает в отдельной <адрес> в <адрес>, общей площадью 46,6 кв.м., находящейся в общей долевой собственности граждан, при этом порядок пользования помещениями в квартире между сособственниками не определен. Членами семьи ФИО63. ее брат Готовкин В.Н. и отец ФИО66., проживающие в указанной квартире, не являются.

На истца и членов его семьи (дочь ФИО67. и мужа ФИО56.) приходится в соответствии с ее долей в праве общей долевой собственности на принадлежащие ей жилое помещение- 11.65 кв. м.

На ФИО56. с учетом размера его доли в праве собственности на квартиру, приходится 15.28 кв. м. (76.4 кв. м. : 5).

Таким образом, на истца и членов ее семьи приходится в общей сложности 26.93 кв. м. общей площади, а на каждого члена семьи ФИО63 по 8,97 кв. м общей площади, что не превышает учетной нормы 10 кв.м., в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для признания семьи ФИО63. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» и о неправомерности отказа администрации Калининского района г. Челябинска в постановке на такой учет.

Истцом при обращении в администрацию Калининского района г.Челябинска, уполномоченную рассматривать заявления о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме, были представлены все необходимые документы, предусмотренные пп. 5 п. 1 главы 7 данной подпрограммы.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Калининского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку он нарушает права истца на участие в указанной подпрограмме, создает препятствие в их реализации.

Нарушенные права истцов подлежат восстановлению путем признания семьи ФИО63. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -197 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить иск Скачковой Н.И..

Признать семью Скачковой Н.И. состоящую из 3 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» городской целевой программы по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» в г. Челябинске на 2011-2013 годы, утвержденной Распоряжением администрации города Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы в Калининский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:                                            М.А. Решетова.