О признании противоречащим законодательству отдельных положений устава муниципального образования



Дело 2-359 2010 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«16» июля 2010 г. г. Калязин

Калязинский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Л.И.

при секретаре Кудрявцевой Е.С.,

с участием зам. прокурора Калязинского района Тверской области Фомина А.А.,

представителя заинтересованных лиц Собрания депутатов Калязинского района Тверской области и главы Калязинского района Тверской области Озерова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Калязинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании противоречащими законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в силу отдельных положений устава муниципального образования «Калязинский район»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калязинского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в силу положение, содержащееся в ч.Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район», утвержденного решением Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличенаг. Номер обезличен «Об утверждении новой редакции устава муниципального образования «Калязинский район»-слова «могут быть также прекращены», мотивируя тем, что ч. 16 ст. 35 в редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6.10.2003г. №131-Ф3 определяла, что полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1.) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2.) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3.) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4.) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5.)в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

В соответствии с п. п. «г» ч. 11 ст. 8 федерального закона от 27.12.2009г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» в абзаце первом части 16 ст. 35 слова «могут быть также прекращены» заменены на слова «также прекращаются».

Однако, до настоящего времени положения ч. Номер обезличен устава Калязинского района в соответствие с нормами действующего федерального законодательства не приведены.

Указанное положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район» в случае наступления обстоятельств, указанных в ч. 16 ст. 35 федерального закона №131-Ф3, позволяет принимать решение о прекращении полномочий Собрания депутатов не в императивном порядке, а произвольно, в зависимости от усмотрения уполномоченного органа, что затрагивает права и интересы граждан в части реализации права на местное самоуправление, установленное ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации.

По мнению прокурора Калязинского района положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район» (слова «могут быть также прекращены»), противоречит законодательству и подлежит признанию недействующим.

В судебном заседании зам. прокурора Калязинского района Тверской области Фомин А.А. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Собрания депутатов Калязинского района и главы Калязинского района Озеров В.А. требования прокурора признал, с доводами согласился.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что законные основания для удовлетворения требований прокурора Калязинского района имеются.

К такому выводу суд приходит по следующим основаниям:

Собранием депутатов Калязинского района Дата обезличенаг. принято решение Номер обезличен, главой Калязинского района ФИО6 подписано решение Номер обезличен «Об утверждении новой редакции устава муниципального образования «Калязинский район». В соответствии с указанным решением представительного органа устав муниципального района изложен в новой редакции.

Указанное решение и текст устава муниципального образования «Калязинский района» опубликованы в районной общественно - политической газете «Вперед» в Номер обезличен от Дата обезличенаг.

В последующем изменения и дополнения в указанный текст устава, а также в решение Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличенаг. Номер обезличен не вносились.

Ст. Номер обезличен устава Калязинского района определяет правовые основы деятельности Собрания депутатов Калязинского района.

Ч. Номер обезличен устава устанавливает, что полномочия Собрания депутатов района могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска вследствие наступления ответственности перед государством в порядке и по основаниям, которые предусмотрены федеральным законом №131-Ф3. Полномочия Собрания депутатов Калязинского района могут быть также прекращены:

1.) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2.) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3.) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4.) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования.

Ст. 12 Конституции Российской Федерации определяет, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ст. 131 Конституции РФ определяет, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

В соответствии с Конституцией РФ принят и действует федеральный закон от 6.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Преамбула к федеральному закону определяет, что федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Ч. 16 ст. 35 в редакции федерального закона от 6.10.2003г. №131-Ф3 определяла, что полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1.) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2.) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3.) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4.) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5.) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

В соответствии с п. п. «г» ч. 11 ст. 8 федерального закона от 27.12.2009г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» в абзаце первом части 16 ст. 35 слова «могут быть также прекращены» заменены на слова «также прекращаются».

Однако, до настоящего времени положения ч. Номер обезличен устава Калязинского района в соответствие с нормами действующего федерального законодательства не приведены.

Указанное положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район» в случае наступления обстоятельств, указанных в ч. 16 ст. 35 федерального закона №131-Ф3, позволяет принимать решение о прекращении полномочий Собрания депутатов не в императивном порядке, а произвольно, в зависимости от усмотрения уполномоченного органа, что затрагивает права и интересы граждан в части реализации права на местное самоуправление, установленное ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.253 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Таким образом, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку положение, содержащееся в ч. Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район» (слова «могут быть также прекращены»), противоречит федеральному законодательству и в силу этого подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 253 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Признать противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в силу положение, содержащееся в ч.Номер обезличен устава муниципального образования «Калязинский район», утвержденного решением Собрания депутатов Калязинского района от Дата обезличенаг. Номер обезличен «Об утверждении новой редакции устава муниципального образования «Калязинский район»-слова «могут быть также прекращены».

Обязать Собрание депутатов Калязинского района Тверской области опубликовать сообщение о принятом решении в районной общественно - политической газете «Вперед» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи кассационной жалобы через Калязинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Л.И.Осипова