О возложении на администрацию муниципального образовательного учреждения обязанности



Дело 2-323 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Калязин 24 июня 2010г.

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Л.И.

при секретаре Кудрявцевой Е.С.,

с участием заместителя прокурора Калязинского района Тверской области Фомина А.А.,

представителя ответчика: муниципального образовательного учреждения «Городская основная общеобразовательная школа» Емельяновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Калязинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Городская основная общеобразовательная школа» о возложении на администрацию муниципального образовательного учреждения обязанности по оформлению прав на земельный участок, используемый для обслуживания здания образовательного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калязинского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц и просил возложить на администрацию муниципального образовательного учреждения «Городская основная общеобразовательная школа» обязанность по оформлению прав на земельный участок, используемый для обслуживания здания образовательного учреждения.

В судебном заседании заместитель прокурора Калязинского района Фомин А.А. в обоснование исковых требований пояснил, что прокуратурой Калязинского района проведена проверка исполнения законодательства об образовании в деятельности образовательных учреждений Калязинского района, в ходе которой было установлено, что земельный участок, используемый МОУ «Городская основная общеобразовательная школа» для обслуживания здания образовательного учреждения, ни на каком праве не закреплён. Использование администрацией МОУ «Городская основная общеобразовательная школа» земельного участка для осуществления образовательной деятельности, права на который не оформлены в установленном законом порядке, может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц, в связи с тем, что при отсутствии необходимых правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположено муниципальное образовательное учреждение, лицензирующий орган в сфере образования вправе отказать в выдаче лицензии или принять решение об отзыве имеющейся у дошкольного образовательного учреждения лицензии на осуществление образовательной деятельности, что в конечном итоге может привести к прекращению деятельности образовательного учреждения, в связи с чем прокурор просит суд возложить на ответчика обязанность в части выполнения требований закона по государственной регистрации права на земельный участок, используемый для обслуживания здания образовательного учреждения, в срок до Дата обезличена г.

Представитель ответчика - муниципального образовательного учреждения «Городская основная общеобразовательная школа» Емельянова М.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что в настоящее время государственная регистрация прав на земельный участок, используемый для обслуживания здания образовательного учреждения, не произведена, однако на основании распоряжения главы района начато формировании земельного участка.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что имеются все законные основания для удовлетворения исковых требований прокурора Калязинского района.

В соответствии со статьёй 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с преамбулой к Закону Российской Федерации от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании», образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

В соответствии со статьёй 3 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования. Физические и юридические лица, нарушившие законодательство Российской Федерации в области образования, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 5 Закона РФ «Об образовании», государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ «Об образовании», образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

В соответствии с пунктами 1-2 статьи 12 Закона РФ «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Согласно пункта 4 статьи 12 Закона РФ «Об образовании», к образовательным относятся учреждения следующих типов: 1)дошкольные; 2)общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).

В соответствии пунктом 7 части 3 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных районов может находиться имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время.

Согласно частей 1, 3, 6, 7 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдаётся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Во исполнение положения части 7 статьи 33 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), а также справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, подписанная руководителем соискателя лицензии.

Согласно пункта 23 того же Положения о лицензировании образовательной деятельности, основанием для отказа в выдаче лицензии является отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, лицензионным требованиям и условиям либо наличие недостоверных и искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с частями 1-2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно частям 1, 3, 4 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В соответствии с частями 1,3 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные учредителем за образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.

Судом по обстоятельствам настоящего дела установлено, что в отношении земельного участка, используемого МОУ «Городская основная общеобразовательная школа», на основании постановления Главы Калязинского района Номер обезличен от Дата обезличенаг. утверждена схема расположения земельного участка для обслуживания здания школы, проводятся работы по его формированию, установлению границ на местности, присвоению кадастрового номера и постановке на кадастровый учёт. Земельный участок, используемый МОУ «Городская основная общеобразовательная школа за указанным образовательным учреждением ни на каком праве не закреплен, что подтверждается материалами прокурорской проверки, а также ответом на запрос прокуратуры Калязинского района комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Калязинского района от Дата обезличена г., информацией Калязинского районного отдела УФРС по Тверской области от Дата обезличена года Номер обезличен, информацией муниципального органа управления образованием Калязинского района от Дата обезличена года Номер обезличен.

Оценивания предоставленные доказательства, суд считает, что выявленные прокурором Калязинского района Тверской области нарушения не отвечают установленным действующим законодательством РФ требованиям, и могут повлечь за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как использование администрацией МОУ «Городская основная общеобразовательная школа земельного участка для осуществления образовательной деятельности, права на который не оформлены в установленном законом порядке, может повлечь за собой негативное последствие в виде отказа лицензирующего органа в сфере образования в выдаче лицензии либо ее отзыве, что в конечном итоге может привести к прекращению деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, администрацией МОУ «Городская основная общеобразовательная школа» действительно нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, поэтому исковые требования прокурора Калязинского района подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Калязинского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Городская основная общеобразовательная школа» о возложении на администрацию муниципального образовательного учреждения обязанности по оформлению прав на земельный участок, используемый для обслуживания здания образовательного учреждения, удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образовательного учреждения «Городская основная общеобразовательная школа» обязанности по государственной регистрации права на земельный участок, используемый для обслуживания здания дошкольного образовательного учреждения, в срок до Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи кассационной жалобы через Калязинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Л.И.Осипова